Мало женщин

Если у тебя нет женщины – значит, у кого-то их две. Если в украинской делегации ПАСЕ отсутствуют представительницы прекрасной половины человечества – значит, нарушен гендерный баланс. Естественно, что наших депутатов, привыкших к подобному положению вещей (как известно, в парламенте на 450 законодателей приходится всего 23 дамы со значком на лацкане блузки), данное соотношение сил не смущает. Но вот Европа обеспокоена. На осенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы, проходившей в Страсбурге, депутаты пришли к выводу, что правила процедуры Ассамблеи должны гарантировать уравновешенное по гендерному признаку представительство в национальных делегациях.

Тем не менее, на сегодняшний день женщины составляют лишь 20% членов ПАСЕ, а в целом на международном уровне всего 15,2% депутатов парламентов – женщины. Ассамблея предложила национальным парламентам стремиться к тому, чтобы доля женщин в составе их делегаций составляла не менее 30%, и призвала в любом случае избегать избрания в состав делегаций представителей только одного пола. К сожалению, в список «женоненавистников» попала и Украина: в нашей делегации собраны представители исключительно сильной половины. Не знаю, может ли служить утешением тот факт, что подобным образом обстоят дела и с делегациями еще нескольких стран: Армении, Мальты, Сан-Марино, Словении и Ирландии.

Собственно говоря, словосочетание «гендерная политика» представляется опасным для мужчин только на первый взгляд. Это не амазонство, не матриархат и не феминизм в чистом виде. Скорей – подход, направленный на равенство участия женщин в политике, власти, руководстве. Впервые он был сформулирован во время Десятилетия Женщин, провозглашенного ООН в 1975-1985 гг. До этого времени мужские правительства соглашались лишь на то, чтобы рассматривать женщин в качестве пассивных получателей помощи от государства (подход, ориентированный на рост благосостояния) или заботиться об увеличении их производительной силы (концепция борьбы с бедностью). И только кризис долгов развивающихся стран «спровоцировал» в какой-то мере участие женщин в экономических преобразованиях. Правда, участие весьма специфическое, поскольку им предлагали максимально увеличить свои трудовые нагрузки в целях увеличения заработка. Однако, попробовав «запретный плод», дочери Евы вошли во вкус и попытались усилить свою роль в обществе через поддержку личных инициатив.

В результате, общество было вынуждено признать их в качестве активных участниц развития. А женщины – выйти на новый уровень отстаивания своих прав через прямое вмешательство государства. Правда, правительства многих развивающихся стран сочли данный подход слишком западным и феминистским и отказались от него. Тем не менее, конец 80-х ознаменовался формированием нового подхода к гендерной стратегии, при котором подчиненность женщин рассматривается не только как результат мужского доминирования, но и как следствие колониального и постколониального угнетения. Надо признать, что это единственный подход, открыто признающий роль власти: женщинам необходимо получить больше власти, чтобы изменить свое положение. Для этого надо расширить массовое участие женщин в органах государственного управления. Ну и, наконец, самый высший уровень – это мэйнстриминг, предполагающий учет гендерных аспектов в политике правительства, парламента, фондов и организаций. Как самый зрелый из всех подходов, он обуславливает проведение равноправной политики на основе гендерного анализа – во имя равенства мужчин и женщин. Достижение такого баланса возможно в том числе и через введение гендерной статистики. В Украине, правда, она находится в зачаточном состоянии, но, тем не менее, какие-то данные есть. В том числе и по представительству женщин в законодательном собрании.

Сухие цифры свидетельствуют, что с равными правами мужчин и женщин далеко еще не все в порядке в отечестве. Так, больше всего женщин во фракции Компартии – 6 из 60. Из 47 депутатов фракции «Регионы Украины» 4 женщины. По две женщины во фракциях «Наша Украина» (103 депутата), Партии промышленников и предпринимателей и «Трудовая Украина» (всего 42 парламентария), Соцпартии (20) и в группе «Народный выбор» (14). По одной женщине во фракциях СДПУ(о) (37), «БЮТи» (18), Аграрной партии Украины (16), Народно-демократической партии (15), группе «Демократические инициативы» (18). «Чисто мужские» депутатские группы – «Европейский выбор» (19 депутатов) и «Народовластие» (18). Среди внефракционных депутатов (23) также нет женщин. Слабым утешением может служить лишь то, что представительницы слабого пола (тоже, кстати, мужское выражение) возглавляют в Верховной Раде два фракционных объединения: Юлия Тимошенко – лидер «БЮТи» и Екатерина Ващук, курирующая аграриев. Кстати, Екатерина Тимофеевна является еще и спикером женского парламента. Впрочем, как раз такие вещи, как создание параллельных женских структур, дублирующих «мужские», наоборот, являются показателем непонимания со стороны самих властных дам содержания и сути гендерной стратегии.

На этом фоне спикер Литвин выглядит почти реформатором. Или просто нормальным политиком, который достаточно часто общается с европейскими руководителями и видит Украину страной, воспринимающей демократические ценности. Причем, не обязательно это должно касаться выборов президента-2004. Поэтому глава парламента призвал депутатов, часто ездящих в Страсбург, поделиться полномочиями с коллегами женского пола. Об этом Литвин заявил во вторник, 15 октября, после выступления главы делегации Верховной Рады в ПАСЕ Бориса Олийныка (фракция Компартии) с информацией о работе сентябрьской сессии Ассамблеи.

В своем выступлении Олийнык проинформировал депутатов о вопросах, которые рассматривались европейскими парламентариями, в частности, касающихся выполнения Украиной своих обязательств, взятых перед Советом Европы. Как известно, Украина будет еще некоторое время оставаться под евронадзором: мониторинг специального комитета СЕ так и не был снят – несмотря на формальное выполнение нашей страной основных, законодательных условий. Европейцы, что называется, «спинным мозгом чувствуют»: в Украине не все в порядке с демократией. Косвенным признаком «непорядка» является и неравное представительство в органах власти представителей слабого и сильного пола. Так, ПАСЕ приняла резолюцию, в которой отмечается необходимость обеспечения представительства женщин в парламентских делегациях стран, принимающих участие в работе Ассамблеи. Исходя из этого, спикер ВР призвал лидеров депутатских групп самостоятельно определиться по этому вопросу, поскольку необходимо прислушаться к мнению Совета Европы. «Иначе придется делать это в приказном порядке», – подчеркнул Литвин. Сейчас в составе постоянной делегации Верховной Рады в парламентской Ассамблее работают 12 депутатов. Назначены также 12 заместителей членов постоянной делегации. Кроме того, в секретариате постоянной делегации три представителя аппарата украинского парламента. Среди них ни одной женщины.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам