Картинное дело

7 ноября депутаты рассматривали чисто «экспроприационный вопрос»: о национализации коллекции картин обанкротившегося «Градобанка», которая сейчас находится в залоге у НБУ. История этой уникальной (по цене и качеству) подборки живописи так же драматична, как и судьба денег остарбайтеров, перегнанных за границу…
Хронология зловредных деяний

27.03.95 г. Фонд «Взаєморозуміння і примирення» отдал в доверительное управление (!) «Градобанку» DМ100 млн. из DМ260 млн., перечисленных немецким правительством для компенсации жертвам нацизма. Через определенное время «Градобанк» перестал выполнять платежные поручения Фонда, и началась та самая история, которая сейчас продолжается в ганноверском суде. Еще 14.03.97 г. в отношении председателя правления «Градобанка» В. Жердицкого возбуждено дело по ст.167 (халатность), а 7.07.97 г. по ст.165 ч.2 (злоупотребление служебным положением). Следствие подозревало, что деньги остарбайтеров пошли на покупку акций цементных заводов (ранее банк воевал с французской компанией «Lafarge» за Николаевский цементный завод).

После избрания г-на Жердицкого нардепом дело притормозилось. Но 11.10.2000 г. при попытке снять со счета в ганноверском банке DМ50 тыс. он был арестован. Генпрокуратура тут же подала в парламент представление на снятие депутатской неприкосновенности. В представлении фигурировала цифра DМ4 млн. – эту сумму Жердицкий перевел на счета своих оффшорных фирм. Совладельцем одной из них – «Центуриона» – был экс-руководитель «Нефтегаза» Игорь Диденко. За «Градобанк» рассчитался банк «Украина» (из валютных резервов НБУ), что в итоге стало одной из причин его банкротства. В операции участвовал CSFB, имели место спекуляции с ОВГЗ, и потом эти факты изучала следственная комиссия Виктора Суслова. Куда делись DМ86 млн. из 100 (исчезнувшие из «Градобанка»), неизвестно до сих пор.

Остались и другие вопросы, на которые чрезвычайно сложно дать объективные ответы. Например, почему в качестве банка для размещения свыше DM260 млн., выделенных немецким правительством для компенсаций украинским остарбайтерам, был предложен «Градобанк» (бывший «Киевкоопбанк»). Согласно докладной записке тогдашнего вице-премьера Игоря Митюкова первому вице-премьеру Виктору Пинзенику, «Градобанк» имел третий по величине уставной капитал ($20 млн.) и первым прошел международный аудит в «Дэлойтт энд Туш». Кстати, из пяти украинских банков, которые в 1995 году прошли международный аудит («Градобанк», Инко», Відродження», «Украина» и «Приватбанк»), первые четыре благополучно рухнули, что свидетельствует о качестве аудиторских заключений в принципе. Более того, аудит – это не принципиальный вопрос, его могли пройти в кратчайший срок «Укрэксимбанк» или «Проминвестбанк», умевшие работать с западными деньгами.

Ответ на вопрос, почему господин Митюков (бывший зампред правления банка «Украина») отстаивал интересы «Градобанка», может подсказать следующая информация: по словам бывалых банкиров, Виктор Устимович проверял банк «Украина» в бытность ревизором минфина УССР. Возможно, это было связано с чрезвычайно доверительными отношениями Виктора Жердицкого и тогдашнего главы НБУ Виктора Ющенко (в газетах писали, что, кроме знакомства со времен АКБ «Украина», их связывали родственные отношения), то ли с иными неведомыми нам причинами, но шанс спасти немецкое вспомоществование и избежать громкого скандала использован не был.

Впрочем, об исчезнувших деньгах остарбайтеров и транзакциях экс-президента «Градобанка» Виктора Жердицкого, арестованного 11 октября 2000 года, когда тот снимал DM50 тыс. со счета в ганноверском банке, стало известно уже после возникновения проблем у данного финансового учреждения. Как известно, официально объявленной причиной банкротства «Градобанка» был проигранный арбитражный процесс против рыбопромышленного объединения «Антарктика», того самого, чьего президента Валерия Кравченко убили в прошлом году в Одессе. «Антарктика» заложила в «Градобанк» корабли, которые по сути ей уже не принадлежали (они были записаны на оффшорные фирмы), и намеревалась получить $5 млн. кредита.

Проверив документы, банкиры заподозрили что-то «нечистое», но доказать ничего не смогли. «Антарктика» подала в суд, выиграла его и разорила «Градобанк». Однако существует версия, что банкротство было инициировано «изнутри», дабы не возвращать узникам концлагерей украденные у них DM4 млн., отправленные через корреспондентский счет «Градобанка» №9498676 в «Deutsche Bank AG» на счет оффшорной компании «Centurion Industrial Group Limited», зарегистрированной Жердицким и Диденко в Гонконге. Но мы, кажется, отклонились от основной темы повествования – собрания картин.

Бедняжка Пикассо

Коллекция «Градобанка» является первой (и, пожалуй, единственной) профессионально подобранной частной коллекцией живописи в Украине. Пока еще частной. Дух захватывает от одних имен: Пикассо, Модильяни, Матисс, Дали, Ренуар, Кандинский, Шагал, Клевер, Коро, Леже, Мане, Тарас Шевченко, украинские авангардисты. Самым дорогим экспонатом в коллекции является полотно испанского художника Кареньо, оцененное в $500 тыс., а общая стоимость собрания, по разным оценкам, колеблется от $7 млн. до $10 млн.

Коллекцию неоднократно выставляли, она приобрела большую известность среди знатоков изобразительного искусства. Однако после того как у «Градобанка» начались финансовые проблемы, ее судьба оказалась под угрозой: за долги кредиторы могли разобрать коллекцию по частям. Тогда было решено оформить картины как залог под стабилизационный кредит Нацбанка. С тех пор картины находились в хранилищах НБУ, а некоторые украшали стены офисов Национального банка. Правда, тогдашний шеф НБУ Виктор Ющенко – широко известный в узких кругах живописец-аматор, вероятно, решил, что вместо Мане с Ренуаром будет логичнее развесить портреты корифеев Нацбанка его собственного исполнения.

И в конце 1998 года коллекция была выставлена на аукцион. Стартовая цена галереи составила $7 млн., но ходили слухи, что есть договоренность между банкирами и коллекционерами о возможности продать наиболее ценные картины поштучно. Это означало полное «раздерибанивание» ценнейшего собрания живописи и практически утрату его для Украины (понятно, что самые уникальные образцы моментально перекочевали бы за рубеж).

Но коммерческому предприятию помешала народная артистка Украины Валерия Заклунная. В последний момент ей удалось остановить аукцион и добиться решения Верховной Рады, по которому галерея была объявлена национальным достоянием и причислена к государственному музейному фонду. Впоследствии она рассказывала, что на умышленно обесцененную коллекцию обанкротившегося «Градобанка» набросилась стая хищников и чуть было не растащила ее: «Я даже знаю людей, которые, путая харьковского авангардиста Шевченко с великим Кобзарем, поспешили поставить «галочку» против картины, которую собирались купить за бесценок…». В результате распродажа ценностей была остановлена, но картины так и не появились в экспозиции какого-либо из украинских музеев. Ими до сих пор имеют возможность любоваться только сотрудники и посетители Национального банка. Возможно, после принятия закона «О передаче коллекций изобразительного искусства в государственную собственность» ситуация изменится.

Кабмин уполномочен предложить…

В настоящий момент существует два подхода к судьбе картин. Кабинет министров совместно с Нацбанком предлагает Верховной Раде передать коллекцию в государственную часть Музейного фонда Украины с постоянным хранением в НБУ. Предполагается, что после принятия данного законопроекта будет ликвидирована возможность передачи коллекции в частные руки с последующим ее вывозом за границу.

Кроме того, депутаты рассмотрели законопроект Заклунной, который также предлагает передать коллекцию АО «Градобанк» в государственную собственность и признать ее национальным культурным достоянием. Согласно ее предложениям, предлагается отнести коллекцию к государственной части музейного фонда Украины, но (!) с постоянным хранением в Национальном художественном музее в Киеве. Плюс, в связи с невозможностью размещения этой коллекции на существующих площадях музея, предусмотреть в госбюджете-2004 средства на строительство нового музейного корпуса. Для возмещения убытков Нацбанка от задолженности АО «Градобанк», которая возникнет в результате выполнения этого законопроекта, предлагается разработать механизм возмещения убытков из госбюджета на период до конца 2005 года.

Для сравнения, в проекте КМ+НБУ предусматривается выделить из госбюджета 9,497 млн. грн. для компенсации НБУ задолженности «Градобанка» уже в 2004 году. Какое из этих двух вариантов решений будет принято парламентариями, принципиального значения не имеет. Вопрос не в том, где будут храниться картины, а в том, кто их сможет увидеть. А, главное, не будут ли они средством зарабатывая денег для поддержания штанов сферы культуры. Грубо говоря, не попробуют ли их распродать под новым соусом?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам