Узда обратного действия

Интернетный народ в Украине еще не остыл от недавно обошедшего «паутину» сообщения о том, чем в кенийском городке Момбасе обернулось стремление трех отчаянных мужчин помочь девушке в осуществлении ее исконного права на свободу коммуникации в любом месте и в любое время, а его, народ, опять распаляют, нагнетая ненужные страсти и пугая ограничением свободы. Впрочем, обо всем по порядку.
В Кении, как известно, продвинутая студентка, отвечая на естественный зов природы, уронила в обычный туалет мобильный телефон и предложила желающим достать «мобилу» за вознаграждение в 1000 местных шиллингов (13 долларов). Если учесть, что в Кении большинство населения получает шиллинг в день, то деньги сумасшедшие. Вот трое смельчаков, сняв доски с отхожего места, по очереди спустились в его зловонные глубины и живыми оттуда не вернулись. Четвертого остановил местный шеф полиции, которого уведомили об этой «мобильной эпопее» с роковыми последствиями. Вот такая, понимаете, тяга к свободной связи. Пусть и за деньги.

В Украине же все, кому доступен Интернет — такое же, как и мобильник, модерновое средство коммуникации и обмена информацией, — были взбудоражены тем, что с ним, Интернетом то есть, попытались проделать то же, что случайно получилось у кенийской студентки. А именно — поставить под контроль государства всю жизнь и деятельность Сети. В парламенте был зарегистрирован законопроект «О деятельности в сфере информатизации». Документ был подписан премьером Виктором Януковичем и «согласован с Министерством юстиции, Службой безопасности Украины, Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции, Министерством образования и науки, Министерством финансов, Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Национальной академией наук Украины». Согласитесь, внушительно.

Но если отбросить официальное заявление о том, что новый закон должен якобы установить некий баланс между правом на информацию, ответственностью за ее распространение и обязанностями «интернетных», то суть документа сводится к тому, чтобы установить жесткий контроль над «Всемирной паутиной» и всем, что там публикуется. Звучит это так: «Создание правовых условий механизмов государственного управления сферой информатизации на основе организации и координации, регулирования и контроля деятельности субъектов в этой сфере». Не больше и не меньше.

Ясное дело, такой подход мгновенно взбудоражил всех, кто имеет дело с Интернетом. Они напомнили, что новый закон в случае принятия немедленно вступит в противоречие с европейскими нормами, определяющими жизнь «паутины». Комитет министров Совета Европы еще в сентябре 2001 года обнародовал рекомендации «О саморегулировании и защите пользователей от информации незаконного или вредного содержания в современных коммуникационных и информационных услугах», а в мае этого года принял «Декларацию о свободе коммуникаций в Интернете». Суть этих документов сводится к тому, что: а) Интернет должен саморегулироваться во всех вопросах, касающихся выбора и распространения любой информации; б) над «паутиной» не нужно никакого госконтроля, а «предоставление услуг через Интернет не должно являться объектом определенных разрешительных систем».

Кроме того, «интернетные» сразу же обвинили власти в том, что они хотят накануне предвыборных баталий установить контроль и над Сетью, где, чего греха таить, власти и ее деятелям достается, что называется, по полной. И сказать, что это такая уж неправда, язык не повернется, наверное, и у разработчиков закона. Однако удивляет другое — поведение главы парламентского Комитета по свободе слова Николая Томенко, который обязан был подвергнуть законопроект обструкции. Тем более что Томенко — известный оппозиционер из «Нашей Украины» и буквально собаку съел на развенчивании подлых задумок властей, всячески ущемляющих свободу слова.

Ан нет. Томенко почему-то завихлял. И в одном СМИ заявил, что его комитет «никаких замечаний и претензий» к упомянутому законопроекту не имеет. А в другом — поведал, что фракция «Нашей Украины» не поддержит проект закона, ибо он «может ухудшить ситуацию со свободой слова в Украине». Более того, заявил, что законопроект в ВР «прокатят» со страшной силой именно благодаря неприятию его широкой общественностью.

Странно это все, конечно, но не так уж и необъяснимо. Наоборот, все, как по мне, гораздо проще. Как известно, в «НУ» практически никто не сомневается, что ее лидер Виктор Ющенко будет следующим президентом. А следовательно — «НУ» и нынешняя власть поменяются местами. И уже нынешние «хозяева жизни», ставшие оппозицией, будут «мочить» власть Ющенко в Интернете, не особо выбирая выражения. То есть делать то, что сейчас делают «НУдисты» и иже с ними. Вот, не исключено, Томенко и «подстраховывается» на будущее. И при этом убивает двух зайцев — и вину за контроль над Сетью на власть сегодняшнюю перекладывает, и плодами контроля над «паутиной» рассчитывает воспользоваться. Как ему кажется.

В итоге же, стремясь регулировать свободную зону распространения информации, недальновидно поступают и власть, и оппозиция. А потому пахнут эти потуги соответственно. И рождают разные, не совсем лицеприятные ассоциации, от которых буквально переклинивает…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам