Государственный переворот

Двести парламентариев сорвались с цепи и блокируют трибуну Верховной Рады. Представители социалистов, коммунистов, «тимошенковцев» и «Ихней Украины» требуют не повышения прожиточного минимума, снижения цен на хлеб и бензин. Они хотят… пропорциональных выборов в парламент. Так хотят, что Виктор Андреевич аж кушать не может. Просто кусок в горло не лезет, когда в стране творится форменный беспредел. Вы только задумайтесь: существует мажоритарно-пропорциональная электоральная система в соотношении 50 на 50. Еще не тянет на баррикады? А оппозицию тянет.

В так называемый голосовательный четверг (день, отведенный депутатами для совершения таинства волеизъявления с помощью кнопок) спикер Владимир Литвин замучился объявлять перерывы для согласования позиций. Четыре фракции уперлись рогом и объявили: или принимаем закон о выборах по партийной системе, или блокируем трибуну. Одно из двух. Поскольку «кипит их разум возмущенный», крышу сносит и плющит хрупкую оппозиционную психику. Литвин весь «на измене» (в смысле на нервах). Только объявит о достигнутой в ходе совещания лидеров депутатских групп и фракций договоренности, а уже к президиуму тянутся понурые социалисты, располагаются за спиной у Владимира Михайловича и дышат в спину. Мешают нормальной работе Верховной Рады. «Большевики», как зайчики, сидят на своих местах и не спешат голосовать за пропорциональный закон. И к чему такая спешка, нетерпение? Причины две.

Во-первых,
«нашеукраинцы» наконец-то решились провести незамысловатую политическую комбинацию с целью захвата власти в стране. Этакий парламентский переворот. Повод – принятие пресловутого пропорционального закона. Механизм реализации умиляет своей наивностью. В общем, так: если долго-долго, дней тридцать подряд, блокировать работу Верховной Рады, то есть не давать возможности спикеру вести заседания, то можно добиться роспуска парламента президентом в соответствии со статьей 90 Конституции. И вот начинается блокада ВР, срывается бюджетный процесс, «большевики» в панике. Через пару недель они, сломленные психически (а кому охота идти на выборы за два года до окончания срока полномочий?), соглашаются с требованиями шантажистов и принимают пропорциональную систему выборов. «Нашеукраинцы» теперь начинают требовать от президента подписать этот закон. Иначе все по схеме: блокада, мегафон в сессионном зале, драки у трибуны, вырванные микрофоны и все дела. Глава государства подписывает закон. Вы думаете, что работа ВР будет возобновлена? Да все только начинается! С утроенной энергией «НУдисты» начинают доставать спикера, вынуждая его досрочно закрывать сессионные заседания. Теперь они будут костьми ложиться для того, чтобы добиться внеочередных парламентских выборов. Зачем? Да все просто, как два байта переслать.

«Нашеукраинцы» подсчитали, что в случае проведения досрочных выборов они сумеют при помощи пропорциональной избирательной системы получить контрольный пакет голосов в новом составе ВР. Действительно, по результатам парламентской кампании 2002 года «нашеукраинцы» победили в номинации «партийные выборы». Теперь они рассчитывают повторить свой успех. Коммунистам, «тимошенковцам» и социалистам также выгодны досрочные выборы, поскольку пропорционалка сегодня – это ключ к полному электоральному успеху оппозиции.

Кроме того, реализуется вторая цель, которую ставят перед собой «нашеукраинцы». В 2004 году с небольшим разрывом во времени пройдут сразу две избирательные кампании. Сначала парламентская, а затем президентская. Успех на первой гарантирован и, следовательно, кресло главы государства, считай, уже в кармане у Ющенко. Он получает карманный парламент, и у него развязаны руки. Одно дело, когда приходится работать два года с нынешним составом ВР и совсем другое –набить сессионным зал послушными нац-демами. А дальше по плану… Обычный «нашистский» государственный переворот. Об этих планах, кстати, прекрасно известно министру обороны Евгению Марчуку, который уже начинает влазить в доверие к Виктору Ющенко, увольняя чуть ли не по его просьбе генералов, мешающих Виктору Андреевичу в ведении предвыборной агитации.

Во-вторых,
пропорциональное обострение связано с конституционным контрактом, который заключили коммунисты и объединенные социал-демократы Виктора Медведчука. Напомним, что для проведения реформы Основного закона «большевикам» не хватает примерно шесть десятков голосов. Они есть у коммунистов. «Большевики»+КПУ= конституционная реформа. Но Петр Симоненко резонно потребовал предоплаты. В форме пропорционального закона о выборах. Эсдеки оказались в сложном положении. Они, конечно, и рады бы «слить» свои голоса в пользу коммунистов, но в таком случае пойдут против консолидированной воли парламентского большинства. А «большевики» с наслаждением наблюдают за мучениями объединенных, которые увязли в интригах по самое не балуй. Социал-демократы ищут выход из ситуации. Попытались протолкнуть идею пакетного голосования конституционной реформы и закона о партийных выборах Верховной Рады. Не пошло. Тупик.

Этот тупик проявился в уже упомянутый четверг, когда парламент попытался проголосовать три варианта нового избирательного закона:

· Богдана Губского (фракция «Народовластие»). Предлагалось разделить страну на мажоритарные округа, а право выдвигать своих кандидатов предоставить исключительно партиям. Это почти чистая мажоритарка с легким «партналетом». «За» проголосовало 179 депутатов;

· Степана Гавриша («НДП-Деминициативы»), попытавшегося соединить в одном законопроекте пропорциональные и мажоритарные системы. Каждая политическая партия должна формировать список из 450-ти кандидатов с указанием номера территориального избирательного округа, в котором они будут вести предвыборную агитацию. С помощью такой методики планировалось персонализировать партсписки. Вроде бы избиратели одновременно голосуют и за партию, и за конкретного политика. «За» – 122;

· Николая Рудьковского (социалисты) и Юрия Ключковского («Наша Украина»), предлагавших чистую пропорционалку. «За» – 209.

В общем, ни один из них не был принят. Мечта оппозиции и Ющенко (законопроект Рудьковского–Ключковского) не добрал семнадцать голосов. Теперь для того, чтобы снова возвратиться к теме реформирования электорального законодательства, надо или дождаться следующей сессии Верховной Рады (должна начаться в феврале будущего года), или же включить данный вопрос в повестку дня работы Верховной Рады. Для включения опять необходимо набрать 226 голосов. Как видим, ситуация тупиковая. Самое время реализовывать блокадный сценарий, учитывая пассивность «большевиков», которые вовсе не стремятся рвать на себе дорогие костюмы и грудью защищать родного спикера. При наличии таких исходных данных возможны следующие сценарии развития событий.

Вариант первый:
«удовлетворение». «Нашеукраинцы» при попустительстве «большевиков» добиваются своей цели – роспуска парламента и новых выборов по пропорциональной системе. Не знаю, каким полным идиотом надо быть, чтобы допустить подобное. В принципе, такой ход легко можно заблокировать. Да хотя бы с помощью Конституционного суда, который вполне может вынести вердикт: партийная система нарушает права избирателей. Нечто подобное произошло перед выборами 1998 года. Тогда КС здорово подкорректировал текст закона о выборах образца 1997 года. В частности, была признана незаконной норма об одновременном баллотировании по партийным спискам и мажоритарным округам.

Вариант второй:
«оптимальная пропорция». Этот сценарий наигрывается объединенными социал-демократами и предусматривает изменение электоральных пропорций: 25% депутатского корпуса должно избираться по мажоритарным округам и 75% – по партийным спискам. Но вряд ли мажоритарщики, которых в нынешнем составе ВР 225, согласятся на такой вариант. Вы только представьте себе, сколько денег надо затратить на «окучивание» округа, по размерам сопоставимого чуть ли не с областью? Кроме того, вряд ли такие депутаты смогут адекватно отражать интересы такого огромного количества избирателей. Данный сценарий имеет смысл только в том случае, если на базе этих супермажоритарщиков сформировать вторую палату парламента. Тогда другое дело. Но в нынешнем политическом контексте даже упоминать о бикамерализме не стоит. По крайней мере, в открытую.

Вариант третий:
«большевики», измученные многодневной блокадой, сбегают от «меньшевиков» в другое помещение и там проводят свои заседания. Такое уже было в 2000 году и, кстати, Конституционный суд признал правомочность проведения сессионных заседаний вне стен Верховной Рады. Но, во-первых, не солидно взрослым дядям бегать от национал-патриотов, показывая свою слабость. А, во-вторых, КПД работы такого автономного большинства будет крайне низким. Если только два человека будут против, то все решения срываются.

Вариант четвертый:
«контрреволюция». Они хотят досрочных парламентских выборов? Так провести их, но на основе старой системы. В результате размеры парламентского большинства могут увеличиться. Если правильно поработать с мажоритарщиками, то редкий национал-патриот сумеет победить в округе. Жесткая и бескомпромиссная электоральная война. Прикольно… Или еще можно принять избирательный закон, который просто размажет оппозицию и «НУ». Достаточно ввести норму об одновременном баллотировании по мажоритарным округам и партспискам. Получается полный улет. У «денежных мешков» появится двойная возможность быть избранным.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам