Гуру демократии

В середине 60-х годов XIX века американские бизнесмены поссорились с английским парламентом по поводу суммы гербового сбора и отказались признавать за метрополией право на обложение налогами колоний. На этой почве разгорелась война за независимость, завершившаяся принятием Декларации об отделении от Англии 4 июля 1776 года. Так возникла самая сильная страна планеты, подарившая миру демократию, МВФ, кока-колу и гангстеров и поставившая задачу внедрить эти четыре составляющие в жизнь остальные государств земного шара.

Уроки демократии для себя

4 июля 1776 года заседавший в Филадельфии Конгресс принял упомянутую Декларацию «свободы», которая провозглашала создание независимого государства и была плодом гениальных идей Томаса Джефферсона – вирджинского плантатора, адвоката и одного из виднейших деятелей американской революции. В Декларации независимости впервые в истории человечества провозглашался принцип народного суверенитета как основы государственного устройства, утверждались права народа на восстание против поработителей, на жизнь, свободу, равенство. Поэтому 4 июля ежегодно празднуется в США как День Независимости: во всех городах устраивают красивый фейерверк под музыку. Американцы готовят барбекю и прекрасно проводят время на пикниках, сидя на расстеленных американских флагах. И мало, кто вспоминает об этапах, пройденных демократией за эти 300 лет. Да и официальные представители власти США редко говорят о том, что к независимости привел по существу конфликт из-за денег.

Принятый закон англичанами о гербовом сборе от 1765 года затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т.к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т.д. Отказавшись платить его, заокеанская бизнес-элита фактически поставила вопрос о власти. В колониях началось создание политических организаций. Окрепнув в финансовом и идеологическом смысле, эти организации реализовали крупный коммерческий проект: объявили Англии войну. Изгнав несколько чиновников центральной администрации и переключив их вооруженную охрану (войск еще по сути не было) на получении зарплаты от местных бизнесменов, американцы одержали победу над колонизаторами. И перестали отправлять часть налогов в стольный град Лондон.

То же самое спустя столетия случилось и с Советским Союзом. Власти республик не захотели делиться с центром частью получаемых доходов, и структуры верховной власти (включая институт президента Михаила Горбачева) были низложены в кратчайшие сроки. Но мы, кажется, отвлеклись от темы.

Спустя 11 лет после провозглашения независимости, в той же Филадельфии была принята действующая и поныне Конституция США. Ее трактовка объявлена прерогативой Верховного суда, процедура внесения поправок усложнена до предела. Поправки предлагаются Конгрессом или Конвентом, специально созываемым по ходатайству законодательных собраний 2/3 штатов. И вступают в силу после ратификации законодательными собраниями или специальными конвентами 3/4 штатов. Возможно, поэтому с 1787 принято всего 27 поправок к конституции, причем первые 10 – в 1789.

Все остальные нормы регулируются законами. Надо заметить, что в американской истории было немало замечательных законодательных и нормативных актов. Например, федералист Джордж Адамс (президент в 1797-1801 гг.) провёл в 1798 закон «Об иностранцах», направленный против революционных эмигрантов из Франции и Ирландии, и закон «О подстрекательстве», предусматривавший тюремное заключение (!) за критику действий правительства.

Правда, оба закона не понравились эмигрантам и вольнодумцам, на деньги которых в 1801 году был избран Томас Джефферсон. Его правительство отменило законы 1798 и осуществило ряд прогрессивных мероприятий. В частности, на основе законов 1800 и 1804 годах была проведена частичная аграрная реформа: размер участков, продававшихся из общественного фонда, был уменьшен до 160 акров (со снижением продажных цен и рассрочкой платежей). Короче говоря, та ипотека, к которой сегодня пришла Украина (кстати, сегодня Леонид Данилович подписал соответствующий закон) была придумана еще Джефферсон в 1804 году.

Дальнейшая жизнь американцев протекала в войнах и коммерческих сделках века. В 1803 году США за $15 млн. купили у Франции Луизиану – территорию к Западу от Миссисипи, почти равную по размерам территории США того времени. В июне того же года этот вопрос стал причиной войны США и Великобритании (в результате которой был заключён Гентский договор 1814 года, подтвердивший существовавшие до войны границы). А по договору 1819 Испания была вынуждена уступить США Флориду, фактически присоединённую к США ранее. Потом была гражданская война Севера и Юга, в которой, отстаивая свободу негров, погибла почти половина новых эмигрантов из Европы, в основном ирландцев. Многие из них успели только сойти с корабля, оформить американское гражданство и получить оружие.

Во всех мировых войнах на Старом континенте американцы участвовали «дистанционным» методом, посылая войска и продавая воюющим сторонам товары двойного назначения. Привычка обеспечивать оружием обе враждующие стороны укрепилась в «неписаной» этике американского военного бизнеса. Не случайно, не найдя в Ираке химического и бактериологического оружия, американцы удивились больше других обитателей планеты. Ведь они точно помнили, что 10 лет назад завезла его туда, для победы иракских войск над иранскими исламистами. Куда же оно тогда делось?

И опять-таки, если заканчивать рассказ о становлении демократии в Штатах, то нужно отметить, что между Биллем о правах и законодательной нормой, позволяющей преследовать президентов за сексуальные шалости с практикантками, были две комиссии. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, созданная в 1934 году и сенатская подкомиссия «по расследованиям» коммунистов Джо Маккарти.

Уроки демократии для других

Как было сказано выше, американцы считают свою демократию идеальной и активно пропагандируют ее во всех точках планеты. Причем, как люди, умеющие из любой политики (даже военного конфликта) сделать качественный коммерческий проект, они не дарят демократию, а продают ее.

Если говорить об американских вложениях в украинскую демократию, то они начались еще в годы перестройки. Первый в Киеве ксерокс появился не где-нибудь, а «в приміщенні центрального проводу Народного руху України “За перебудову”. И первый компьютер там же. Американское агентство международного развития USAID и его производные фонд Пилипа Орлика, “Україно-американська фундація”, “Freedom House”, “Barents group” с первых дней независимости подкармливали некоторые наши партии и общественные организации. А МВФ и Мировой банк аккуратно подсадили несколько правительств подряд на долгосрочные и дешевые кредиты. Больше всего кредитов досталось правительству Павла Лазаренко, и это еще один парадокс американской продажи демократии.

Самое насыщенное участие заокеанских спецов в нашей внутренней политике, естественно, касается политических преобразований. Этим занимаются Национальный демократический институт (NDI) и Международный республиканский институт (IRI). Они возникли примерно в одно время и вот уже 18 лет функционируют как непартийные структуры, поддерживающие политически близкие партии в 30-38 странах и помогающие им выиграть выборы. Принцип работы обоих институтов почти одинаков. Во-первых, материальная поддержка, как сказано выше, братьев по разуму. В Югославии, например, в таком качестве выступала антимилошевичская оппозиция г-на Джинджича. В Украине сначала Рух Чорновила, потом ПРП Пинзеника.

Главным направлением работы ІRI и NDI являются тренинги и консультирование партийных и общественных активистов в сфере подготовки к выборам, а также мониторинг собственно избирательного процесса. Если вернуться к примеру Югославии, то незадолго до выборов, приведших к падению режима Милошевича, были организованы и профинансированы специальные семинары для сербских студентов в Венгрии и Черногории. По возвращению в Белград 400 обученных контролю за ходом выборов наблюдателей подготовили еще 15 тысяч молодых людей. В итоге оппозиция смогла направить на каждый избирательный участок по двое своих представителей и заплатить им по 5 долларов за день работы. Кроме того, несколько месяцев перед голосованием в окружении Коштуницы трудились иностранные технологи избирательных кампаний: социологи, имиджмейкеры, консультанты. Достаточно заметить, что все расходы взяла на себя американская сторона.

У нас аналогом Сербского Центра свободных выборов и демократии является «Комітет виборців України», который считается наиболее компетентной и материально обеспеченной структурой для проведения мониторинга. По сути, «Комітет» способен «закрыть» своими представителями свыше половины участков для голосования по всей стране. Аналогом же семинаров для сербских студентов можно назвать циклы тренингов для активистов ПРП, СПУ, «Батьківщини», комитета «За правду», проведенные недавно инструкторами из Словакии и Хорватии. Кроме работы с активистами, институты практикуют выработку рекомендаций для «подшефных» партий.

Кроме этого существуют малоизвестные структуры с демократическими названиями, которые являются центром получения и распространения финансовой помощи американцев структурам того кандидата в президенты, который им на данный момент нравится больше. Я не называю фамилию, потому, что приоритеты такого рода не бывают долговечны. По слухам, одна американка получает средства прямо на счета своей организации в Национальном банке. Какие суммы ежемесячно расходятся по «осередкам» политически правильных организаций, я не знаю. Но думаю, что речь идет о миллионах долларов ежемесячно.

Кстати, в феврале 2001 года, в разгар антипрезидентской кампании, Адриан Каратницкий сообщил, что налоговые органы Украины проявили «определенный интерес» к украинскому представительству организации, расположенному в центре столицы, на улице Богдана Хмельницкого, 68. По словам Каратницкого, в украинское представительство «Freedom House» поступило письмо из ГНА, содержание которого он отказался сообщить, отметив только, что ранее у ГНАУ были вопросы к деятельности организации в Украине, однако они были урегулированы. В тот же день, 15 февраля 2001 года, пресс-служба ГНА сообщила, что в течение 1998-2000 годов гражданка Украины Светлана Франчук по поручению гражданина США Лабунько И.М. сняла с его личного счета № 262009372, открытого 26 ноября 1996 г. в АО «Укринбанк», наличные средства в сумме $800 000 с назначением платежа – «частные нужды». Деньги на счет Лабунько поступали от правозащитной организации «Freedom House». Далее следы денег теряются, и в декларацию о доходах гражданка Ф. этой суммы не вносила. По мнению налоговиков, загадочная гражданка осуществляла финансовые операции для украинского представительства «Дома Свободы» и работала в этой организации.

Ничего удивительного тут нет. В принципе, почти все западные институции в развивающихся странах предпочитают не переплачивать налоги, а открывают депозитный счет на офис-менеджера, с которого черпают средства на оплату сотрудникам, текущие расходы и т.д. Но не будем отклоняться от темы: американские деньги и демократизация Украины.

Помимо работы, связанной с поисками правильного президента, американцы пытаются установить правильный экономический порядок. Борьба с отмыванием денег (активизировавшаяся после принятия знаменитого Патриотического акта), принципы открытой торговли и налогового либерализма – вот то, что от нас требует МВФ и МБ – «отделы международных финансов» Белого дома. Я не говорю, что они не правы. Но в любом случае нам следует помнить, что внешнее воздействие на внутреннюю политику не бывает как абсолютно положительным, так и совершенно отрицательным. Никого нельзя научить против его воли. Тем более, если речь идет об уроках демократии…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам