Михалыч и легенды

Представьте себе картину. Гуляю я, значит, по историческому центру Стокгольма Ридарсхольмену, а навстречу бежит коллега с российского телеканала. Бежит и орет на все улицу: «Вашего Бакая назначили украинским Бородиным! Ни фига себе назначение!». В общем, скромный указ о переводе Игоря Бакая с должности председателя комитета по водному хозяйству на должность шефа госуправделами наделал переполох почти вселенского масштаба. И не зря: Игорь Михайлович один из самых уникальных отечественных олигархов.

Надо заметить, что в деловых кругах хорошо известны два Бакая: Игорь Михайлович (бывший глава НАК «Нефтегаз Украины») и Олег Михайлович (глава совета директоров «Интергаза», а затем городской голова одного из провинциальных городков). Оба – соучредители ЗАО «Интергаз» и целого ряда известных фирм: «Укргазсервис», «АДІ», «Нефтегазснабэнерго», СП «Бари» и прочих. В отличие от брата, Игорь стал героем бесчисленных публикаций, мифов и скандалов, в том числе в иностранной прессе, например, в «Financial Times».

В нашумевшем интервью интернет-изданию «Украина криминальная» он проговорился, что майор Мельниченко в коридоре Администрации президента попросил у него $70 тыс. на какое-то техническое оборудование (какое, стало понятно позднее). И в том же интервью он резко негативно отозвался о главе ГНАУ Николае Азарове: ни один политик или бизнесмен, кроме него, не решился «наехать» на тогда главного налоговика страны, а ныне первого вице-премьера. Этот момент крайне важен, когда речь идет о сегодняшнем витке в политической карьере Бакая. По одной из версий, взлет аутсайдера, о котором почти забыли журналисты, посчитав отработанным олигархическим материалом, связан именно с активизацией «антиазаровской оппозиции». Дело в том, что укрепление влияния и явные политико-экономические успехи первого вице-премьера мало радуют его недоброжелателей. Правда, по другой версии, Игорь Михайлович «пробился» сам: после проигрыша на парламентских выборах у него был только один путь – в исполнительную власть.

Кстати, примечательная деталь: Бакай дважды выигрывал выборы (в Бориспольском округе победил экс-министра обороны Константина Морозова, в Житомире – местного пивного магната) и дважды «пролетал». Если не считать неудачу в Ровенской области образца 2002 года, то можно припомнить историю 1995 года в Миргороде, где он снял свою кандидатуру в пользу Марчука. Поэтому не исключено, что между нынешним «оборономейстером» и бывшим нефтемагнатом протянулась невидимая постороннему глазу связующая нить. Возможно, эта нить также превратилась в веревочку, за которую дергали кукловоды «кассетного скандала». Но мы, кажется, отклонились от главной темы – нефтегазовой.

НАК «Нефтегаз» – это детище Бакая, созданное им во время работы первым зампредом Госкомитета нефтегазовой промышленности (с этой должности он в НАК и перешел). Первым его шагом на новом посту стало включение в систему «Нефтегаза» ОАО «Укрнафта», где Бакай был главой Наблюдательного совета. Вторым – решение об отлучении всех украинских трейдеров от снабжения газом украинских потребителей. Отныне весь объем этого топлива реализуется потребителям исключительно через структуры НАКа, в частности, дочернюю компанию «Торговый дом «Газ Украины». Особенно больно такое положение дел ударило по двум компаниям – «ЕЭСУ» (вотчина Павла Лазаренко и Юлии Тимошенко) и «Олгаз». К тому же НАК «Нефтегаз Украины» становится фактически не подконтрольным никому (даже Счетная палата не имела права исследовать финансовую деятельность корпорации).

Кстати, имя брата Олега вспоминается в связи с громким курьезом, происшедшим в тот период. Когда Игорь Михайлович работал в Госкомитете, а Олег Михайлович руководил еще одним «братским» предприятием «Республика», возник судебный спор между двумя структурами. И братья оказались: один истцом (Олег), а второй – ответчиком. В результате разошлись по мировой. О «Республике», к слову, говорят много интересного. Например, что только в 1994 году на соглашении с правительством Виталия Масола (на поставку туркменского газа) корпорация заработала свыше $500 млн., но при этом не выполнила своих обязательств перед правительством и «кинула» государство. Не нам судить, правда ли это, но факт таких подозрений налицо. В 1995 году «Республикой» заинтересовались силовики во главе все с тем же Марчуком, но тогда корпорации удалось избежать детального расследования (в офисе внезапно произошел пожар). А Бакай, как сказано выше, снял свою кандидатуру на выборах в Миргороде.

В 2000 году усилиями «женщины с косой» главный нефтяник страны утратил свою должность и, как говорят, внушительную часть капиталов. До июля 2003 года, когда его назначили председателем Государственного комитета водного хозяйства Украины, об Игоре Михайловиче практически никто не вспоминал. Впрочем, возможно, Юлия Тимошенко осуществила только технические «работы» по устранению всемогущего Игоря Михайловича из хлебного ведомства. Считается, что зыбким положение Бакая стало после выборов 1999 года/ Как бы там ни было, но в 2001 году следственное управление налоговой милиции ГНАУ возбудило уголовное дело по факту уклонения должностными лицами НАК «Нефтегаз Украины» от уплаты налогов на общую сумму 1,9 млрд. грн. Правда, в это время Михалыч уже был депутатом Верховной Рады (победил на довыборах по 64-му – Житомирскому – избирательному округу) и, как сетовали представители налоговой, мог быть привлечен к ответственности только после соответствующего решения парламента. А такого решения не последовало, как не последовало и соответствующего представления на «дачу согласия…». Дело как-то само собой замялось, что уже интересно. Судя по всему, в него вмешался некто очень влиятельный.

Наконец, возникает вопрос, что может так интересовать бывшего главного нефтяника в таком неординарном государственном конгломерате, как управление делами? Можем почти точно предположить, что конкретный интерес в силу профессиональных пристрастий для нашего героя представляет дочерняя структура управления – ГП «Регион», а точнее – т.н. «Договор о совместной деятельности № 70-8» с предприятием «Полтаванефтегазгеологии». Дело в том, что ГХП «Полтаванефтегазгеология» занимается инвестированием в размере почти сотни миллионов гривен в развитие одного нефтегазоконденсатного месторождения в Харьковской области и дополнительно нефтедобычей в Полтавской области. Более того, по неподтвержденной информации Олег Бакай уже занялся данным направлением деятельности и вскоре сможет продемонстрировать нам определенные успехи. В общем, можно понять неподдельный интерес общественности, в том числе и московской прессы, к данному назначению. Поверьте, мы еще услышим о Бакае (или Бакаях) немало занимательных легенд, касающихся его нынешней должности…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам