"Наждачная революция"

Осень – время обострений. Люди становятся нервными, вспыхивают, как спички, от любого пустяка и готовы зубами перегрызть горло друг другу. Этот феномен давно подмечен психиатрами и политологами. Расхожий журналистский штамп – «горячая осень» – оправдывается из года в год. На этот раз повторяется ситуация начала 2000 года: альтернативное заседание парламентского большинства в бывшем музее Ульянова-Ленина. Напомним, что уже сорвано шесть «голосовательных» дней в Верховной Раде. Сначала парламентскую трибуну блокировали социалисты, требуя немедленного принятия закона о выборах народных депутатов на пропорциональной основе. Затем «оккупацией» президиума ВР стали увлекаться «нашеукраинцы».

Они требовали немедленного вызова в парламент министра внутренних дел и главы СБУ для отчета по так называемым «донецким событиям». Это когда Виктору Ющенко не дали провести съезд во Дворце культуры «Юность». Работа Верховной Рады была заблокирована наглухо. «Большевикам» удалось лишь принять в первом чтении проект государственного бюджета на 2004 год. Причем сделано это было практически «вслепую»: представители «НУ» не дали возможности первому вице-премьеру Николаю Азарову сделать доклад, и в результате представители пропрезидентского большинства голосовали без соблюдения регламентных процедур. Просто чтобы досадить «нашеукраинцам», представитель которых – глава бюджетного комитета Петр Порошенко – как раз и отвечает за своевременное и качественное принятие главного финансового документа страны.

Затем начался форменный «дурдом»: президент внес на утверждение ВР новую кандидатуру генерального прокурора. Сбылась давняя мечта первого вице-спикера Геннадия Васильева. Еще никогда он не был так близок к достижению своей заветной цели. Сразу же начались разговоры о ротации всего руководства парламента. Если Васильев освобождает свое кресло, то надо избирать нового первого зама спикера Владимира Литвина. Свою лепту в эскалацию напряженности внесли и объединенные социал-демократы, которые объявили об отзыве вице-спикера Александра Зинченко. Зинченко был исключен из рядов СДПУ(о) за раскольничество, а квота в президиуме формально принадлежит именно социал-демократам. Литвин занервничал, поскольку, когда меняют двух замов, можно ожидать всякого. В том числе и собственной отставки. На таком «пограничном состоянии» Владимира Михайловича попытались сыграть «нашеукраинцы», которые старательно запугивали спикера вероятностью пакетной смены президиума ВР: «Давай, Володя, дружить с нами, поскольку эти гадкие «большевики» задумали недоброе. Помоги нам вызвать в парламент силовиков, а мы тебе поможем».

«Нашеукраинцам» действительно удалось довести Владимира Литвина до нужной кондиции. «Большевики» поняли: «мы его теряем». Точнее, можем потерять. Была проведена комплексная психотерапия. Сначала постоянный представитель президента в парламенте Александр Задорожный выступил с заявлением, общий смысл которого сводится к следующему: «Бояться не надо, никто тебя трогать не будет. А вместо первого вице-спикера мы назначим Адама Мартынюка. Никакого пакетного голосования не будет, поскольку должность генерального прокурора не может быть выставлена на торги». Опять-таки формально кресло первого зама Литвина принадлежит донецким. Самого Васильева причислить к «лику донов» можно лишь чисто географически, поскольку он, скажем так, является относительно самостоятельной фигурой в регионе. Типа, у меня есть маленький свечной заводик, мирно себе работаю, примусы починяю…

После Задорожного в роли психоаналитика выступила «Трудовая Украина», которая чуть ли не грудью встала на защиту Литвина, а также первого вице-премьера Николая Азарова. «Руки прочь от Володи и Коли! Не дадим «отморозкам» отобрать у Яновича кресло министра финансов!». Николай Янович, как известно, одновременно является и первым вице-премьером, и министром финансов.

Заключительную точку в «истории ротационной болезни» поставил президент. Он признал, что двух замов спикера менять можно, но самого Литвина трогать нельзя.

Пока шли эти разговоры о перемещениях в составе высшего парламентского руководства, ситуация продолжала накаляться. «Нашеукраинцы» стояли насмерть: блокировали и будем продолжать блокировать, пока не создадите специальную комиссию для расследования «донецких непотребств» и не вызовете в ВР силовиков. Владимир Михайлович прилагал титанические усилия для урегулирования конфликта, даже шел на нарушение регламента работы ВР, но все без толку. Тем временем из Конституционного суда (КС) в парламент вернулся призрак политической реформы. КС одобрил два проекта модернизации Основного закона: так называемый вариант Александра Мороза–Виктора Мусияки и Виктора Медведчука–Петра Симоненко. Главное то, что, как оказалось, президента Украины можно менять и без участия народа. Для этого достаточно 450 депутатов. Для реализации конституционной реформы остается совсем мало времени: на текущей сессии, до декабря, парламентарии должны проголосовать за какой-нибудь вариант обычным большинством (226 голосов), а на следующей сессии, в феврале, конституционным (300 голосов). Чтобы стимулировать работу народных избранников, глава государства решил «заточить» свои полномочия по роспуску Верховной Рады. Это явный признак того, что намечаются серьезные политические события. «Заточку» должен проводить Конституционный суд. Леонид Данилович попросил судей разъяснить, как на практике применить норму Основного закона, в соответствии с которой глава государства может послать всех депутатов подальше, если в течение 30 дней заседания ВР не могут начаться. А то получается, что спикер открывает сессию, все регистрируются, «нашеукраинцы» блокируют трибуну, проводятся консультации и Литвин досрочно закрывает сессию. Вроде никакой работы нет, а заседания проводятся…

Угроза роспуска, конституционная реформа, ротация руководства парламента, утверждение генерального прокурора, принятие во втором чтении проекта государственного бюджета на 2004 год… Скопилась критическая масса вопросов, требующих немедленного решения. Все это очень напоминает ситуацию, сложившуюся накануне первой парламентской революции: спикер Александр Ткаченко чуть ли не круглосуточно сидит в своем кресле, поскольку понимает – стоит ему встать, и он окажется в сессионном зале. «Большевики» в дорогих костюмах изображают из себя революционную толпу, блокируя парламентскую трибуну. Но сделать ничего не могут, поскольку существует регламентная норма – заседание ВР считают открытыми, если в зале зарегистрируется не меньше 300-х депутатов. Представителей большинства всего 250-260. Коммунисты и социалисты защищают Ткаченко и не регистрируются. Ситуация патовая. Потом все идут в «Украинский дом», меняют Ткаченко на Ивана Плюща, первым вице-спикером становится Виктор Медведчук, просто заместителем – Степан Гавриш. Мгновенно утверждаются изменения в регламент работы ВР. (Кстати, именно с тех времен депутаты голосуют только по четвергам – трудно было регулярно собирать в зале необходимое количество «большевиков». Только недавно принято решение голосовать еще и по вторникам).

Три года назад были также созданы и правовые предпосылки для проведения «альтернативного заседания» парламента. Конституционный суд признал, что депутаты могут собираться где угодно. В том числе, и вне стен Верховной Рады. Более того, все решения, которые принимаются на таком собрании, правомочны.

Во вторник, 18 ноября, может произойти вторая парламентская революция. Во всяком случае, эта идея активно обсуждается и разрабатываются соответствующие сценарии. Готовятся сразу три «запасные площадки», чтобы запутать «нашеукраинцев». Не смогут же они разорваться между «Украинским домом» и… В общем, есть один зал, расположенный на значительном удалении от центра. Предварительно разделены все портфели руководителей комитетов, которые контролируются пока «нашеукраинцами» и «тимошенковцами». Социалистов и коммунистов пока не трогают. Но есть целый ряд проблем, решить которые организаторы революции пока не могут.

Во-первых, кто будет вести революционное заседание Верховной Рады? Спикер Владимир Литвин? Владимир Михайлович уже успел публично завить, что не собирается участвовать в альтернативном заседании. В таком случае, существует стопроцентная гарантия того, что он останется без кресла. «Большевикам» не нужен председатель парламента, пытающийся в столь напряженный момент вести самостоятельную игру. А «нашеукраинцам» спикер Литвин нужен лишь для сдерживания наступления парламентского большинства. Положение у Владимира Михайловича очень тяжелое. Он пытается балансировать между двух огней.

Первый вице-спикер Геннадий Васильев? Должность генерального прокурора, конечно, очень ценный приз. Но не настолько ценный, чтобы Васильев, имеющий репутацию крайне осторожного политика, безоглядно рисковал. И хочется, и колется. Поэтому его позиция пока не ясна.

Вице-спикер Александр Зинченко? С довольно большой долей вероятности можно говорить о том, что он на это не пойдет. Достаточно упомянуть, что объединенные социал-демократы являются одними из главных организаторов революционного процесса. Они не станут рассчитывать на человека, которого сами же и пытаются сместить с кресла вице-спикера.

Во-вторых, кто придет на альтернативное заседание Верховной Рады? Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Сказать, что «большевики» являются однородной массой, которую можно построить в колонну по четыре и отконвоировать в нужное место – нельзя. Это полная «лажа». У каждой из восьми фракций большинства есть целый набор требований и интересов, об удовлетворении которых необходимо договориться перед началом «революционного заседания».

«Регионы Украины». Потребуют выдвижения Януковича в качестве единого кандидата. Кроме того, станут настойчиво просить предоставить премьеру свободу в проведении кадровой «зачистки правительства». Могут заодно потребовать отставки Виктора Медведчука и солидной компенсации за утраченное кресло первого вице-спикера.

«Трудовая Украина». Половина «трудовиков» согласна отправиться «в круиз», половина – нет. Выступают против отставки Литвина, что уже свидетельствует о проблемах с реализацией плана проведения альтернативного заседания.

СДПУ(о). Для них любой кризис – привычная среда обитания. На особые кадровые и иные преференции не рассчитывают, поскольку понимают, что в усеченном варианте большинства их роль автоматически возрастет.

«НДП – «Демократические инициативы». Сопредседатели фракции Валерий Пустовойтенко и Степан Гавриш являются профессиональными бунтарями. Проблема заключается в том, что бунтуют они не против «Нашей Украины». Их специализация – шантаж «большевиков». «Если вы не удовлетворите наши кадровые амбиции, то мы выйдем из состава парламентского большинства». Это типичный прием, который они используют всякий раз, когда оказываются без «кадровой пайки».

«Европейский выбор». Профессиональные защитники интересов Николая Азарова. В этом отношении их позиция совпадает с позицией «трудовиков».

«Народный выбор». Небольшая группа депутатов, которая пытается координировать свои действия с «трудовиками». Может поиграть в самостоятельность, благо представляется удобный случай.

«Народовластие». Глубоко законспирированная группировка, пытающаяся стать опорой спикера Владимира Литвина, но работающая на Виктора Медведчука. Тяжелый случай.

«Аграрники». Карликовая фракция, лидер которой любит и Литвина, и Ющенко, но больше всего переживает за судьбу аграрного блока правительства, который укомплектован ее ставленниками.

Донецкие хотят своего президента и бюджетный комитет, «трудовики» против отставки Литвина, который, в свою очередь, не хочет участвовать в революционной авантюре, эсдеки стремятся завалить премьера, но чужими руками… Скоординировать такие противоречивые интересы для запуска альтернативного заседания ВР очень трудно. Если бы Виктор Медведчук занимал должность первого вице-спикера, то он бы смог провернуть эту акцию. Но он в Администрации президента, а его боевому представителю – Нестору Шуфричу – не хватает опыта и способностей для ведения такой глобальной игры.

В-третьих, необходимо учитывать тот факт, что без коммунистов проводить выездное заседание ВР бессмысленно. Мало собрать в «Украинском доме» (или где-нибудь еще) простое большинство. Надо еще организовать конституционное большинство (300 голосов), поскольку цель стоит достаточно четкая – изменить Конституцию. Петр Симоненко чересчур опытный боец, чтобы в открытую проворачивать подобную операцию. Да, от места первого вице-спикера левые не откажутся. Но они не могут собираться в одном помещении с «большевиками». Следовательно, с ними придется договариваться на перспективу. Причем коммунисты оказываются держателями «золотой конституционной акции». Без них кина не будет…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам