Референдум №3

Что-то давно не видно в парламенте Александра Волкова. Крестный отец первого парламентского большинства и специалист по организации всенародных совещаний почему-то отсутствует. А стране, между прочим, грозит очередной референдум. Народу предлагают определиться: стоит ли Украине слишком глубоко проникать в единую экономическую зону с Россией? Первому эта идея пришла в голову Петру Николаевичу Симоненко.

Когда во вторник в парламенте бушевали страсти по поводу возможности сдачи украинских национальных интересов, лидер КПУ предложил выход из создавшегося геополитического тупика: а что, если посоветоваться с народом? Организовать плебисцит, вынести на всенародное обсуждение только один вопрос: «Вы согласны с тем, чтобы Украина интегрировалась в ЕЭП?». И все. Собственно говоря, Украина уже привыкла к такому способу общения власти и народа. Даже парламентарии уже не вздрагивают при словах «плебисцит» и «имплементация». А ведь еще пару лет назад все было совсем по-другому. Мы напомним вам как. Естественно, вкратце.

В апреле 2000 года в Украине был проведен референдум. Избирателю предлагалось заполнить «клеточки» по четырем позициям, после чего президентская власть значительно укрепилась бы. Собственно говоря, с этой целью все и разрабатывалось. Кому-то (а именно Александру Волкову – советнику главы государства) пришла в голову замечательная идея попытаться изменить Конституцию, получив согласие народа. С помощью технологий фонда «Социальная защита» было организовано всенародное совещание на тему «Как нам обустроить власть в Украине». Народ, организованный Волковым, однозначно высказался «за»:

– предоставление президенту права распускать ВР, если на протяжении месяца депутаты не смогут сформировать парламентское большинство. Также глава государства может отправлять депутатов по домам в случае не утверждения в течение трех месяцев проекта государственного бюджета;

– ограничение депутатского иммунитета;

– сокращение количества депутатов ВР с 450 до 300 человек;

– формирование двухпалатного парламента.

А уже 13 июля 2000 г. парламент со страшным скрипом предварительно одобрил законопроект о внесении изменений в Основной закон по итогам апрельского плебисцита. Правда, дальше этого дело не пошло: процесс внесения изменений в Конституцию предполагает обстоятельный подход к делу. Сразу менять в Основном законе ничего нельзя: необходимо выдержать определенную законом конституционную паузу (одна сессия) и потом 300 голосами «вторгаться» в текст Основного закона. Однако до этого дело не дошло. Но на долгое время призрак имплементации стал главной парламентской «страшилкой» и способом «построения» парламентского большинства.

В конце концов, все закончилось хорошо. Но референдумная тема не была забыта. Президент и глава его администрации в 2002-м напомнили стране, что есть вопросы, которые можно решать исключительно методом народного обсуждения. Старт нового раунда «имплементация-2» был дан в День конституции два года назад. Тогда президент сообщил народу, что ему (народу то есть) нужна новая власть. Парламентско-президентская. Иными словами, Леонид Кучма добровольно соглашался ограничить собственные полномочия, а часть из них передать парламенту. В общем, в результате конституционной трансформации ВР становится эпицентром политической жизни: парламент формирует коалиционное правительство и несет за него ответственность. В принципе, за такую конституционную модель высказались почти все политические силы. Кроме, естественно, блока Виктора Ющенко, который не теряет надежды стать президентом с максимальной концентрацией властных полномочий.

Естественно, что модернизация власти стала основным сюжетом политического сценария страны в 2002-2003 гг. Стоит ли говорить, что решению внести изменения в Основной закон необходимо было придать «всенародный» импульс. Этим занялся большой друг Виктора Андреевича Виктор Медведчук, удачно совмещающий пост главы АП с должностью антикризисного менеджера. Именно начальнику главной канцелярии страны принадлежит идея провести всенародное обсуждение инициатив президента, выступившего с предложением поменять модель власти с президентско-парламентской на парламентско-президентскую. Стоит ли говорить, что народные консультации дали запрограммированный результат: 80% населения одобрили предложения Леонида Даниловича. Даже те, кто ни разу не употреблял в устной речи слово «бикамерализм», согласились, что без него никак. После чего обработкой предложений занялся минюст. А парламент приступил к разработке конституционных проектов. К слову, их число постоянно увеличивается: например, в КС готовится поступить уже четвертый вариант правок к Основному закону…

Но тут случился ЕЭП, и внимание от способа передачи президентских полномочий парламенту было отвлечено. Сессионный зал тут же раскололся на две части: сторонников интеграции Украины в единое экономическое пространство и противников сдачи национальных интересов России. Да что там зал! Правительство также разделилось на два крыла: проЕЭПовское и антиЕЭПовское, представленное молодым министром экономики Валерием Хорошковским и новым главой МИД г-ном Грищенко. День спустя, 291 депутат морально поддержали президента Кучму, который сегодня, 19 сентября, должен подписать рамочное соглашение о вступлении Украины в ЕЭП. И, скорей всего. подпишет, тем более что премьер-министры стан СНГ одобрили проект о зоне свободной торговли, создание которой является главным условием присоединения нашей страны к экономическому союзу.

Но подпись президента – это одно, а ратификация парламентом этого документа – совсем другое. Только после парламентского одобрения можно будет начинать процесс взаимовыгодного экономического сотрудничества с «четверкой». Провернуть такую операцию безболезненно будет непросто. Поэтому применен апробированный способ дрессировки народных избранников – референдум. Почему бы не спросить у народа, что он думает по поводу интеграции Украины в ЕЭПовские структуры. Президент Кучма – только за. Накануне Ялты-2 Леонид Данилович поддержал предложения лидера коммунистов «посоветоваться с людьми».

По словам главы государства, «референдум является цивилизованным решением спорных вопросов». Кучма даже привел в пример Европу, в частности, недавний референдум в Швеции по вопросу введения евро. В принципе, перед ратификацией ЕЭПовских документов организовать всенародное совещание – как два пальца об асфальт. Конечно, это дорогостоящая операция, но кто сказал, что нужно экономить на демократии? А что может быть демократичней, чем плебисцит? Кроме того, никаких правовых последствий народные консультации за собой не влекут. Зато парламентский народ разводят по старой отработанной схеме: если избиратели в большинстве своем высказались за ЕЭП, тот, кто против – не патриот. Можно почти не сомневаться, что Виктор Ющенко (чья фракция не поддержала заявление Верховной Рады о едином экономическом пространстве Украины, России, Белоруссии и Казахстана) попадется в эту ловушку. «Будущий украинский президент, не считающийся с мнением маленьких украинцев», – что может быть эффектней? Для Виктора Медведчука….

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам