Тюрьмы – Минюсту!

Начался очередной этап расширения полномочий министерства юстиции. Если в прошлом году этому ведомству были переданы отдельные функции Государственной судебной администрации, а также такие интересные вещи, как разъяснение действующего законодательства госорганам, подготовка правовых заключений и регистрация прав на недвижимое имущество, то нынче речь идет о тюрьмах. В принципе, большая часть стран СНГ уже перешли на европейскую модель и подчинили систему исполнения наказаний минюстам. Поэтому, похоже, что переподчинение не решит проблемы содержания осужденных, как и создание исполнительной милиции – проблемы исполнения судебных приговоров…

Все – в одном

Сначала о собственно информационном поводе данной публикации. Группа народных депутатов разработала законопроект «Об органах юстиции», определяющий правовые и организационные основы деятельности органов юстиции, порядок финансирования, а также правовой статус и особенности государственной службы в органах юстиции. Проект предлагает закрепить за минюстом уже выполняемые им функции и возложить новые: ответственность за управление пенитенциарной системой, регистрацию физических лиц и реализацию политики по вопросам гражданства, а также регистрацию прав собственности и даже создать «исполнительную милицию». Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики уже рекомендовал парламенту принять этот проект за основу. Как полагают авторы идеи, создание в системе органов государственной исполнительной службы минюста собственной милиции обеспечит безопасность государственных исполнителей во время исполнения ими служебных обязанностей.

Нет сомнений в том, что реализация давней мечты Александра Лавриновича – создание в Украине целостной государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество в системе органов юстиции – позволит выполнить обязательства Украины перед Советом Европы и позитивно отразится на перспективах интеграции в Европу. Также очевидно, что в настоящее время при регистрации физических лиц и реализации политики по вопросам гражданства соответствующие службы остаются подконтрольными МВД, выполняя сугубо гражданские функции, присущие органам юстиции. Притом, что Концепция реформирования органов внутренних дел предусматривает освобождение МВД от не присущих ему функций.

Более того, указом президента от 27 декабря 2002 года № 1233/2002 были внесены изменения и дополнения в Положение о министерстве юстиции Украины, утвержденное указом президента Украины № 1396/97 от 30 декабря 1997 года. Согласно этим изменениям и дополнениям, была значительно расширена сфера деятельности министерства юстиции. На него была возложена функция организации исполнения заказа на подготовку специалистов аппарата судов. Скажем, после указа министр юстиции получил право назначать членов квалификационных комиссий судей Украины, а также подавать президенту предложения, которые касаются создания и ликвидации судов общей юрисдикции, согласованные с Председателем Верховного Суда Украины или председателем соответствующего специализированного суда. Среди новых функций минюста, которые не были ранее закреплены в Положении об этом ведомстве, сам Лавринович назвал разъяснение действующего законодательства государственным органам и подготовку правовых заключений. А также – закрепление за министерством юстиции функции государственной регистрации юридических лиц и регистрации прав на недвижимое имущество (до указа существовала система регистрации в органах местного самоуправления). Кроме этого указа, функции министерства юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество были закреплены в законе «О государственном бюджете на 2003 год» и нескольких постановлениях Кабинета министров. Однако министерство все время говорило о необходимости принятия специального закона, и вот его проект появился.

Статусная революция

Самая интересная новация касается изменения статуса Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний. Госдепартамент по вопросам исполнения наказаний был выведен из подчинения МВД еще в 1998 году. На тот момент в Украине было 180 «спецзаведений». В том числе – 33 следственных изолятора, 131 исправительная колония, из которых: 12 – для женщин, 11 – для несовершеннолетних. Плюс 5 лечебно-трудовых профилакториев и около 20 больниц. Не думаю, что с тех пор статистика заметно изменилась. Так же, как и процент уголовников на душу населения. В среднем в Украине одновременно «сидит» около 200 тыс. человек, а охраняют и опекают их около 45 тысяч человек персонала. 13.06.2000 Президент подписал указ «О внесении изменений в Положение о Государственном департаменте Украины по вопросам исполнения наказаний». Согласно этому документу, Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, непосредственно реализующим единую государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний.

По мнению авторов законопроекта, реализация системы исполнения наказаний именно в составе министерства юстиции не требует привлечения дополнительных средств из государственного бюджета Украины, поскольку «тюремный департамент» будет юридическим лицом, получит самостоятельный баланс и специальные регистрационные счета в органах Государственного казначейства. Но возникает вопрос о статусе конвойных подразделений внутренних войск МВД Украины, которые осуществляют конвоирование преступников и охрану их в местах лишения свободы. Хотя, с другой стороны, и в России, и в Армении, и даже в Казахстане уголовно-исполнительной системой заведуют минюсты, и это вроде бы не вызывает проблем.

Наконец, вызывает ряд вопросов и положение касающееся «исполнительной милиции». С одной стороны, крепкие ребята, охраняющие хрупких сотрудниц исполнительной службы во время описывания имущества должников, нужны. Но с другой стороны, их наличие не решает проблему выполнения судебных решений (по словам Лавриновича, из 4 решений в лучшем случае выполняется только одно). Дело в том, что права судебного исполнителя весьма ограничены: например, он не может без специального (отдельного) решения суда входить в дом должника, дабы описать его имущество, поскольку Конституция гарантирует неприкосновенность жилья и т.д. Что же касается реализации имущества предприятий-банкротов, чем занимался печальной памяти «Укрспецюст», то это отдельная тема, где проблема не столько в охране судебных исполнителей, сколько в квалификации экспертов и агентов по продажам.

Короче говоря, никто не спорит, что «статусная революция» необходима и к имеющимся в составе минюста исполнительной службе, государственным нотариальным конторам, ЗАГСам, институтам судебной экспертизы и Госкомитету по делам религий должны прибавиться подразделение по составлению всяческих реестров и «тюремная администрация». Но с другой стороны, возникает вопрос, что важнее: провести структурные преобразования или попытаться решить вопрос по существу – сделать первый шаг на путь повышения процента «исполняемости» судебных решений? Или депутаты думают, что этот шаг они уже сделали?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам