Чубайс не состоялся

Запланированный на 18 ноября визит председателя правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса в Киев отложен на неопределенный срок. По одной информации, это связано с болезнью Леонида Кучмы, с которым Анатолий Борисович очень хотел встретиться, по другой – с отпуском министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова, в который тот ушел с понедельника. Вообще, явное несовпадение взглядов Ермилова и Чубайса на приватизацию оставшихся украинских облэнерго грозит непростым конфликтом, разрешить который, без вмешательства главы государства, будет проблематично.

То, что влиятельные российские структуры интересуются украинской электроэнергетикой, было ясно давным-давно. Во время премьерства Виктора Ющенко западные консультанты, в частности ЕБРР, уговорили реформаторов не допускать РАО «ЕЭС» и его буферную структуру ООО «Полтавасельхозэнерго» к конкурсу по продаже контрольных пакетов акций трех украинских энергоснабжающих компаний (ОАО «Киев-«, «Житомир-» и «Ривнеоблэнерго»). В частности, такую рекомендацию ФГИ дал директор отдела энергетики ЕБРР Энтони Марш в ответ на просьбу заместителя председателя ФГИ Леонида Кальниченко относительно целесообразности участия в конкурсе пяти компаний: «Kansai Electric Power» (Япония), «Vychodoslovenske energeticke zavody» (Словакия), «Bewag» (Германия), РАО «ЕЭС России» (РФ) и ООО «Полтавасельхозэнерго» (Украина). Наши послушались ЕБРР и переписали из его письма формулировку, что РАО не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к промышленным инвесторам.

Дело в том, что на тот момент реформаторы напряженно ждали от ЕБРР кредита в размере EUR100 млн. на закупку топлива для украинских генерирующих компаний. А одним из условий его предоставления было согласование с банком списка участников конкурсов по продаже шести украинских облэнерго: ОАО «Киев-«, «Житомир-» и «Ривне-, Херсон-» и «Кировоградоблэнерго», а также «Севастопольэнерго»). В результате, облэнерго достались словакам и американцам, мы получили кредит в EUR100 млн., а россияне оказались разменной монетой данной коммерческой сделки. Однако интереса к приватизации наших энергогенерирующих компаний не потеряли.

Большая стратегия

В середине октября глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс заявил о том, что его структура намерена принять участие в приватизации украинской энергосистемы. Заявлено это было на заседании Электроэнергетического совета СНГ и звучало так: «Я не исключаю, что мы проведем соответствующие переговоры о приватизации украинской энергосистемы с президентом Украины и нашими украинскими коллегами. Наша компания заинтересована в подобном сотрудничестве».

В тот же день стало известно, что «ЕЭС России» уже договорились о совместной политике в странах СНГ с ОАО «Газпром». И энергозависимой от поставок российского газа Украине пришлось свыкаться с тем, что планы «Газпрома» и «ЕЭС России» – стать главным энергетическим донором Европы – переходят из теоретической стадии в стадию практическую. Кстати, у этих двух компаний есть еще одна общность: они основные акционеры Национального резервного банка (НРБ) – держателя так называемых «газпромовок», в которых заключен долг Украины за газ. Так вот, в России прекрасно помнят, что на момент распада СССР Украина экспортировала электроэнергию на $1,5 млрд. в год. Потребителями выступали Венгрия, Австрия, Польша, Болгария и Румыния. Правда, рассчитывались (а, проще говоря, перечисляли деньги) они в Москве: по многолетней привычке — во «Внешэкономбанке». Пока «переучитывались», экспортный рынок электроэнергии погиб. Энергосистемы России и Украины разъединились. А проблема расчетов из межгосударственной превратилась в национальную. Теперь же при разумном подходе объединенная вновь энергосистема двух стран способна произвести столько электроэнергии, сколько хватит значительной части Старого Света, страдающей от перегрузки собственных электросетей.

План грандиозный, его бюджет исчисляется миллиардами, а для реализации активно достраиваются новые газопроводы и планируются энергосистемы. Если идею удастся реализовать полностью, значительная часть континента окажется в энергетической зависимости от Москвы. А, как правильно учат нас «національно свідомі» политики, там, где заканчивается энергетическая зависимость, начинается политическая. Таким образом, договор о совместных действиях РАО «ЕЭС» с «Газпромом» – это не декларация, а своего рода бизнес-план, в который посвящен Европейский Союз, также создающий единую систему электроэнергетики, стандарты которой значительно отличаются от бывших советских.

И на уровне европейских и российских дипломатов уже не раз поднимался вопрос если не об объединении двух систем, то о перетоке российской электроэнергии на Запад. Украина в таком проекте может играть роль посредника, ведь именно через ее территорию и энергетическую инфраструктуру можно осуществлять экспорт российской энергии. Тем более что во времена СССР подобный переток осуществлялся через Западную Украину, где до сих пор существуют (правда, как утверждают специалисты, в аварийном состоянии) установки для так называемого выравнивания тока до европейских стандартов.

Испытание нервной системы

То, что топ-менеджеру РАО «ЕЭС», мыслящему планетарными категориями, позарез нужны украинские облэнерго, смекнули и наши чиновники. Не зря ведь коммерсанты утверждают: легче всего поднять цену, когда клиент нервничает. А у Анатолия Борисовича не так уж много времени на уговоры министра Сергея Ермилова и вице-премьера Виталия Гайдука.

Сначала в правительственных кабинетах намекали, что РАО посягает на приватизацию Объединенной энергетической системы, что запрещено специальным законом. Потом поняли, что речь не пойдет дальше приватизации непроданных пакетов акций облэнерго, а создание ЕЭП уже не позволит отстранить РАО «ЕЭС» от участия в конкурсах, и приняли другую тактику игры.

17 ноября министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов заявил, что участие АО «ЕЭС России» в приватизации украинской энергетики до завершения приватизации самого РАО нецелесообразно. «По-моему, это абсурд – государственной структуре объявлять о приватизации другого объекта», – сказал он. Ермилов высказал мнение, что вначале нужно приватизировать РАО «ЕЭС», и тогда «собственники РАО «ЕЭС» должны решить, будут они участвовать в приватизации или нет».

«Если РАО «ЕЭС» что-то хочет у нас купить, это будет говорить о национализации Россией части украинской энергосистемы. Если РАО «ЕЭС» будет приватизировано, то, пожалуйста», – отметил министр.

Его не смутил даже тот факт, что «ЕЭС России» владеет энергоактивами в Грузии, а также управляет энергообъектами в Армении. Более того, в тот момент, когда пишется этот материал, делегация в количестве пяти человек, представляющих министерство энергетики, министерство имущественных отношений РФ и РАО «ЕЭС России», подписывает в Ереване проекты окончательных документов по передаче 100% акций государственного ЗАО «Разданская ТЭС» (на долю которой приходится 20% от годовой выработки электроэнергии в республике) в собственность России. В счет погашения внешнего долга Армении РФ в $93,7 млн.

Понятное дело, что о сговорчивости украинских чиновников можно будет говорить после того, как свою позицию по данному вопросу выскажет Леонид Кучма. Именно поэтому Анатолий Борисович подчеркнул в выступлении на Энергетическом форуме, что «мы проведем соответствующие переговоры с президентом Украины». Поскольку президент заболел, визит Чубайса потерял смысл: идти на встречи с руководством министерства топлива и энергетики без мнения главы государства бессмысленно. Проблема в том, что совет директоров РАО уже в ближайшее время должен принять решение о судьбе энергоактивов в странах СНГ, которые в настоящее время приобретает компания. И несостоявшиеся переговоры Чубайса в Киеве добавляют ему минусов, полное собрание которых позволит Владимиру Путину задуматься о соответствии неудобного топ-менеджера должности.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам