Могучая кучка

Пока в Вене скандалят делегаты 127-й конференции государств-членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в Петербурге проходит «Энергетический саммит», на котором собралось руководство российской нефтегазовой промышленности и лидеров крупнейших компаний. Цель встречи – повысить экспорт российской нефти и газа в Америку и расширить участие американских компаний в российской энергетике. За петербургской встречей последует беседа президентов Путина и Буша, в которой, возможно, прозвучит название «Одесса–Броды». А ОПЕК и дальше будет заниматься квотами на нефть и разруливать конфликты между Ираком и Венесуэлой…

Нервотрепка для ОПЕК

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) представляет собой межправительственную экономико-политическую организацию, которая была образована в 1960 году на конференции в Багдаде. Однако Устав этой организации был принят лишь 5 лет спустя в Каракасе. С тех пор Ирак и Венесуэла неоднократно выясняли двусторонние отношения на глазах у высокопоставленной публики.

С момента создания и до сегодняшнего дня ОПЕК остается межгосударственным клубом крупных экспортеров сырой нефти. В него входят Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. Для отдельных стран Уставом организации предусмотрена возможность получения статуса ассоциированного участия. Как правило, собираясь на регулярные саммиты, члены клуба решают главный вопрос: следует ли увеличивать квоты добычи нефти. Понятно, что с ростом предложения “черного золота” на рынке падает его цена. Поэтому, если говорить точнее, основным смыслом переговоров является согласование мирового уровня цен между нефтедобытчиками. Своего рода – сговор международных монополий.

Нынешняя встреча министров энергетики государств-членов ОПЕК также посвящена вопросу квоты на добычу нефти. Изначально было известно, что никаких сенсаций не предвидится: генсек картеля Альваро Сильва Кальдерон уже заявил, что не видит весомых причин для изменений нынешнего ограничения нефтедобычи. Так что главной интригой было очередное выяснение отношений между делегациями Ирака и Венесуэлы. Последняя, будучи довольно влиятельным членом ОПЕК, выступила против предоставления Ираку официального права голоса на саммите. Позицию своей страны министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес объясняет тем, что правительство Ирака пока не признано международным сообществом.

На самом же деле участники рынка опасаются возрастания роли послевоенного Ирака в формировании цен на нефть. Член Временного управляющего совета Ирака Адель Абдельмахди заявил, что Багдад будет добиваться от ОПЕК повышения своей квоты до 6 млн. баррелей в сутки. По его словам, в ближайшее время Ирак увеличит добычу до уровня 1990 года – 3-3,5 млн. баррелей в сутки.

Тем временем, в ожидании встречи ОПЕК цены на ноябрьские фьючерсные контракты на нефть на Нью-йоркской товарной бирже выросли на 11% – до $27,3 за баррель. Цена российской нефти возросла на 58% – до $24,47. Вообще, согласно исследованию аналитиков агентства «Bloomberg», цены на нефть в этом году достигли наибольшего среднегодового значения за последние 20 лет (средняя цена барреля составляет $31,03). Такое положение дел вполне устраивает Россию, не являющуюся членом организации, но в последнее время активно влияющую на мировую конъюнктуру. Как сообщается, с начала сентября цены на нефть упали примерно на 14%, а основной индекс цен ОПЕК на нефть потерял 10% со времени последней встречи организации в конце июля. В конце торговой сессии во вторник цены на нефть в Лондоне были на отметке $25,78 за баррель, на 1% выше закрытия в понедельник.

Кстати, надо заметить, что в 2004 году, по прогнозам экспертов, ожидается падение цен не нефть, связанное с двумя факторами: увеличением поставок из Ирака и ростом мировых резервов. По подсчетам ее экспертов, они будут расти на 1,5 млн. баррелей в день в этом квартале и на 600 тыс. баррелей в день в IV квартале года, хотя обычно в эти периоды запасы сокращаются. По вышеизложенным причинам, цены на нефть реально снизятся на 10,5% – примерно до $24.

Российская альтернатива

Впрочем, все эти проблемы не так волнуют мировую общественность, как сделки по объединению ТНК и «Бритиш Петролеум», а также возможное привлечение иностранного инвестора в «ЮкосСибнефть». Интересно по этому поводу высказался в «Файнэншл таймс» Джозеф Станислав, президент консалтинговой компании «Cambridge Energy Research Associates»: «Никто не становится в очередь, чтобы попасть в Ирак. Есть очередь в Россию, и все хотят быть первыми».

Кстати, та же «Файнэншл таймс» пишет, что министры нефтяной промышленности стран ОПЕК собрались в Вене, ни на минуту не забывая об опасности, которую представляет их картелю другая конференция, открывшаяся в Санкт-Петербурге. Речь идет об уже упомянутом «Энергетическом саммите», который привлек особое внимание, когда стало известно, что две крупнейшие американские компании вступили в соревнование за обладание 25% долей в «ЮкосСибнефти». Сделка, по данным «Файнэншл таймс», оценивается в сумму до $12 млрд. Разговоры об этом «контракте века» и «совокуплении» ТНК и «Бритиш Петролеум» даже отвлекли внимание наблюдателей от исторического решения Саудовской Аравии вновь открыть свой газовый сектор для иностранных инвесторов, а также от недавних попыток Кувейта и Ирана сделать свой нефтяной рынок более привлекательным для международных корпораций.

Перспектива превращения России в нефтяную сверхдержаву изменила даже план встреч президента Путина: Владимир Владимирович только и успевает принимать гостей с «нефтяным интересом». Недавно, например, в Кремле побывал саудовский принц Абдалла: стороны договорились о сотрудничестве в разведке нефтяных и газовых месторождений. Однако Садовская Аравия не сумела добиться от России того, чего действительно хочет: чтобы Россия обещала сократить экспорт, когда цены упадут.

Более того, вероятно, на этой и других встречах обсуждалась и тема ИПЕК. Идея создать независимый союз стран-экспортеров нефти с таким названием принадлежит России и Норвегии. Озвучена она была еще в 2000 году, но реальную почву под ногами ИПЕК стал ощущать лишь весной текущего года. О своей готовности участвовать в деятельности ИПЕК заявили также Мексика, Канада, Нидерланды, Вьетнам и Габон. ИПЕК, конечно, не сможет диктовать уровни квот, как это делает ОПЕК, но попортить «кровь» последним – вполне. Особенно, если учесть, что Вьетнам с Габоном участвуют там, скорее, «для мебели», а ядро «могучей кучки» определяют Россия, Норвегия и Нидерланды. Налицо потенциальные участники консорциума по продвижению на североевропейский и североамериканский рынки норвежской и российской нефти. А если посмотреть на них с географической точки зрения, то вырисовывается «клуб заинтересованных» в перекачке той же норвежской и российской нефти с севера на юг, для чего может пригодиться труба «Одесса–Броды» и широко обсуждаемый план реверсного использования данной магистрали. Не зря в Петербурге были замечены представители будущего конгломерата «БП»–ТНК, а осведомленные источники называли их чуть ли не основными спонсорами мероприятия. Российская нефтяная альтернатива становится реальностью, и Украину этот факт должен радовать с сугубо меркантильной точки зрения.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам