Раздел имущества

Накануне своей отставки министр иностранных дел Анатолий Зленко вновь напомнил о претензиях Украины на часть зарубежной собственности бывшего СССР. В интервью одной из украинских газет он категорично заявил: «Будем двигаться до конца, пока не решим все вопросы». Это означает, что июльские предложения российских дипломатов отвергнуты и борьба за 36 зданий, 42.1 тонны золота и $12 млрд. продолжается…

Как заявил Анатолий Максимович, следующий раунд «имущественных» переговоров запланирован на октябрь. По его словам, 20 августа он встречался с рядом иностранных послов, которые интересовались проблемой перерегистрации зарубежной собственности бывшего СССР. С одной стороны Российская Федерация форсирует данный вопрос, с другой – украинский МИД разослал всем странам ноты с предостережениями от «поспешных шагов, связанных с перерегистрацией упомянутой собственности». А ведь еще месяц назад казалось, что стороны помирились. В середине июля Россия предложила Украине компромиссный вариант, озвученный официальным представителем МИДа РФ Александром Яковенко. По кулуарной информации, речь шла о передаче украинской стороне в пользование объектов в семи государствах, при том условии, что украинская сторона отзовет в этих странах ноту МИД Украины с просьбой не перерегистрировать собственность бывшего СССР на Российскую Федерацию. Судя по всему, нот никто не отозвал, и предложения «попользоваться» чужим имуществом не нашло понимания в ведомстве Анатолия Зленко.

Тут надо заметить, что вопросы собственности и возвращения сбережений граждан являются самым болезненным раздражителем в двусторонних отношениях. Российская сторона настаивает, что он давно урегулирован двумя договорами. Вопрос финансовых обязательств перед украинскими вкладчиками Сбербанка решен межправительственными соглашениями 1993 года, а раздел активов и пассивов бывшего СССР – так называемым «нулевым вариантом» от 9 декабря 1994 года. Правда, несмотря на это, россияне последнее десятилетие добросовестно ездят на переговоры в Киев. Постоянную делегацию МИДа РФ обычно возглавлял Анатолий Потапов, украинскую – тогдашний заместитель государственного секретаря МИД Украины Александр Моцик.

Впрочем, единственное, до чего удалось договориться переговорщикам, так это подготовить перечень объектов зарубежной собственности бывшего СССР, которые могут стать предметом переговоров. По имеющейся у нас информации, в результате появилось два списка: «наш» и «их». Украина претендует на 36 объектов зарубежной собственности бывшего Советского Союза, настаивая на том, что еще во времена «великого и могучего» целый ряд зданий в дальнем зарубежье был закреплен за Киевом, и сейчас возникла необходимость определить их статус. Россия готова говорить о 25 объектах зарубежной собственности бывшего СССР.

Вместе с тем, согласно соглашению от 9 декабря 1994 года (не ратифицированному пока Верховной Радой) Российская Федерация признана правопреемницей бывшего СССР по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность. Украине принадлежит доля в 16,37%, или $12,1 млрд., 7,8 млрд. переводных рублей, 42,1 тонны золота и на 600 млн. руб. зарубежного имущества. 19 февраля 1997 года Верховная Рада Украины приняла постановление «О порядке ратификации соглашения между Украиной и Российской Федерацией об урегулировании вопросов правопреемственности по внешнему государственному долгу и активах бывшего СССР». Согласно этому постановлению, соглашение о «нулевом варианте» может быть ратифицировано ВР только при условии предоставления российской стороной информации о составе балансовой стоимости заграничной собственности СССР, подтвержденной заключениями международного аудита, о состоянии баланса Государственного банка СССР, Госхрана, Внешэкономбанка СССР, а также информации об объемах золотого запаса и Алмазного фонда бывшего СССР. Россия не признает данного постановления и не предоставляет официальной информации.

По «своим каналам» наши депутаты (в основном из «антимоскальской оппозиции») якобы разведали объемы советских активов. По их версии, если золото вернется, Украина станет богаче Арабских эмиратов. Претендуя на 16.73% союзной собственности, Украина готовы взять на себя такую же часть его долга: $13.5 млрд. и 2.8 млрд. переводных рублей. Интересно, но ажиотаж вокруг «припрятанных от Украины» сокровищ СССР одно время активно подогревал Совет нацбезопасности и обороны во главе с тогдашним секретарем СНБО Евгением Марчуком, ныне – главным реформатором министерства обороны. СНБО был одним из инициаторов довольно глупых парламентских слушаний. А сам Евгений Кириллович неоднократно говорил, что «Россия получает очень серьезные дивиденды с того, что принадлежало СССР и должно было подлежать справедливому разделу, вместо которого Украина имеет дырку от бублика».

На самом же деле проволочка с решением «долгового вопроса» не позволяет Украине решать многие международные задачи: от вступления в ВТО до сближения с НАТО. Кроме того, раздраженные россияне моментально вспоминают о газовых долгах и начинают требовать их с удвоенной силой.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам