От "ющенок" к "тигипкам" и обратно

В Украине начинается масштабная денежная реформа, сравнимая лишь с «великой сентябрьской гривневой революцией», имевшей место в 1996 году, когда временные купоно-карбованцы сменила прочная национальная валюта. Правда, нынешняя реформа не затронет названия денежной единицы: она призвана только улучшить дизайн, усложнить работу фальшивомонетчиков и заменить подпись Виктора Ющенко на автограф Сергея Тигипко. Старт реформы назначен на сегодня – день презентации новых «двадцаток». Финиш ориентировочно намечен на конец 2004 года – канун президентских выборов…
Баш на баш

По мнению специалистов, необходимость замены денежной массы вызвана рядом причин. Одной из них является то, что при печати находящихся ныне в обороте гривен использовалась различная бумага – в зависимости от того, производились купюры в Украине, в Канаде или Великобритании. Но в целом Нацбанком движет тривиальное желание улучшить степень защищенности национальной валюты от подделок. С этой целью к традиционным формам защиты купюр (водяной знак, офсетная печать, обеспечивающая резкую передачу изображения, скрытое кодированное изображение номинала) будут добавлены новые – антисканерная сетка, рельефные изображения и т.п.

На новых банкнотах будут помещены специальные знаки для слепых и слабовидящих. Для них также разработан улучшенный цветовой дизайн – для облегчения сортировки гривен в пачки по цвету. Кроме того, на купюрах будет присутствовать магнитный номер серии и самой банкноты, выполненные черной краской горизонтально в одну строку и с одинаковым интервалом. Абсолютно все гривны нового образца будут напечатаны на Малинской банкнотно-монетной фабрике. Она же изготовит и бумагу для новых купюр. Производится она из хлопчатого волокна и древесной целлюлозы и будет оснащена, как и все остальные ценные бумаги, водяными знаками, защитными полосками, видимыми и невидимыми флуоресцентными волокнами. Заметим, что при печатании новых партий гривен в их дизайн вводились определенные изменения, на первый взгляд незаметные обычным гражданам.

Кроме того, на банкнотах, которые печатаются с 2001 года, слова «Голова Правління банку» заменены на «Голова НБУ». Естественно, что на банкнотах с течением времени менялись даты печати и фамилии директоров Национального банка. Но, несмотря на это, абсолютно равное хождение имели как старые, так и новые гривны. С введением же новых «двадцаток» и «пятидесяток» ходить будут только новые – с подписью нынешнего главы НБУ Сергея Тигипко. К слову, надо заметить, что «банкнотную реформу» задумал не г-н Тигипко, а его предшественник – Владимир Стельмах. Но политическая судьба последнего сложилась так, что своей подписи на купюрах он так и не увидит.

Бизнес на деньгах

Первая мысль, которая приходит в голову после ознакомления с изложенной выше официальной хроникой, это вопрос о деньгах. То бишь о стоимости такого удовольствия, как модернизация гривны. Человек, далекий от подобных проблем, может сказать: не слишком ли расходное мероприятие затеял Нацбанк? Это богатые американцы могут себе позволить то и дело видоизменять свои доллары, а мы народ бедный. Украсть уже, понимаешь, в стране нечего, а тут миллионы на новый дизайн. Вместе с тем профессионалы думают иначе.

Во-первых, изготовление денег – это процесс перманентный, поскольку купюры имеют неблагодарную особенность быстро изнашиваться, особенно номиналом 1, 2, 5. Поэтому не так давно 1-гривневая купюра была заменена аналогичной монетой. Во-вторых, экономика объективно растет, объемы финансовых транзакций увеличиваются, и денег реально не хватает. У НБУ заканчивается запас гривневых банкнот: сейчас в обращении находится около 800 млн. купюр, а для поддержания нормального денежного обращения за год необходимо напечатать еще минимум 600 млн. Что это означает с точки зрения бизнеса? Правильно, это означает, что у банкнотно-монетного двора будет большой заказ. И тут мы переходим к самому интересному: прибыльности такого вида деятельности, как печатание денег.

Начало бизнеса на гривне было положено с того момента, когда в марте 1994 года была введена в действие Банкнотная фабрика НБУ, а в октябре того же года на ее базе создан Банкнотно-монетный двор (БМД). Уникальность этого предприятия по производству бумажных денег, нумизматики, акцизных марок, голограмм и тому подобной ценной продукции в его статусе. БМД — структурное подразделение Нацбанка и по этой причине (согласно закону о НБУ) налогов не платит. В бюджет перечисляется лишь сумма превышения доходов над расходами, при условии, что расходы не съедят всего заработанного Центробанком за год.

При прежнем руководстве главное банковское учреждение страны не раз ловили на излишней расточительности (особенно любит это делать председатель Счетной палаты Валентин Симоненко). Но если это сделать удавалось, то рассекретить размер прибыли, которую получает Нацбанк от выпуска денег, увы, невозможно. Закон «О государственной тайне» (ст.6 п.2) не допускает такого любопытства.

Правда, с некоторых пор новое руководство НБУ не возражает против идеи пускать сеньоральный доход (то есть разницу между стоимостью изготовления денег и реальной ценностью приобретаемой за номинал) на благое дело –финансирование инвестиционных проектов. Если предположить, что эта сумма гипотетически приближается к 300 млн. грн., то печатание новых гривен может еще принести и неплохие деньги в экономику.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам