Министерство отмывания

Как и предсказывали «Версии» в материале «От вашего FATF нашим чиновникам» Госфинмониторинг таки сумел выбить себе особый статус. Довольно скоро в Украине может появиться новое ведомство, созданное на основе минфиновского дапартамента и в силу своих функций претендующее на звание «государевого ока».
После июльского совещания у президента, где всем органам, причастным к благородному делу борьбы с отмыванием денег, были розданы ценные указания, властный истеблишмент застыл в ожидании конкретных действий. Первым шагом на пути реализации означенных перспектив стал указ «О мерах по развитию системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 22 июля 2003 года. Помимо стандартных поручений Кабмину «ускорить, улучшить, закончить…», там содержалось несколько чрезвычайно интересных тезисов об улучшении материального обеспечения отдельных органов власти и усилении статуса «финансовой разведки».

Ну, ладно, там условия оплаты труда бойцов невидимого финансового фронта. Понятно, что работа у них вредная и требует особого материального поощрения – никто с этим спорить не будет. Что же касается изменения статуса Госфинмониторинга, то здесь, с точки зрения чиновников, присутствует факт «неуставных отношений». В том смысле, что не правительство предложило президенту идею создания «министерства отмывания», а финансовые разведчики в обход непосредственного начальства убедили Леонида Даниловича, дескать независимость позволит им работать куда результативнее. Одним из их аргументов было то, что Международная группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступных путем (FATF), среди условий исключения Украины из «черного списка» ставит независимость департамента финмониторинга. У наблюдателей на счет этого требования есть некоторые сомнения: то, что подобные разговоры на предыдущих сессиях FATF мы помним, но чтобы условие… Тем более, что почти во всех странах (включая Россию, успешно покинувшую «черный список» год назад и ставшую полноправным членом FATF) финразведки входят в состав каких-либо министерств. Мы, например, скопировали российский опыт, где комитет финансового мониторинга является частью ведомства Алексея Кудрина.

Как бы там ни было, но в указе появилась интересная фраза: правительство обязано «подготовить и подать в месячный срок с последующим внесением на рассмотрение Верховной Рады проект изменений в закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» относительно определения специального уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга центральным органом исполнительной власти со специальным статусом». Что на практике означает скорое превращение скромного департамента в Национальное агентство борьбы с легализацией денег с исключительно широкими полномочиями.

Правительство спорить не стало и пару дней назад на своем заседании поддержало законопроект, предусматривающий внесение изменений в ст. 4 закона «О предотвращении и противодействии легализации «отмыванию» доходов, полученных преступным путем». Теперь Верховная Рада должна принять решение вывести Государственный департамент финансового мониторинга из состава Министерства финансов, преобразовав его в центральный орган исполнительной власти со специальным статусом.

При этом основные задачи «антиотмывочного ведомства» не меняются: участие в реализации государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, подлежащих обязательному финансовому контролю, а также о других операциях, связанных с легализацией таких доходов.

Впрочем, законопроект о превращении департамента в «орган» будет не единственным в данной сфере, которым займутся депутаты. На очереди
поправки в целый ряд законов, ужесточающие наказание за отмывание денег.

Комитет по финансовому мониторингу России уже подготовил аналогичные предложения и, вероятно, поделился опытом с шефом украинской финразведки Сергеем Гуржием во время его недавнего визита в Москву. Согласно российским коррективам, снимается денежная планка для операций с грязными деньгами, подпадающих под уголовную ответственность. Кроме того, к списку тех, кто обязан докладывать о подозрительных сделках, добавятся агенты по недвижимости и финансовые посредники. Данные поправки продиктованы новыми рекомендациями FATF, принятыми на последней берлинской сессии.

Можно с большой долей вероятности утверждать, что аналогичные законопроекты уже в ближайшие дни получат украинские депутаты. Относительная спешка объясняется цейтнотом — очередная сессия FATF, ранее планировавшаяся на 12 октября, состоится на две недели раньше: с 29 сентября по 2 октября в Стокгольме (новый президент организации господин Норгрен – швед). Понятно, что и Россия, ставшая членом «отмывального клуба», и особенно Украина, все еще выкарабкивающаяся из «черного списка», должны продемонстрировать выполнение «домашнего задания». Единственным препятствие может стать нежелание депутатов дружно нажать кнопочки, а также возможная попытка лидеров фракций включить законопроекты по борьбе с грязными деньгами в «пакет политического торга». Тем более, что время самое подходящее для этого – конституционное…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам