Попытка — не пытка

В секретариате Верховной Рады в спешном, если не сказать в пожарном, порядке, зарегистрирован очередной проект закона о внесении изменений в Конституцию. В то же время, спикер Владимир Литвин «вернул» президентский проект автору — Леониду Кучме по просьбе последнего. А главный «НУдист» Виктор Ющенко огласил пять пунктов, на основе которых «Наша Украина» согласна менять Основной закон. В ответ на это Юрий Костенко…

Стоп! Вы что-то поняли? Давайте разберемся, хотя для этого и придется углубиться в сложную и запутанную историю политического реформирования. Чтобы не отнимать у читателей драгоценное время и не лишать их вкуса к жизни, начнем не с самого начала, а с 11 июля 2003 года. В этот день парламент после «подковерной» борьбы направил на экспертизу в Конституционный суд сразу два варианта конституционной модернизации: президентский и парламентский, подготовленный специальной комиссией ВР, сопредседателями которой являются, с одной стороны – Геннадий Васильев (первый вице-спикер), а с другой — лидер социалистов Александр Мороз. В результате этих сложных манипуляций президентский вариант утратил свою эксклюзивность и был отозван. В юридической практике еще не было подобных прецедентов, но Владимир Литвин попытался урегулировать ситуацию. Теперь в КС только один проект (имени Александра Мороза), но он вряд ли будет задействован в новом раунде политической реформы. Потому что за прошедшие два месяца произошли события, позволяющие говорить о том, что забуксовавший поезд «Политическая реформа» сдвинулся с того места, где он находился после 11 июля.

Во-первых, Виктор Медведчук сумел наладить контакт с двумя из четырех лидеров оппозиции. Конечно, это не был Виктор Ющенко, который ненавидит, боится и одновременно уважает главу АП. Кроме того, Виктор Андреевич далек от такого понятия, как прагматизм. Чего не скажешь об Александре Морозе и Петре Симоненко. Именно они стали участниками «мужских консультаций», происходивших под чутким руководством главного администратора несмотря на все предупреждения «мессии». Дескать, не ходите в АП, ребята, там всех цинично используют и выбросят… Впрочем, восторгаться консолидирующими способностями Виктора Владимировича тоже не стоит. Главный социалист и лидер коммунистов столько раз давали понять, что «парламентская республика — это наше все», что только глухой не смог бы уловить этих сигналов. Вот Медведчук и уловил. Вернее, перехватил. Однако, до подписей «тройки» под новым вариантом конституционных изменений дело не дошло.

Во-вторых, на фоне «мужских консультаций» по линии АП-СПУ-КПУ была реанимирована ТУНДРа. Это, кто забыл, такое предвыборное объединение пропрезидентских сил, которое украло электоральную победу у блока Виктора Ющенко. После чего распалось на отдельные парламентские сегменты, живущие своей собственной жизнью. Но в рамках. Парламентского большинства. Но они вновь соединились и даже подписали соглашение о выдвижении из своих рядов единого кандидата в президенты. Самое прикольное, что в этом объединении присутствует и СДПУ(о). Виктор Медведчук — он как Фигаро: успевает быть сразу в нескольких местах и делать сразу несколько дел («разводить» левых, консолидироваться с партией Януковича, жениться и участвовать в кадровом процессе перестановок в силовом блоке). Естественно, у ребят тоже есть свое видение развития ситуации по политической реформе.

В-третьих, лидер «Нашей Украины» огласил пять пунктов стратегического конституционного плана, предполагающего: проведение выборов 2006 года в Верховную Раду и местные советы всех уровней на пропорциональной основе, введение запрета на изменение фракционной ориентации после выборов в ВР, модернизацию Конституции после 2006 года, сохранение всенародных выборов президента Украины, коррекцию законодательства о местном самоуправлении. Если хоть в одном из вариантов политической реформы все эти положения будут учтены, Ющенко поставит свою подпись под документом.

В-четвертых, Александр Мороз, как выяснилось, уже ничего не разрабатывает с Виктором Медведчуком и Петром Симоненко. Сан Саныч всегда и везде подчеркивает, что его подписи нет ни под одним из проектов. Зато пошли разговоры о новом оппозиционном меморандуме, выражающем отношение протестных сил к процессу конституционного моделирования. Так называемый Меморандум-2. Однако, уверенности в том, что Петр Симоненко поставит также под этим документом свою подпись, нет ни у одного участника соглашения. Но все равно и Юлия Тимошенко, и Виктор Ющенко с нескрываемым энтузиазмом заговорили о новых возможностях участия оппозиции в процессе смены властной модели…

В-пятых, в секретариате ВР был зарегистрирован еще один проект конституционной реформы. Достаточно загадочный причем. Судя по тексту, это тот самый вариант, который широко рекламировался главой президентской администрации как результат компромисса с коммунистами и социалистами. Однако подписи Мороза там нет. Зато есть автографы Раисы Богатыревой (Регионы Украины), Леонида Кравчука (объединенные социал-демократы), Стапана Гавриша («Деминициативы»), Катерины Ващук (Аграрная партия), Николая Гапочки («Народный выбор»), Богдана Губского («Народовластие»), Владимира Пехоты (группа «Европейский выбор»), Петра Симоненко (фракция Компартии), Анатолия Толстоухова (фракция Народно-демократической партии), Игоря Шарова (фракция партий ППУ и «Трудовая Украина»). Эти люди предлагают включить документ в повестку дня четвертой сессии Верховной Рады и направить его в Конституционный суд для получения вывода относительно соответствия законопроекта требованиям статей 157 и 158 Конституции. Причем сделать это немедленно. Нардепы также предлагают включить в повестку дня следующей (пятой) сессии Верховной Рады вопрос о принятие проекта закона «О внесении изменений в Конституцию Украины».

Таким образом, можно констатировать, что конституционный хаос несколько упорядочивается. Например, с коммунистами получилось договориться. Кроме того, подпись Кравчука свидетельствует о том, что эсдеки не станут настаивать на своей особой причастности к процессу ускорения политической реформы. Пока. Хотя были предпосылки: информация о регистрации «третьего проекта» появилась вчера ближе к ночи, и тогда под ним стояли всего две подписи: Гавриша как нового координатора и Раисы Богатыревой как лидера фракции, чей премьер претендует на особую роль в предвыборной кампании. Но сутки спустя ситуация прояснилась: вроде бы «большевики» и коммунисты договорились об основных положениях модернизации Основного закона. Детали уточняются. Пока же можно констатировать следующее:

А) На меморандуме четырех, о чем так много и красиво говорили социалисты и представители блока Тимошенко, можно поставить крест. Нет, появление такого документа не исключено, но подписи Петра Симоненко там не будет. Как и самих коммунистов — они дали понять, что больше не намерены играть в игру под названием «Единый кандидат от протестных сил». Комми предлагают немедленный переход в парламентской республике и выборы глава государства в ВР. В плане из пяти пунктов Виктора Ющенко нет ничего похожего. А, кроме того, сил «тройки» ни на что не хватит.

Б) Теперь вырисовалась новая конфигурация сторонников конституционной модернизации: большевики (240 депутатов) плюс коммунисты. 300 голосов набирается на раз. Впрочем, не исключено, что голосов может быть и больше: если к проекту присоединиться и Юлия Тимошенко, отличающаяся завидной прагматичностью.

В) Интересно будет посмотреть на поведение главы АП: если Виктор Владимирович не станет «вставлять палки» в колеса реформаторам Основного закона, то все закончиться хорошо. Для Виктора Януковича.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам