Дяди честных правил

Противостояние между Черноморским судостроительным заводом и аграрной компанией «Нибулон», о котором мы писали в трех номерах «Телеграфа», продолжается. С одной стороны, директор ЧСЗ Вячеслав Полтавцев был наконец вынужден считаться с решениями судов (еще бы не считаться — невыполнение их решений влечет уже уголовную ответственность!). С другой — он разрешил (не прошло и месяца!) пропускать на территорию строящегося «Нибулоном» зернового терминала технику, людей и грузы, но только через заводские ворота, а не через проходную компании. И, следовательно, сохранил за собой право в любое время и по чьей угодно прихоти «перекрыть кислород» агрофирме.

Как мы сообщали в предыдущем номере, все стороны и областная власть, которая по отечественной традиции свалила свою головную боль на центр, возлагали большие надежды на прибывшую в Николаев межведомственную комиссию. Представителям министерств промполитики, агрополитики, экономики, финансов, юстиции, транспорта, СБУ, Фонда госимущества, госкомитетов по строительству, водному хозяйству, земельным ресурсам Кабмином было поручено подготовить предложения относительно «нормализации работы» государственного холдинга «Черноморский судостроительный завод» и «защиты экономических интересов державы».

Барин приехал — барин рассудил

Как бы само собою подразумевалось, что киевские чиновники должны подняться над конфликтом, не становиться на чью-либо сторону, а руководствоваться исключительно задекларированными государственными интересами. И о результатах своей работы доложить правительству. Но буквально на следующий день после их трехдневного титанического труда состоялось заседание Николаевского городского совета. Слушалось дело по упомянутой нами теме. В это же время и, разумеется, совершенно «случайно» городская прокуратура опротестовывала решение горсовета об отводе «Нибулону» части акватории, прилегающей к купленной фирмой набережной.

И тут руководитель судостроительного завода Вячеслав Полтавцев выкидывает следующий фокус, заявляя, что в подтверждение правильности прокурорского протеста депутаты могут ознакомиться с отчетом киевской комиссии, который тут же всем раздали. Депутаты николаевского горсовета пока еще не члены Кабинета министров, поэтому можно представить гордость скромных слуг народа: их информируют чуть ли не раньше, чем правительство. Особенно была обрадована противоположная сторона конфликта в лице гендиректора «Нибулона» Алексея Вадатурского. Он почему-то даже и не ведал, что результаты работы комиссии будут обнародованы для столь широкой общественности. И, тем более, он еще не знал, что в Киеве уже верстается «Деловая столица» (№24 от 16.06.2003), которая не только массово тиражирует выводы комиссии, но и делает собственные. Дескать, деятельность «Нибулона» ставит «под сомнение работу самого завода». И именно продажа фирме набережной существенно снижает стоимость всего ЧСЗ. Свои умозаключения газета завершает мыслью, что только премьер-министр (скорого визита которого ожидает Николаев) урегулирует отношения СП и завода.

Люди, писавшие это, хотя бы для начала сами в Николаев съездили. Здравствующие в своих креслах губернатор и руководитель ЧСЗ сами просили у правительства разрешения на продажу набережной, которая состоялась, кстати, не «в 90-х годах», а в 2002-м. Во-вторых, никакого спора вокруг «заводской железнодорожной ветки» нет. «Нибулон» сам ее отремонтировал и просит всего-то чуть более 3 часов в сутки на перевоз своих грузов. В-третьих, не нужно никому «регулировать» отношения агрофирмы и завода. Достаточно лишь выполнять уже подписанные договоры и решения суда.

Ну да ладно. Главное, что комиссия делает вывод: в отведенные горсоветом «Нибулону» «земли водного фонда площадью 203 512 кв. м попали основные фонды завода — стенд размагничивания судов и якорная стоянка».

Я вам скажу, что сегодня представляет собою «стенд размагничивания» — аппаратура вывезена в Россию, все, что имело хотя бы намек на наличие цветных металлов, раскурочено. Этого не могла не видеть и высокая комиссия. Ибо сама же и написала в резюме: «В связи с отсутствием перспектив использования стенда электромагнитного размагничивания и принадлежности его к ГАХК «ЧСЗ», сторонам составить отдельный договор на продажу компанией этого стенда…». Нет, как все-таки чувствуется «набитость» столичной руки! Какой-нибудь провинциал написал бы: «Капец стенду! Продать, если хоть что-то дадут!». И было бы, как с «Варягом». А тут: «В связи с отсутствием перспектив…». Высокий, высокий стиль!

Что же касается якорной стоянки, о которой говорит Полтавцев, то ее вообще не существует. А ближайшие стоянки принадлежат морскому порту. Порт претензий к «Нибулону» не имеет.

Полтавцев сказал — Полтавцев сделал

Вторым чудным пунктом результатов работы комиссии был вывод: «Требования ГАХК «ЧСЗ» относительно режимности и охраны завода, защиты своих имущественных прав… направлены на предупреждение возможных убытков и нарушение технологического цикла судостроительного производства и сохранение инвестиционной привлекательности компании».

Я таки был на заводе. К режимности и охране претензий не имею. Тетки-вохровки с кобурами и нежными взглядами энкавэдистов гулаговских времен сопровождают по территории и операторам ее снимать не дают. Что сопровождают — хорошо. Аборигены рассказывают, что в особо глухие места даже оставшиеся рабочие вечерами боятся соваться: прикормленные в работавших раньше цехах собаки одичали до полного волкообразия. И насчет запрета на видеосъемку я, кажется, догадываюсь. Завод, видимо, заключил с Голливудом и лично товарищем Стивеном Спилбергом контракт на предоставление своей территории для создания новой версии «Пикника на обочине». Лучшей «Зоны» для Сталкера (за эту роль, по слухам, дерутся Шварценеггер, Сталлоне и Поплавский) не найти даже на Марсе. Пахнет большими деньгами. Любой «левый» видеосюжет этого полумертвого завода может серьезно занизить сумму контракта.

Опять же, что касается «технологического цикла судостроительного производства». Гигант, как уже не раз писалось, клепает нынче исключительно буксиры. Полтавцев на сессии горсовета в стиле, ему присущем, кратко охарактеризовал это так: «Сегодня мы немного недогружены. Серьезно недогружены». Так «немного» или «серьезно»? Все, видать, упирается в пресловутого «потенциального инвестора», желающего купить завод. То договорились до того, что даже 130 млн. грн. за него — дороговато будет. То здесь же, в горсовете, Вячеслав Петрович заявляет: тут мы, дескать, поскребли по инвесторским сусекам и нашли одного — 400 миллионов долларов дает! Но все снова в «Нибулон» упирается! Он же построенные нами лайнеры мимо своей набережной пущать не будет! А без захапанной ими якорной стоянки разве можно корабль построить? Вот вам и сохранение инвестиционной привлекательности.

По этому поводу я хочу провести с читателем эксперимент. Представьте, что вы — мультимиллионер с документально подтвержденными мультимиллионами в банке. Более того, вы — нормальный, вменяемый человек. И у вас есть справка от психиатра. И вы хотите купить судостроительный завод. Но ваша разведка донесла: там этот завод продал кусочек набережной еще одному инвестору; тот вбухал в проект почти $30 млн., а потом на свою территорию даже с судебными исполнителями попасть не может — завод не пускает. Как вам такая «инвестиционная привлекательность»? Мне лично представляются два варианта: а) вы после этой информации шарахнетесь от подобного объекта куда подальше, зажав свои миллионы в потный кулачок; б) справка от психиатра у вас куплена. А Полтавцев верит, что за рубежом инвесторы справки тоже покупают.

Рука налево — рука направо

«Я могу продемонстрировать все документы с подписями и главы администрации, и директора ЧСЗ Полтавцева, в которых они заверяют соответствующие министерства в том, что восточная набережная заводу не нужна и таковой не станет больше никогда. Более того, лично Полтавцев пишет в этих документах о том, что продажа земли и строительство зернового терминала — единственно правильное решение. И это было так недавно!» — восклицал на пресс-конференции депутат от Николаевщины Николай Круглов. Он вместе с коллегой по парламенту Владимиром Матвеевым (которого Полтавцев тоже не пустил на завод) подняли вопрос о соответствии руководителя предприятия занимаемой должности.

«Нам ответили, — говорит Круглов, — что если будут документальные доказательства самоуправства Полтавцева, его с занимаемой должности снимут. Хотя какие еще нужны доказательства, я просто не знаю. Человек нарушает Конституцию и законы и даже пытается влиять на судей, а мы должны бумажки собирать!». Депутат, как и гендиректор «Нибулона» Алексей Вадатурский, уверен, что конфликт должна решить региональная власть. Алексей Афанасьевич утверждает: «Конфликт можно погасить на областном уровне. Он ведь управляется не мною или Полтавцевым, а извне. Места на заводе хватит всем, но это не соответствует амбициям жаждущих сюда прийти — им не нужно судостроение, по их действиям видно, что они намерены сделать здесь «перевалку» исключительно для торговой деятельности».

Николай Круглов еще резче: «Я обладаю информацией о том, что… представитель нашей губернии поехал в Одессу и… пытался влиять на Апелляционный суд, чтобы последний отменил решение Николаевского хозяйственного суда в отношении СП «Нибулон». Это ли не коррупция, это ли не нарушение антимонопольного законодательства? А имидж Украины?». Ну, какой там, к монахам, имидж Украины. Главное ведь что? Чтобы «инвестиционная привлекательность» не пострадала!

P.S. Что касается сессии Николаевского горсовета, то она, невзирая на своевременно подоспевшие выводы межведомственной комиссии, отклонила протест прокуратуры и подтвердила законность отвода «Нибулону» акватории. А терминал последнего, кстати, победил во всеукраинском конкурсе на звание лучшего промышленного предприятия года. Но к «защите экономических интересов державы» это не относится.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам