Деньги под контролем

Ровно год назад – 11 декабря 2002 года – закончилась вольготная жизнь страховых компаний, кредитных союзов, пенсионных фондов и ломбардов. Словом, всего того, что называется небанковским финансовым сектором. Именно в этот день указом президента был создан надзорный орган – Госкомфин, который возглавил бывший министр финансов и шеф финансового парламентского комитета Виктор Суслов. Сегодня господин Суслов уже почти разгреб «авгиевы конюшни» вверенной ему сферы и теперь пытается уговорить ведомства экономить государственные деньги. Однако обо все по порядку.
Согласно указу, возглавляемая Виктором Сусловым Государственная комиссия регулирования рынков финансовых услуг патронирует деятельность небанковских финансовых учреждений, к которым относятся страховые компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), лизинговые и факторинговые компании, доверительные общества, ломбарды. Это лишь часть рынка «денежного сервиса», который включает в себя несколько сегментов.

Во-первых, банковский сектор, который полностью курирует Нацбанк, точнее – департамент банковского надзора. Во-вторых, инвестиционные компании, работающие с акциями и другими ценными бумагами (векселя, облигации, т.п.). Они оказывают клиентам услуги, в том числе по обслуживанию попечительского счета для хранения ценных бумаг в депозитарии и по приобретению приватизированных предприятий. Этот рынок регулирует Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

В-третьих, все упомянутые выше небанки.

Но, бдительно надзирая за банками и кое-как за инвесткомпаниями, государство практически пустило на самотек зарабатывания денег в небанковском финансовом секторе. Под весьма либеральным контролем был лишь страховой рынок. Что же касается НПФ, кредитных союзов и особенно ломбардов, то до последнего времени не было даже четкой статистики, сколько подобных структур работает в Украине. Отличие в данных Госкомстата и ГНАУ исчислялось сотнями то ли неучтенных, то ли полуподпольных контор. Поэтому первое, что пришлось делать комиссии после решения собственных проблем (от получения здания до набора персонала), — это проводить полную инвентаризацию рынка. Пересчитав «неучтенных», Госкомфин принялся за установление правил игры на рынке.

Летом Верховная Рада с (не помню какой по счету) попытки, наконец, узаконила негосударственное пенсионное обеспечение. Помимо всего прочего, привлекательность данной сферы стала оцениваться ее удобством для минимизации налогового пресса: средства, перечисленные предприятиями в НПФ, автоматически выводятся из-под налога на прибыль. Понятно, что у целого ряда крупных компаний с внушительными оборотами тут же обнаружилось по зарегистрированному заранее пенсионному фондику. Вообще, на момент принятия закона в стране числились более 100 негосударственных пенсионных фондов. Сколько из них действовало реально, сказать трудно: по некоторым данным, не более 20. Поэтому Госкомфин выразил готовность пойти на индивидуализацию надзора за сектором НПФ.

Те фонды, которые были созданы ранее, сейчас начали перерегистрироваться. Некоторым предложили оформить себя в качестве финансовых организаций, в наименовании которых не будет названия «пенсионный фонд». Другие должны будут доказать, что они действительно занимаются пенсионным обеспечением.

Началась перерегистрация и кредитных союзов. Госкомиссия начала ее в сезон отпусков и планирует завершить до конца первого квартала 2004 года. Решение о перерегистрации союзов было связано не с законодательными новациями, а с тем, что ранее кредитные союзы не находились под государственным надзором. Сказать, что перепись «кредиток» — дело «плевое», я бы не решилась: по разным подсчетам в Украине действуют до 850 союзов. И некоторые трудно не то что зарегистрировать, а просто найти. Притом, что любой союз – это деньги вкладчиков, за которые до последнего времени никто не нес реальной ответственности.

Впрочем, самым интересным и финансово насыщенным является страховой рынок. На сегодняшний день в Украине работают 350 страховых компаний, 24 из которых предоставляют услуги исключительно по страхованию жизни. Однако большинство из них не имеют достаточно средств для того, чтобы выполнить новые требования относительно капитала (1,5 млн. евро для компаний, которые занимаются страхованием жизни, и 1,0 млн. евро — для компаний, занимающихся другими видами страхования). Сегодня активы страховщиков достигают 6 млрд. грн., размер собранных страховых премий – 3,5 млрд. грн., а уровень страховых выплат не превышает 10,1%. Это подтверждает мнение, что страховой рынок занимается чем угодно, только не страхованием.

По экспертным данным, на протяжении последних трех лет в страховой отрасли наблюдается рост дохода в виде премий на уровне 42%. Однако реальный рост рынка намного ниже, поскольку большая часть уплаченных премий приходится на финансовое перестрахование, схемы оптимизации налогообложения и краткосрочные полисы, приобретенные для сокращения базы налогообложения. При этом часто страховые компании создаются в составе крупных финансовых групп с целью сокращения и избежания уплаты налога на прибыль предприятий.

Еще одной проблемой рынка является конкуренция со стороны западных (или псевдозападных) компаний. Поэтому Госфинуслугу пришлось занять оборонительную позицию и попробовать отрегулировать присутствие в стране филиалов иностранных страховых компаний. Учитывая, что, вступая в ВТО, мы должны открыть рынок нараспашку, у комиссии могут возникнуть разногласия с теми государственными ведомствами, которые зациклились на евроинтегрировании и потому охотно подписывают самые «уступчивые» протоколы на переговорах с ВТО.

Еще одним камнем преткновения может стать попытка Суслова инициировать отмену 33 видов обязательного страхования из 43 существующих. Скажем, как относиться к такому виду бюджетного страхования как страхование от падения элементов космических аппаратов? Вряд ли кто-то когда-то получит возмещение на основании того, что ему на голову свалилась часть ракеты-носителя «Циклон». А денежки, тем не менее, отчисляются и оседают на счетах конкретных ведомств. И в целом это выливается в общий размер страховых премий в 225 млн. грн., из которых значительная часть – это государственные средства.

Не случайно, министерства и ведомства не захотели визировать разработанный комиссией законопроект о сокращении перечня «страховой обязаловки», хотя идея получила одобрение правительственного комитета и поддержку первых лиц страны в целом. Только МВД согласилось отказаться от страхования оружия. И то неплохо: по 17 грн. за каждую огнестрельную единицу – это миллионы казенных денег, которые теперь можно будет направить на социальные нужды милиционеров.

И последнее, чем нынче озабочен финансовый регулятор, — это принятие закона о ломбардах. Те умудрились просуществовать 11 с половиной лет независимости на основе еще советского законодательства, которое, конечно, не предусматривало, что залоговые конторы станут местами «отмыва» воровских «общаков» и конкурентами банков по масштабам финансового оборота. Сейчас в парламенте готовится ко второму чтению подготовленный комиссией закон о ломбардах. Конкурировавший с ним депутатский проект был снят с голосования его же авторами.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам