ЕС на пути в ЕС

Итак, в Брюсселе, похоже, опять вспомнили, что «Украина на самом деле расположена в Европе». Во всяком случае, именно так предельно умно и изящно выразился на встрече с украинским президентом Леонидом Кучмой комиссар Евросоюза по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген. Но если судить по скупым сообщениям информагентств о тематике встречи, то разговор этих двух людей опять напоминал диалог двух глухих, которые говорят, но слушать, точнее, слышать оппонента не хотят.

Посудите сами. Когда г-н Ферхойген таки срочно прибыл в Киев, а потом и настоял на личной встрече с Кучмой в Крыму, стало понятно, почему он это сделал и почему именно этому международному чиновнику поручили вновь попытаться обнадежить и «приручить» Киев. Во-первых, Украина вплотную приблизилась к подписанию документов о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Документы о ЕЭП уже находятся на обсуждении в Верховной Раде и Кабмине. И после прохождения этих «горнил» Кучма уже 19 сентября в Ялте может скрепить новое субрегиональное образование своей подписью. И ЕС испугался, что это может привести к усилению России, которая, являясь главным энергетическим донором Европы, с созданием ЕЭП поставит под свой контроль еще и средства доставки энергоносителей на континент по транзитным территориям. То есть по Украине. А с таким монстром ЕС придется говорить куда более уважительно.

Во-вторых, именно Ферхойген одним из первых еще несколько месяцев назад дал понять официальному Киеву, что его надежды на скорое вступление в ЕС или даже приближение к нему в качестве ассоциированного члена беспочвенны. Как всегда изящно, этот человек высказался об евроинтеграционных устремлениях Киева в том смысле, что, мол, говорить о вступлении Украины в ЕС можно с такой же уверенностью, как и о вступлении Мексики в США. Согласитесь, очень обнадеживающе. Особенно, если учесть, что эту «суперевроинтеграционную» формулу потом на разный лад перепели и другие деятели ЕС: глава Еврокомиссии Романо Проди и прочие. Вот в Брюсселе, видимо, и решили: раз начал первым «фукать» на Киев Ферхойген, так пусть он и «выгребает».

Оказалось, что иногда действительно лучше делать что-либо, чем говорить. Во всяком случае, по отношению к Ферхойгену это выражение применимо на все сто. Кучма однозначно заявил ему, что «Украина никогда не будет делать шагов, препятствующих своему евроинтеграционному курсу, а ЕЭП рассматривает как рамочное соглашение, направленное на повышение уровня экономического сотрудничества, первым шагом которого должно стать создание зоны свободной торговли без изъятий». Казалось бы, ну что тут непонятного? А, следовательно, возьми и в ответ хоть пообещай что-либо другое в плане интеграции. Так нет: Фергойген по-прежнему дудел в старую дуду. По словам пресс-секретаря украинского президента, Ферхойген только «выразил готовность Европейской комиссии к результативному развитию отношений Украины с Евросоюзом, сосредоточив внимание на необходимости переговорного процесса относительно заключения в будущем году с Украиной совместного плана действий в контексте реализации концепции «Расширенной Европы».

Новенькими были два нюанса. Во-первых, по словам Ферхойгена, упомянутый выше план совместных действий Украина – ЕС «должен стать совместным документом только ЕС и Украины, направленным на улучшение отношений в сферах, которые составляют общий интерес». Это уже теплее: Украину все-таки выделяют из общей толпы оставшихся на постсоветском пространстве соискателей членства в ЕС. Во-вторых, в Брюсселе, похоже, понимают, чем может закончиться расширение ЕС на Восток без учета интересов России и Украины и встречное создание ЕЭП с участием Киева и Москвы, но без учета мнения Брюсселя – разделительным занавесом. Новым и модифицированным, но «железным», ибо стоящим на страже экономических интересов двух региональных объединений. Вот Ферхойген как-то нерешительно и заявил по этому поводу: «У нас в Европе растет понимание стратегической важности Украины. Мы должны избежать преобразования границ между Евросоюзом и странами – новыми соседями в новую линию раздела».

И вот, в общем-то, пока все. Если нет каких-то закрытых для общественности договоренностей, то картина остается прежней: в Киеве и даже частично в интеллектуальных кругах самой Европы, знакомых с проблематикой отношений по оси Киев–Брюссель, крепнет убеждение в том, что главным препятствием для вступления в ЕС является позиция… ЕС. Точнее, если не политика двойных стандартов, то, во всяком случае, методика двойных подходов при определении готовности той или иной страны к полноценному членству в Евросоюзе. Методика, на которую, кроме непонимания сущности происходящего в Украине, свой отпечаток традиционно накладывают позиция России и пиетет, с которым к этой позиции относятся некоторые деятели Брюсселя. А самое интересное, пожалуй, заключается в том, что с этим соглашаются внутри Украины и провластные политики, и так называемые оппозиционные.

Особенно ясно это стало во время дискуссии на эту тему на недавнем Международном экономическом форуме в польском городке Крыница. Дискуссия так и называлась «Стремление Украины к Европе в аспекте восточной политики Евросоюза – действительность и перспективы». А тональность и, если можно так выразиться, идеологическую направленность мероприятию задал доктор Джеймс Шерр из Королевской академии обороны Великобритании. Суть его выступления свелась к двум главным тезисам. Первый: Россия помогает всячески – от денег до поддержки позиций – своим друзьям и потенциальным союзникам по всевозможным объединениям, а ЕС ограничивается только риторикой. Да и то не всегда. Второй: в Украине есть не только желание, но и силы, способные ускорить трансформацию страны по европейским меркам, но надо им помочь. Независимо от того, где они находятся – во власти или в оппозиции, но ЕС этого не делает.

Доктор Шерр рассказал также, что ЕС-чиновников губит их же «плюрализм» в отношении к Украине. По Шерру, в ЕС существуют три по-разному относящиеся к Украине и ее евростремлению группы политиков и чиновников. Первые уже сейчас верят, что Украина потенциально готова трансформироваться в полном соответствии с копенгагенскими критериями вступления в ЕС, касающихся экономики, политики, демократических стандартов, верховенства права, институциональной готовности и т. д. Вторые находятся в плену предубеждения, что Украина никогда не будет соответствовать этим самым копенгагенским критериям в силу дремучей «советскости». А третьи уверены, что Украину в ЕС ни в коем случае нельзя пускать раньше России или хотя бы без ее разрешения. И это, заметьте, сказал не записной национал-патриот со Львовщины, с молоком матери впитавший «Геть від Москви!», а британсикй ученый и аналитик, который резюмировал: «Многое изменилось бы, если бы ЕС прямо сказал, что Украина будет его членом, и выставил условия выполнения этого».

Вторил ему и замминистра иностранных дел Украины Александр Чалый, который сначала шокировал собравшихся парадоксальным утверждением о том, что, несмотря на положительное отношение Киева к расширению ЕС на Восток, именно этот процесс навредит евроинтеграционным устремлениям Украины, ибо надолго выбросит Украину из числа потенциальных кандидатов на членство в Евросоюзе. Виной этому, по словам Чалого, будет то, что ЕС применяет в отношении к Украине уже упомянутые двойные стандарты. В частности, Чалый поинтересовался, почему это Брюссель совсем недавно дал четкий сигнал Македонии, Албании, Хорватии и другим балканским странам о том, что они вскоре могут стать членами ЕС, а Украину продолжает пичкать разговорами о том, что она может быть «страной-соседом», «членом Расширенной Европы» и т. д.? Нет ответа. И поэтому, по мнению Чалого, именно вакуум вокруг Украины в отношении ее евроинтеграционных устремлений и явил миру ЕЭП четырех государств СНГ, в котором согласился принять участие и Киев. «Нам не дали выполнить копенгагенские критерии», – сказал он. При этом украинский замминистра совершенно справедливо отметил, что ЕС «зашевелился» навстречу Украине только тогда, когда она заявила о вступлении в ЕЭП…

А самое приятное и удивительное случилось тогда, когда Шерра и Чалого фактически поддержал неистовый (как все «неофиты») оппозиционер, экс-глава МИД Украины, глава парламентского комитета по евроинтеграции и «НУдак» по политической окраске Борис Тарасюк. Вину за невступление Украины в ЕС он, конечно же, возложил на обе стороны – на Киев и на Брюссель. Первый, по его оппозиционному мнению, «оккупирован» неукраинской властью, которая не понимает важности членства в ЕС и потому тайно тянет страну в ЕЭП. Однако и второй – Брюссель – тоже, по Тарасюку, не лыком шит, ибо не имеет «стратегии в отношении к Украине, хотя документ о стратегическом партнерстве и существует с 1999 года». «Нам предлагают роль «соседей» и «друзей», как странам Северной Африки, а мы стремимся к полноценному членству», – резюмировал Борис Иванович. При этом сказался все же профессиональный опыт экс-министра и знание документов. Он напомнил, что в учредительных документах о создании ЕС записано, что его членом может быть любое государство, которое стремится к демократии и процветанию по общепринятым меркам. «Отношение же ЕС к Украине, которой все время отказывают, противоречит его учредительным документам. Мы имеем дело с двойными стандартами со стороны Евросоюза. Нужно играть по правилам, а не играться с правилами», – жестко и афористично заметил Тарасюк.

Потом, правда, Тарасюк вновь ударился в обличение «антинародного режима» и предложил его сменить еще и по причине евроинтеграционных неудач. Но это, так сказать, можно списать на «болезни роста» и на традиционное стремление украинской оппозиции в глазах Запада выглядеть святее Папы Римского и во всех бедах винить действующую власть. Однако отрадно то, что симптомы роста все же есть. Как известно, все страны достигали своих принципиальных целей лишь тогда, когда их политики – независимо от политической ориентации и отношения к власти – добивались их сообща. В Польше, например, после падения коммунизма власть менялась часто. К госрулю приходили разные силы, критикующие друг друга с запалом, не меньшим, чем в Украине. Однако все эти силы не «мочили» друг друга, когда речь шла о той же евроинтеграции. И результат налицо – в мае будущего года Польша будет в Евросоюзе. Но это – тема уже другого разговора. Впрочем, Украине до сих пор очень нужного…

Материал подготовлен при поддержке Польско-американско-украинской инициативы о сотрудничестве (ПАУСИ), финансируемой Агентством США по международному развитию (АМР США) в соответствии с договором № 121-А-00-00-00822.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам