Издержки профессии

У каждой профессии свой круг общения. Врачи контактируют с больными, адвокаты с людьми, у которых неприятности, милиционеры – с теми, кого поймают. У журналистов, пишущих на экономические темы, круг общения в основном состоит из информированных лиц – экспертов, депутатов, чиновников и бизнесменов. Время от времени они попадают во власть, и тогда мое желание припасть к живительному источнику новостей наталкивается на естественную преграду – пресс-секретарей. И тогда все государственные мероприятия по повышению прозрачности власти и улучшению ее имиджа теряют всякий практический смысл.

Пресс-секретари бывают разные: одних хочется обнять, других – убить. И то и другое делать не следует, хотя бы потому, что никто из практикующих журналистов не застрахован от подобной участи. 10 лет назад (где-то на третьем курсе университета) я тоже на короткое время приобщилась к пресс-секретарскому хлебу. Моей главной задачей было вычеркивание из списков приглашенных на фуршет тех коллег, на кого не хватало бутербродов. Закончилось все печально: давшая работу контора закрылась, а «тусовка» долго не прощала «фильтрование» по бутербродному принципу. И не прощала справедливо.

С тех пор прошло много лет, наполненных налаживанием полезных связей, поиском надежных источников и добровольных ньюсмейкеров. Поскольку «век» госдеятеля недолог, носители информации менялись, как и актуальность выдаваемых ими сведений. Но проблема оставалась та же: как уравновесить наш профессиональный интерес с их политическими задачами и не превратить в бесплатный сливной бачок никому не нужных «ньюсов». Все время, пока акулы пера проходили жесткий треннинг в условиях, максимально приближенных к «кидалову», в природе работы пресс-секретарей мало что поменялось. Если систематизировать их наиболее часто встречающиеся типы, можно выделить пять следующих категорий.

«Ассистенты». Они незаметны, как мыши, и полезны, как витамин С. Не мешают работать журналистам и не навязывают сопутствующих услуг руководству. У них можно оперативно спросить нужный телефон, согласовать текст, заказать пропуск и узнать то, что тебе действительно необходимо. Они быстро определяют, какой круг пишущей братии составляет пул их босса, и становятся этому кругу надежным проводником. С ними комфортно и приятно общаться, но они всегда держат дистанцию, памятуя, что у грамотного пресс-секретаря утечка информации бывает только умышленной. В принципе, это западный стиль работы. В Украине представители подобного подвида встречаются не так уж и часто. Возможно, потому что у нас нет ни единого учебного заведения, где готовят пресс-менеджеров: все наши «речники» самоучки.

«Живчики». Эти активны и расторопны. Со всеми дружат, всюду бывают. Создают свой собственный пул, заводят тесные контакты с полезными «писаками», организовывают пиар-кампании (поскольку обычно распоряжаются бюджетом) и вдохновенно интригуют. У них можно выведать кучу интересного и даже пикантного, хотя нельзя забывать, что «живчики», как правило, говорят больше, чем знают, и обещают больше, чем могут. Склонность к интригам порой выводит их на самостоятельные игры, которые заканчиваются скандалом и отставкой любимого шефа. Но без работы эти кадры не сидят: они с легкостью решают ими же созданные проблемы, и, заслужив похвалу, несутся дальше на крыльях пиара.

«Церберы». Тяжелый случай. Пресс-секретари этой категории уверены, что их задача охранять покой руководителя. За «железный» занавес не могут пробиться даже «свои», не говоря уже о «чужих». Обожают переписывать интервью босса до состояния «Оды радости» и воспитывать вольнодумцев в стиле Гестапо. Такой кадр когда-то кормился в одном экономическом ведомстве и полтора часа по телефону учил меня составлять вопросы его шефу. Потом мне рассказали, что парень не просто самоучка, а еще и недоучка: закончил два курса понтонного военного училища, где, видимо, неплохо освоил искусство «гонять понты». Однако и тут не все потеряно. У «церберов» есть маленькая слабость: они панически боятся людей, от которых зависит их карьера, и легко превращаются в «подлиз». Поэтому случайная встреча с одним влиятельным лицом резко изменила характер поведения нашего «понтонщика»: он стал прилипчив как мозольный пластырь – и туда позовет, и сюда позвонит. В общем, не пресс-секретарь, а скорая информационная помощь. Жалко, что больше в ведомстве он не работает…

«Подлизы». Как правило, переусердием «болеют» помощники «проблемных» чиновников и коммерсантов, экономящих на рекламном бюджете. Любят лежать на плече, заглядывать в глаза, просить о бесплатных услугах. Часто звонят, настойчиво приглашают, но при этом контакты с ними абсолютно бесполезны, как в информационном, так и в меркантильном плане. Увы, но правила игры на информационном рынке жестки: «невкусный продукт» не пользуется спросом даже по дружбе…

«Выхухоль». Этот тип самый вредный и, как правило, произрастает из подобранных добрыми руководителями безработных журналистов. Ничего не делает, не умеет делать и не собирается учиться. Пресс-релизы пишет неохотно, поздравления – и того хуже. Решение любого вопроса затягивает до бесконечности, просто из вредности. У них нет конкретных целей и амбиций, зато всегда имеются материальные проблемы. Как показывает опыт, именно «выхухоли» падки на «зелень», которую им ссужают нетерпеливые борзописцы, полагающие, что платный доступ к информированному «телу» лучше, чем бесконечное и бесперспективное ожидание рандеву.

Наверное, мне бы не пришло в голову тратить время на подобную писанину, если бы не один случай: недавно на заградительный фильтр в виде усердного пресс-секретаря напоролась наша новая сотрудница. Обычное дело: пришла в не самое крутое ведомство девочка-студентка за пустяковым комментарием, о котором было триста раз договорено со всеми причастными к этому делу лицами, но пресс-секретарь, скорчив важную мину, объяснила ей, что это очень непростой вопрос. И сначала нужно решить его с «первым лицом». А поскольку «первое лицо» недостижимо как Джомолунгма, то раньше, чем через неделю появляться в данных стенах не стоит. К счастью, последнее утверждение было неправдой: руководитель этого ведомства всегда охотно идет на контакт с прессой. Пришлось набирать телефон приемной, благо тамошняя секретарь вполне понимает проблемы журналистов. Короткий разговор, и «должностное лицо», надев улыбку, выдало нашей студентке необходимый комплект комментариев. Лично. Все это заняло 10 минут полезного времени и несколько дней, потраченных впустую на «переговоры». И подобная ситуация в нашей практике типична.

Справедливости ради стоит заметить, что политики и госмужи продолжают бояться прессы, поскольку любое случайно опубликованное их высказывание «не в струю» может закончиться скандалом или отставкой. Более того, многие из них просто не любят говорить: у них это не совсем получается. И бдительный пресс-секретарь необходим как фильтр или как «затемненное стекло», удачно скрывающее недостатки шефа. Это к вопросу о прозрачности власти в целом.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам