Кандидат-невидимка

Лучший способ избавления от стрессов – это 150 граммов спиртного. Накатил в уик-энд, и даже электронная версия газеты «Украинская правда» не кажется такой провокативной и одиозной. Как и те, кто в нее пишут. Хотя на пресс-конференции, которую глава государства традиционно проводит для журналистов, один из корреспондентов интернет-издания заставил Леонида Даниловича выйти из себя.
Когда заявил в лицо президенту Национальной телерадиокомпании, что все его слова – «брехня». Словесная перепалка между хозяином «первой кнопки» и журналистом разразилась в результате дискуссии по поводу темников, на основе которых строятся телевизионные сюжеты на трех главных каналах страны: УТ-1, «Интере» и «плюсах». Сам Леонид Кучма заявил, что «Интер» и «1+1» являются частными телекомпаниями, и влиять на их политику глава государства не имеет никакого права. А вот что касается Первого национального, то президент предложил ответить Савенко на этот вопрос. Ответ был таким: пресловутые «темники», рассылаемые во все СМИ, г-н Савенко видел только один раз и то в руках журналиста Андрея Шевченко, когда тот выступал на парламентских слушаниях по проблеме свободы слова. В ответ на эту исповедь и прозвучало обвинение в искажении действительности со стороны юного правдолюбца из «УП». Причем порыв был настолько экспансивен, что «достал» и главу государства: Кучма намекнул, что сотруднику оппозиционного издания придется перекрыть доступ на брифинги в АП.

Это, пожалуй, был единственный инцидент на пресс-конференции. Если, конечно, не считать признания Леонида Даниловича, что опасность его жизни грозит гораздо чаще, чем тому же Виктору Ющенко, который публично заявил, что несколько десятков киллеров, нанятых сами понимаете кем, готовят на него покушение. Сейчас эту информацию тщательно проверяют сотрудники ведомства Игоря Смешко, но пока никаких наемников вблизи офиса «Наша Украина» обнаружить не удалось. Зато выяснилось, что глава государства подвергается немалому риску всякий раз, когда отправляется в зарубежный вояж. Причина проста: президентский самолет настолько ненадежен, что у него отваливаются шасси (как было во время визита в Марокко) и прочие детали. Собственно говоря, Леонид Данилович остается жив, только благодаря высокому профессионализму экипажа.

На месте министра транспорта Георгия Кирпы я бы уже писал заявление об отставке. Но глава минтранса не может этого сделать, поскольку является членом коалиционного правительства, и любое телодвижение министров должно быть согласовано с представителями парламентского большинства. Вот взять, к примеру, Николая Азарова. Некоторые считают, что следует обрезать вице-премьерские полномочия Николая Яновича, сохранив за ним только статус министра финансов. Вполне понятное желания накануне принятия бюджета-2004, от которого во многом зависит и ход, и итог президентских выборов. Поэтому Леонид Кучма считает, что Азарова сохранить надо – по крайней мере, до тех пор, пока идет бюджетный процесс. А дальше? Дальше личное дело Виктора Януковича, который намекнул, что ротации в правительстве намечены на декабрь, но при этом «забыл» посоветоваться с фракциями, формировавшими Кабинет министров. Возможно, эта оплошность будет исправлена, тем более что глава государства прозрачно намекнул, что сначала следует читать соглашение, подписанное в Мариинском дворце между премьером и «большевиками», а потом ротировать министров.

В общем, Николай Янович может рассчитывать на личное покровительство президента. Как, впрочем, и спикер Владимир Литвин. По словам Леонида Кучмы, смена главы парламента, которой угрожают Литвину, – «чистый абсурд». Фактически президент однозначно высказался за то, чтобы Владимир Михайлович оставался на своем месте. Все остальное: внутреннее дело парламента. Под всем остальным подразумевается утверждение Геннадия Васильева в должности генпрокурора и возможная отставка вице-спикера Зинченко. По поводу Васильева все уже решено: Леонид Кучма заявил, что Геннадий Андреевич отличная кандидатура по многим параметрам. Во-первых, он нечто среднее между чересчур закрытым Потебенько и слишком публичным Пискуном. Так называемая «золотая середина». Во-вторых, у Васильева имеется опыт работы по специальности, в то время как Пискун пришел в это кресло из ГНАУ. Кроме того, годичное общение с парламентариями в качестве первого вице-спикера должно помочь Геннадию Андреевичу установить контакт с ВР буквально с первой минуты.

Впрочем, контакт уже есть: 240 «большевиков» согласны отдать свои голоса в поддержку Васильева после консультаций с президентом. Что касается Зинченко, то тут все не так уж просто. С одной стороны, глава государства дал понять, что особой необходимости замены Александра Алексеевича он не видит. Да и процедура эта непростая… При этом Кучма постарался отвести подозрения в организации президиумного «терракта» от социал-демократов, подчеркнув, что Зинченко из партии исключили не вчера. И, дескать, если бы СДПУ(о) хотела его замены, то подняла бы вопрос о ротации президиума пару месяцев назад. Вообще, Леонид Данилович достаточно тепло отзывался об объединенных социал-демократах. В частности, дал понять: Виктор Медведчук и его партийные товарищи – это члены одной команды, президентской. «В моей команде работают люди, которые разделяют мнение президента. И делают то, что им скажут. Дискуссий у меня не будет – в АП не парламент», – довольно резко сказал Кучма.

В общем, можно предположить, что эсдеки получили индульгенцию, что называется, из первых рук, до 2004 года. Правда, что будет после этого – неясно. С одной стороны, президент заявил, что на третий срок баллотироваться не собирается. Но при этом затруднился ответить, сколько сроков он уже отслужил – один или два. А кроме того, Леонид Данилович предположил, что разговоры о продлении его полномочий связаны с тем, что украинские политики посмотрели, как обстоят дела в той же Грузии, и поняли, что в Украине лучше. Соответственно, следует сохранять президента хотя бы по одной причине – «чтобы не было войны». Кстати, Леонид Данилович заверил, что ничего подобного не будет – как внутри Украины, так и за ее пределами. Имеется в виду конфликт вокруг острова Тузла, который продолжает тихо тлеть. Но, как говорится, из искры всегда может возгореться пламя. Особенно после заявлений министра обороны РФ о неправильности расположения приграничных столбов. Тем не менее, позиция Украины в этом вопросе остается твердой:

1) Коса Тузла- украинская территория;

2) пересмотра границы мы не допустим;

3) граница должна пройти как по суше, так и по морскому дну в Керченском проливе.

Вот на этой основе и будут вестись переговоры с россиянами. К слову, Леонид Данилович заметил, что тональность разговора о принадлежности острова заметно изменилась после его встречи с Путиным. Да и самой России невыгодно обострять отношения с Украиной, заметил президент. Потому что еще неизвестно, кто больше в ком заинтересован: Украина в России, или – наоборот.

Однако то, что украино-российские отношения нуждаются в ревизии, остается фактом. Как и то, что конфликт с Россией подтолкнул нас в «объятия Европы». «Вы думаете, почему я так много мотаюсь по миру?» – задал вопрос Кучма. И сам на него ответил: Украине при всей динамике ее экономики нужны рынки сбыта. И найти их можно только в Европейском союзе, поскольку наши традиционные партнеры (Венгрия, Польша) с Нового года станут членами ЕС и станут играть по европейским правилам. С ЕЭП тоже пока не сложилось, хотя Леонид Данилович верит, что «четверка» когда-нибудь станет работать в режиме единого экономического пространства. Зато глава государства гораздо более точно определился со сроками политической реформы. По его мнению, конституционную трансформацию можно провести только до 2004 года. Или – никогда. Правда, президент выразил уверенность, что депутаты смогут на нынешней сессии принять один из вариантов конституционной реформы в первом чтении, а внести поправки в Основной закон в феврале-марте. При этом Леонид Данилович не уточнил, какой из вариантов реформы ему импонирует больше всего. Но тонко намекнул, что если бы Виктор Ющенко был умным человеком, то «Наша Украина» двумя руками поддержала бы президентский вариант конституционных изменений. Тот самый, который Леонид Данилович отозвал из КС и в котором содержалась норма о «сильном президенте», способном распускать парламент.

По мнению Кучмы, именно возможность контролировать ВР и делает президента сильной политической фигурой. Однако Виктор Андреевич такую возможность упустил. И теперь ему придется выбирать между вариантом Мороза–Мусияки (народный президент с ограниченными полномочиями) и радикальной версией «большевиков», предлагающих избирать президента непосредственно в ВР. Единственное, что может порадовать Виктора Андреевича, так это признание Кучмы в том, что до выдвижения единого кандидата от провластных сил еще далеко. Леонид Данилович считает, что за год до выборов об этом говорить рано, но на самом деле это означает одно из двух: либо с поиском единственного и неповторимого возникли сложности и президент назовет «преемника», либо этим кандидатом станет не Виктор Янукович. В общем, пока единый кандидат остается » темной лошадкой». Его имя станет известно в самый последний момент: что бы оппоненты не смогли оттачивать на нем свои технологии. Пока за «невидимку» страдает Президент, заявивший, что » берет весь огонь на себя – что бы меньше досталось претенденту на кресло №1 от блока власти». А шеф, как обычно, появится в последний момент.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам