Золотая дыра

Не так давно руководитель Государственной компании «Укрполиметалл» Александр Притыка собрал журналистов и под большим секретом поведал им… об успехах отрасли, о том, как он видит пути закрепления этого успеха, и о том, как злопыхатели, желающие лишить Отчизну золотого запаса, «ставят под сомнение саму возможность золотодобычи в Украине».

Представителям прессы был выдан толстый пакет бумаг, во вступительной части к которому сообщалось, что «компания «Украинские полиметаллы желает ознакомить новое поколение журналистов, пишущих на эту тему, но не пожелавших посетить ближайшую библиотеку, с кратким курсом истории золотодобычи в стране». Согласитесь, «необычное» начало для конструктивного разговора.

«Краткий курс» в полном соответствии с названием сообщал, что золото на наших землях добывали испокон веку – и скифы, и даки, и римляне, и саксонские старатели. И так его много нарыли, что «до открытия Америки каждый десятый добытый килограмм драгоценного металла имел карпатское происхождение».

Подкрепив себя столь глубокими изысканиями в духе «Украина – родина слонов», пиарщики г-на Притыки приступили к раздаче этих самых виртуальных слонов журналистам. В розданном толстом пакете имелась информация, которая, видимо, должна была немедленно убедить журналистов в том, что Украина с помощью конторы г-на Притыки сможет стать поставщиком золота на мировой рынок.

Однако розданные цифры и факты, мягко говоря, не убеждали. Напротив, они оставляли странное ощущение, какое обычно бывает после посещения Привоза, когда дома подсчитываешь затраты и сравниваешь их с реальной ценностью купленного. Посчитаем и мы.

Государственная компания «Украинские полиметаллы» недавно огласила результаты золотодобычи за четыре года. Получается, что за это время Украина пополнила свой золотой запас почти на 245,8 килограмма золота собственного производства.

По расчетам Притыки, себестоимость грамма золота должна составлять примерно 7 долларов. Мировые закупочные цены на золото составляют до 370 долларов за тройскую унцию (31,1035 г), или около 12 долларов за грамм. Таким образом, при благоприятных условиях казна должна получить 5 долларов с грамма отечественного золота, или в сумме примерно 1 миллион 229 тысяч долларов. Даже при таком оптимистичном подсчете Украине нужно почти шестнадцать лет, чтобы окупить 15 миллионов долларов, вложенных в рудник, и 4 миллиона долларов – в строительство фабрики.

Но это только в том случае, если исходить из обещанной себестоимости и пользоваться показателями «среднебольничной температуры». Если же брать в расчет динамику добычи, то картина становится прямо-таки фантастической – как гравюры Эшера или полотна Босха.

Ведь общий объем добычи золота распределяется по годам следующим образом: в 1999 году было добыто 23,8 кг, 2000-м – 134,8 кг, 2001-м – 69,2 кг, а в прошлом году – аж 18 кг.

Если так пойдет дальше, то и за 60 лет затраты вряд ли окупятся, даже при пресловутой себестоимости в 7 долларов за грамм и поступлении по 5 долларов с грамма в казну. Но откуда им взяться? Если исходить из этих цифр, то в 2001 году затраты на добычу 69,2 кг золота должны были составить 346 тысяч долларов, в то время как один только фонд оплаты труда составил 1,7 млн. гривен, или примерно 321 тысячу долларов. Что, все остальные затраты за год уложились в 25 тысяч долларов? Нет, согласно собственным данным «Укрполиметалла», еще были и платежи в бюджет в размере 1,9 млн. гривен, или свыше 358 тыс. долларов. Откуда их взяли?

С 2002 годом ситуация еще смешнее. Затраты на добычу 18 кг золота должны были бы, исходя из расчетов г-на Притыки, составить 18000 граммов х 7 долларов = 126 тыс. долларов.

Однако в то же самое время фонд оплаты труда вырос и составил 1,9 млн. гривен, или 358,5 тыс. долларов. Численность персонала при этом, правда, уменьшилась с 330 до 306 человек, но средняя зарплата выросла на 76 гривен в месяц (с 430 до 506 грн.). Наверное, люди стали усерднее работать. Ведь для того, чтобы 306 человек за год получили 18 кг золота – то есть по 58 граммов на человека в год, или примерно по 1 грамму в неделю, – надо о-о-очень сильно постараться. И да же если продавать золото по розничной цене, не вкладывать ни копейки в инфраструктуру, не пользоваться электроэнергией и не платить налогов, зарплата должна составлять не более 48-50 долларов в месяц. А она вдвое больше. Чудеса!

Значит, себестоимость такого золота уж никак не может уложиться в обещанные семь долларов. С учетом одной лишь зарплаты она составит не менее 19,9 доллара за грамм – почти на 8 долларов (на 67%) дороже, чем на Лондонской бирже. А ведь в 2002 году было еще уплачено в бюджет 1,2 млн. гривен, или более 226 тысяч долларов! Исходя из этого, Александр Притыка и его компания должны были продать 18 кг золота – то есть всего на 2 кг больше, чем пудовая гиря, – не менее чем за 584,9 тыс. долларов, или по 32 с половиной доллара за грамм.

Так все-таки откуда берутся деньги на дотирование убыточного производства? А дело в том, что в состав «Укрполиметаллов» входят еще два предприятия, не имеющие отношение к золото-ювелирному комплексу. Это Иршанский и Вольногорский ГОКи. Господин Притыка лукаво утверждает, что эффективность управления позволяет ему получать высокие прибыли и реинвестировать их в золотопромышленность. «Эффективность» двух ГОКов, дающих ильменитовый концентрат, хорошо известна. Их продукция настолько низкосортна, что ее традиционные потребители уже начали искать альтернативные источники за кордоном. Правда, Притыка и тут нашел выход: предложил включить одного из потребителей в состав своей компании, дабы осуществлять поставки в принудительном порядке. Чрезвычайно цивилизованный подход! Все по-европейски!

Поскольку компания «Укрполиметалл» является государственной, то и покупателем золота, и наиболее пострадавшей стороной становится казна. Но ГОКи ведь тоже государственные. То есть убытки одного госпредприятия покрываются за счет прибылей другого. Так какая разница, каким способом государство несет убытки – напрямую или через свои предприятия?

Согласно все тем же бумагам, розданным представителям прессы, основным грехом «авторов, скрывающихся под псевдонимами», руководители «Укрполиметаллов» считают непатриотичное утверждение о том, что «в украинских недрах золото присутствует в незначительных концентрациях и добывать его невыгодно с экономической точки зрения». А что выгодно? И разве позиция горе-старателей, впаривающих Родине втридорога (в прямом смысле этого слова) свой товар, более патриотична?

Но есть у этой истории еще одна сторона. Не дает покоя вопрос: почему руководитель госкомпании, доведший ее до убогого состояния, не выполнивший ни одного своего обещания, ставший «терминатором отрасли», остается на посту? И не просто остается, но еще и требует новых жертв! Что за сила удерживает его на золотой орбите промышленного истеблишмента. Для такой неприкосновенности надо быть кому-то очень-очень нужным.

И вот тут вспоминается интересная кадровая особенность, информация о которой лишь вскользь промелькнула в Сети и в ряде изданий. 30 процентов персонала золотого рудника – около 90 человек – это специалисты, приглашенные с приисков бывшего СССР. Что погнало их из перспективной, набирающей обороты золотопромышленности России и Узбекистана? Надо напомнить, что в раннее перестроечное время в золотодобыче этих стран был период, когда основная масса драгоценного металла добывалась «диким» способом и шла по «неучтенке». Поговаривают, что именно там лежали истоки знаменитых ксероксных коробок – «черного нала ельцинской Семьи», шедшего на президентские кампании 1996 и 1992 годов.

Справка

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам