Самый первый

У Александра Мороза – лидера социалистов – сегодня особенный день. Конституционный суд принял решение, которое Сан Саныч ждал если не всю жизнь, то очень долго. Напомним, что главный социалист не новичок в политике, и его политический стаж исчисляется двенадцатью годами. Иными словами, сбылась главная мечта человека, который дважды пытался войти в президентскую реку, считался основным оппонентом действующего президента и самым стойким апологетом перехода Украины от президентской к парламентской республике. Короче, во вторник, 5 ноября КС признал соответствующим Основному Закону один из трех проектов конституционной модернизации – так называемый вариант Мороза–Мусияки.
Фактически это самая первая версия конституционного моделирования, подготовленная парламентской комиссией, сопредседателями которой, с одной стороны, является лидер социалистов, а с другой – будущий генпрокурор Геннадий Васильев. Значимость события сложно переоценить, так как фактически дан новый импульс процессу конституционного моделирования.

Небольшая конституционная пауза (с подачи проекта в КС и до его возвращения в парламент прошло почти четыре месяца) означала только перерыв в реформе, но не конец, как рассчитывали некоторые. Кстати, отдельные товарищи из «Нашей Украины», надеясь на конституционное чудо, даже озаботились внесением правок в такой документ, как закон о выборах президента. Как теперь выясняется, напрасно, поскольку перспектива конституционной трансформации опять угрожающе замаячила перед парламентариями. Проще говоря, если есть вердикт Конституционного суда, то надо определяться с изменениями в Конституцию. Вносить или не вносить? Еще одна особенность реформы: призером конституционной гонки становится вариант Мороза–Мусияки, написанный как бы «в пику» президентскому законопроекту, который Леонид Данилович отозвал из КС. Нет, конечно, стоит подождать, что скажет суд относительно еще двух версий политической реформирования, запущенных «большевиками».

Но такое понятие, как «право первой ночи», еще никто не отменял. Иными словами, кто первый – тот и прав. Понятно, что приоритетность рассмотрения и возвращения в парламент варианта Мороза–Мусияки хоть скромный, но намек на то, какая схема должна лечь в основу процесса внесения конституционных поправок. Вкратце напомним, что записано в варианте №1 и какие именно его положения судьи КС считают возможным имплантировать в «тело» Основного закона.

Первое: организовать импичмент президенту в случае проведения конституционной коррекции станет проще. Согласно проекту, в Конституции предлагается ввести норму, в соответствии с которой решение о смещении президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой не менее чем двумя третями от ее конституционного состава. На сегодня такое решение принимается не менее чем тремя четвертями голосов – после проверки дела Конституционным судом и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте. Важная деталь: в случае досрочного завершения президентского срока и.о. главы государства становится не премьер, а спикер ВР. Чувствуете разницу? Виктор Янукович тоже. Ему никогда не стать спикером парламента, даже при условии неоднократной ротации всего президиума.

Иными словами, если провести реформу по сценарию Мороза, то самая удобная стартовая площадка для президентства (кресло премьера) теряет свою ценность и привлекательность. Зато интриги с заменой членов президиума ВР наверняка разгорятся с новой силой. Кстати, о премьере. Вариант Мороза–Мусияки предусматривает, в частности, что глава Кабмина назначается Верховной Радой по предложению президента, однако его кандидатура должна представлять партию или блок, имеющий наибольшее число депутатов в парламенте. При этом правительство должно быть подотчетно и подконтрольно ВР. То есть сохраняется только видимость участия президента в таком сложном и интересном деле, как назначение/увольнение главы КМ.

Второе: исполнительная власть подконтрольна премьеру. То есть назначать и снимать губернаторов – исключительное право шефа КМ.
Третье: императивный мандат. Расшифоровывается это сложное понятие просто: если ты прошел по спискам одной партии, а потом оказался в другой, то депутатский значок надо отвинчивать от лацкана пиджака. Это жесткая, но необходимая для укрепления партийной дисциплины, норма. Такие своеобразные депутатские вериги… Конечной целью таких изменений, понятное дело, является резкое усиление полномочий законодательной ветви власти.

А президент? О нем в проекте Мороза тоже есть несколько строк. Влияние главы государства после перехода к модели парламентской республики, естественно, минимизировано. Но кое-какие рычаги влияния все же остаются в руках гаранта Конституции. Например, право распускать парламент, если тот: а) не в состоянии в течение 30 дней собраться на сессионные заседания; б) не сможет за два месяца утвердить новый состав правительства.

Но в любом случае, глава государства и здесь не может действовать самостоятельно: чтобы распустить парламент, ему придется сначала проконсультироваться по данному вопросу с лидерами всех групп и фракций. Такие вот дела. Конституционный суд сказал свое слово. Теперь ответ за парламентом. Вот тут возможны сложности. В общем и целом, большинство плюс две оппозиционные фракции (социалисты и «комми») не против политической реформы. Раз надо – значит надо. Но пропрезидентские силы смущает положение о пропорциональных выборах, являющееся неотъемлемой частью перехода от президентской к парламентской республике.

Как известно, в сессионном зале сидит 225 законодателей, избранных по мажоритарным округам. С введением пропорционалки шансов у большинства из них снова попасть в парламент – раз-два и обчелся. Можно, конечно, попытать счастья в партийных списках, но и они, как известно, не резиновые. Пропускная способность большинства из них крайне низкая. А виртуальные проекты? Нет никакой гарантии, что вложенные деньги окупятся. С мажоритарным округом, безусловно, проще, поскольку тут действуют годами отработанные схемы. Как можно исправить положение и убедить мажоритарщиков проголосовать за политическую реформу, не знает никто. Даже представитель президента в Верховной Раде. Люди упрутся рогом, и такой отличный вариант нейтрализации президентских амбиций Виктора Ющенко будет загублен. Максимум, что возможно сделать в этой ситуации, – добиться голосования в первом чтении и забыть. Нечто похожее уже было с вариантом имплементации итогов референдума. Кто сейчас вспоминает, где находится данный документ, одобренный 226-ю голосами? То-то же.

Кроме того, существенным «тормозом» является и позиция эсдеков по данному вопросу. Как известно, объединенные социал-демократы целиком и полностью за политическую реформу. Это даже в уставе партии записано. Но у всех остальных начинают возникать вопросы: почему это мы должны голосовать за программные установки СДПУ(о)? В общем, пока эти два фактора – желание эсдеков реформировать Конституцию в сторону парламентской республики и нерешенность проблемы «занятости» мажоритарных депутатов – значительно усложняют процесс конституционной модернизации. И это несмотря на то, что герой дня Александр Мороз выразил горячее желание поддержать кандидатуру представителя КПУ Адама Мартынюка на должность первого вице-спикера.

Безусловно, появление Адама Ивановича в составе президиума ВР позволит сдвинуть дело с мертвой точки, поскольку «комми» целиком и полностью за конституционную реформу. Но не факт, что финальный подсчет голосов не закончится фиаско. Может не хватить всего нескольких штыков, что будет выглядеть совершеннейшим позором…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам