Честь офицера

Америку больше не любят. Тезис, конечно, спорный, но, тем не менее, факт остается фактом. Когда масс-медиа вещают об иракских повстанцах («недобитках диктаторского режима»), которые опять «положили» американских солдат, то особых эмоций не возникает. Они сами туда пришли. Одно дело, операция по освобождению Кувейта в 1991 году и совсем другое — вторжение образца 2003 года.

Некий, скажем так, внештатный сотрудник посольства США в Украине относительно недавно очень эмоционально доказывал мне: Америке пришлось взять на себя роль «мирового жандарма». Больше некому было. Демократия в опасности — и все такое. На рациональном уровне спора у нас не вышло. Победили эмоции. Он что-то проворчал, и я сказал нечто неприятное для слуха. Спустя несколько месяцев младший Буш, выступая на Генеральной ассамблее ООН, попросил у Объединенных Наций помощи в восстановлении Ирака и заявил, что пришло время позабыть прошлые разногласия, возникшие из-за вторжения в страну коалиционных войск. Но забыть разногласия никак не получается. С односторонними действиями США, например, опять не согласны французы. Жак Ширак прямо заявил: «В открытом мире никто не может самоизолироваться и действовать в одиночку от имени всех». Но самоизолировались, действуют и пытаются оправдать свои действия постфактум. В иракскую историю очень плотно влезла и Украина. Теперь, после Ширака и Буша-младшего, самое время вспомнить о бывшем секретаре Совета национальной безопасности и обороны, а ныне главе военного ведомства Евгении Кирилловиче Марчуке. Он обожает находиться, хотя бы виртуально, в такой высокой компании.

Когда Марчук проверял в Ираке, не жмут ли нашим парням ботинки, то он не о правильно завязанных шнурках заботился. Наверное, подсознательно понимал: за каждого из них ему придется отвечать. Что творится на уровне сознания Евгения Кирилловича, судить не берусь. То он у нас загадочный генерал, который все знает, всем управляет, но молчит и ничего сделать не может. То представитель новой украинской генерации прозападных политиков, которые спасают Украину от вхождения в Единое экономическое пространство. Но с уверенностью можно констатировать, что именно на основании информации секретаря Совета национальной безопасности и обороны было принято решение отправить украинский военный контингент в Ирак.

Именно Евгений Кириллович докладывал Верховной Раде по данной проблеме. И я заранее знаю, какие аргументы выдвинет в свое оправдание Марчук. Дескать, СНБО — это коллегиальный орган, его решения вводятся в действие указами Президента. Верховная Рада — высший институт законодательной власти, где 450 депутатов вправе принимать любые решения в рамках Конституции. Дело Евгения Кирилловича — только собрать информацию. Так ведь собрал, доложил, убедил. Или все не так было?

И не надо вспоминать о сложном геополитическом положении Украины, когда возникла необходимость любой ценой улучшать отношения с США, которые обвиняли нас в незаконной продаже Ираку «Кольчуг». Но не нашли же «Кольчуг»… Вообще ничего не нашли, в том числе и широко разрекламированного Штатами оружия массового поражения, которое якобы имелось у Хусейна. Зато теперь украинские парни охраняют ирано-иракскую границу и каждую минуту могут получить пулю в спину. Они даже не понимают, каков их статус. Миротворцы? Тогда покажите мандат ООН на проведение военной операции в Ираке. Франция и Россия совершенно четко и недвусмысленно заявили: есть ооновский мандат — подумаем над проблемой участия в операции. Нет мандата — сами отвечайте за последствия. Значит, мы оккупанты, и поэтому нас можно убивать. Украинцы — дешевое «пушечное мясо», которым заменяют солдат более высокой, западной «пробы». Но никакие внешнеполитические дивиденды не оправдают смертельного риска. А наши в Ираке действительно рискуют жизнью.

Не в правильно подобранных шнурках дело, а в ответственности. Ты привез в Ирак бригаду внешнеполитических «заложников» — значит, должен вывезти их всех живыми и здоровыми. Рассуждения о международном признании Украины за весомый вклад в дело всемирного миротворчества не проходят.

Да, конечно, никто не насиловал наших военных. Все они поехали в Ирак по своей воле. Этот тезис очень любят повторять генералы, в том числе и «штатский генерал» Евгений Марчук. Но парням в форме надо кормить свои семьи. Их разве волнует идеологический бред насчет выполнения «высокой миссии»? Во французском военном легионе поступают честнее. Они профессионалы, которые воюют за деньги. Партийно-политической работой с ними никто не занимается. А нашим платят копейки (по сравнению с теми же американцами), да еще мозги пудрят различного рода идеологической чепухой. Кстати, с подачи Евгения Кирилловича, который очень переживает за формирование позитивного международного имиджа «украинских миротворцев». «В штабе миротворческой бригады создана локальная компьютерная сеть». Вот это, я понимаю, успех Министерства обороны. Все в восторге. Но война — не компьютерные «стрелялки». Там настоящая кровь…

Только Марчук рассматривает проблему не в контексте ответственности за судьбу украинской бригады, а как угрозу для своей личной политической безопасности. Ответственность и угроза. Между этими понятиями есть существенная разница. Она заключается в том, что угрозы избегают, а ответственность несут. У нее нет срока давности. Трескотня о геополитических интересах Украины — это не то.

Ведь уже много лет все говорят о том, что Евгений Кириллович прекрасно знает истинное положение дел во всех сферах украинской жизни. Он великий комбинатор, мастер тонкой политической интриги. Если это так, то господин Марчук должен был давать себе отчет в том, к чему может привести реализация схемы «украинский батальон в обмен на геополитическое прощение». Скажем больше: он знал, к чему это все приведет. Знание — это тоже большая ответственность. Уже на этапе принятия решения можно было высказать свою позицию. Например, встать на заседании Совета национальной безопасности и сказать: украинские военные станут заложниками ситуации в Ираке. Если ООН не выдаст мандат на проведение миротворческой операции, то мы будем выступать в роли оккупантов. Да, нашими союзниками станут США, могучая держава, но Украина будет играть малопочетную роль геополитической «шестерки». Разве нельзя было сделать такое заявление? Можно, но для этого пришлось бы встать с кресла, причем не на несколько минут, а навсегда. После такой речи следует быть готовым к написанию заявления об отставке.

Писал же министр обороны Александр Кузьмук заявление, когда украинская ракета сбила пассажирский лайнер над Черным морем. И Александр Шкидченко подал Президенту рапорт об отставке после Скныливской трагедии. А что делал Марчук? Возглавлял специальные комиссии, созданные для расследования этих катастроф. С умным видом рассказывал о компьютерном моделировании ситуации, о своем глубоком сочувствии семьям погибших, о луче радара, отраженном от моря, и трагическом стечении обстоятельств. Выглядел он, как всегда, очень импозантно и убедительно. Предпочитал не говорить о том, что за координацию взаимодействия военных и гражданских структур, в частности при организации авиашоу, отвечает СНБО.

Вопрос: где результаты работы этих комиссий? Разве после того, как произошло перемещение Евгения Кирилловича в кресло министра обороны, данная проблема утратила актуальность? Ответственность за трагедию удалось канализировать в абстрактную и поэтому безопасную сферу? Неправда. Каждый человек отвечает за свои поступки. Рано или поздно. Повторюсь: привез украинцев в Ирак — что хочешь делай, но верни их обратно домой. Живыми. Можно проверять шнурки и ботинки, а также резину на БТР хоть каждый день. Самому сидеть в Ираке. Да что угодно вытворять, поскольку Евгений Кириллович теперь — заложник. Даже если в результате неосторожного обращения со снайперской винтовкой был ранен наш сержант в Ираке, то ответственность несет Марчук. Это не преувеличение, поскольку мы не миротворцы. Это чужая война. И если за хорошие отношения с США надо платить такую цену, то не лучше ли послать такие геополитические интересы подальше? По крайней мере, так будет честнее.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам