Падшая гривна

Есть простая экономическая истина: национальная валюта падает лишь в той мере, в какой ей это позволяет центробанк. Международные финансовые кризисы и дефолты – не в счет. Каждая страна время от времени встает перед выбором: удешевить свое денежную единицу или помочь ей запрыгнуть выше. Недавно Федеральный резервный банк США «опустил» доллар, теперь Совет НБУ посоветовал Сергею Тигипко сделать то же самое с гривней…

Завязка конфликта

О том, что Совет Национального банка требует от правления НБУ отказаться от идеи укреплять гривну, наоборот, начав ее постепенно девальвировать, сказал журналистам председатель Совета Анатолий Гальчинский. Его аргумент заключается в том, что девальвация гривны однозначно выгодна экспортерам. А 70% ВВП вырабатывается именно экспортерами. По мнению г-на Гальчинского, НБУ должен придерживаться утвержденного Советом Нацбанка прогноза, по которому среднегодовой курс гривны к доллару в 2003 году должен составить 5,35 грн. за $1. Он отметил, что НБУ мог себе позволить без рисков для экономики заморозить курс в 2002 году, при дефляции, но ревальвация гривны в 2003 году при росте цен может негативно сказаться на экспортерах.

В то же время первый зампред НБУ Арсений Яценюк сказал, что НБУ, наоборот, должен укрепить гривну по итогам 2003 года, а не девальвировать ее, как это предполагается утвержденным советом Нацбанка планом по денежно-кредитной политике. К тому же курс гривны на межбанковском рынке продолжает подрастать, в то время как в 2002 году гривна на межбанковском рынке снижалась. Таким образом, стал очевидным «идеологический спор» внутри НБУ: между Советом и правлением, а также внутри самого правления на почве дальнейшей судьбы гривны.

Еще с момента смены руководства центробанка аналитики прогнозировали возможное изменение стратегии валютного курса и незначительную девальвацию. Дело в том, что замом Сергея Тигипка стал бывший министр экономики Александр Шлапак, который во время своего пребывания в Кабмине несколько раз высказывался за девальвацию гривны. Уверяя, что «ценовой запас конкурентоспособности украинской экономики составляет 14-15% и является критическим для Украины, поэтому дальнейшая ревальвация гривны неприемлема для нашей экономики». Цитата взята из выступления Шлапака на заседании Совета экспортеров при Кабинете Министров Украины.

Знающие люди полагают, что г-н Шлапак не только заместитель г-на Тигипко, но и наиболее близкое к нему должностное лицо в аппарате НБУ: бывшие топ-менеджеры «Приватбанка» и комсомольские лидеры много лет идут по жизни вместе. Поэтому, рано или поздно Тигипко может склониться к мнению, что экспортеров нужно поддержать. Тем более, что влиятельная финансовая группа из Днепропетровска, к которой его относят, занимается как раз экспортом металлопродукции и сырья.

Плюсы и минусы девальвации

В принципе, незначительная девальвация (снижение номинальной ценности денежных банкнот) в развитых странах считается чем-то вроде «экономического слабительного»: не сильно много удовольствия, зато почти безвредно. Последняя крупная девальвация, когда американский минфин совместно с «ихним» центробанком слегка опустили доллар, – классический пример выравнивания отрицательного сальдо платежного баланса старым дедовским способом. Но падение доллара, задуманное как пинок Старому Свету с его укрепившимся экономическим потенциалом, отразился на экономике практически всех стран мира. Если же обесценят гривну, то этого не заметит никто, кроме простых украинских граждан и так едва сводящих концы с концами.

Представьте себе на секунду, как это будет выглядеть практически. Ну вот маленький украинец, только-только отдохнувший после изнурительного стояния в очереди за мукой, заходит в магазин и видит… Что он видит? Он видит на ценниках другие, более высокие цены. Не намного, но заметно. Что делает украинец? Он понимает, что «вот оно началось» и начинает сбрасывать национальную валюту, закупая доллар. Так оно, все-таки, надежнее. Естественно, гривна при этом еще больше дешевеет. Одновременно подрастут цены и уменьшится объем вкладов и кредитов. Какой нормальный человек будет держать гривны в банке, если процентная ставка не обеспечивает доход, а впереди неясное будущее, которое лучше обеспечить баксами или евро.

Да, правы те, кто утверждают, что 70% ВВП составляет экспорт, а весь экспорт – это доллар. Но с другой стороны, 90% населения получают зарплату в гривне. Из них 70% живут исключительно на эту зарплату. Если гривна дешевеет, зарплата одновременно уменьшается. При одновременном росте цен на продовольственные товары это означает полный комплекс мер по ухудшению жизни народонаселения.

Поговорив о минусах, нельзя обойти вниманием и плюсы. Незначительная девальвация положительно отражается на сальдо платежного баланса. Это истина. Т.е. для экспортно-ориентированных отраслей девальвация национальной валюты однозначно выгодна. Осталось только выяснить, кто у нас может считаться представителями данных отраслей, и насколько они смогут увеличить объемы продаж при снижении стоимости их продукции в валюте.

До недавнего времени экспортерами были металлургии, химики и АПК. Одним словом, продавцы сырья за рубеж. Сейчас их круг сузился, а потенциал уменьшился. Против металлургов возбуждены антидемпинговые расследования, зернотрейдеры в связи с неурожаем переориентированы с экспорта на импорт и удешевление гривны им наоборот не выгодно – они заинтересованы в ее укреплении.

Сторонники девальвации говорят, что можно пойти по мягкому пути – 5-7% годовых и граждане этого почти не заметят. Но как показал пример американцев, «мягкая девальвация» дает такой же «размытый результат». А к «шоковой терапии» после зернового кризиса мы вряд ли готовы. Но это так, размышлизмы. На решение Нацбанка они явно не повлияют. Разве что могут дать сигнал широкому кругу потребителей: имейте в виду, гривна может низко пасть, причем, в ближайшее время.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам