Холдинг, который лопнул

— Трест имеет слабое место, — сказал Джефф Питерс.
— Это напоминает мне, — сказал я, — бессмысленные изречения вроде: «Почему существует на свете полисмен?»
— Ну, нет, — сказал Джефф. — Между полисменом и трестом нет ничего общего… Трест и похож, и не похож на яйцо. Когда хочешь раскокать яйцо, бьешь его снаружи. А трест можно разбить лишь изнутри… Да, сэр, каждый трест носит в своей груди семена собственной гибели, как петух, который в штате Джорджия вздумает запеть слишком близко от сборища негров-методистов». О. Генри — автор «Треста, который лопнул» (откуда и взята цитата) — никогда не был в Николаеве. Но его любимый герой несколькими штрихами обрисовал то, что здесь происходит…

Только не с трестом, а с холдингом — Государственной акционерной холдинговой компанией «Черноморский судостроительный завод». Одна из крупнейших верфей Европы, спустившая со своих стапелей более тысячи судов, после постперестроечного развала экономики так и не смогла подняться с колен.

Пенять на «объективные факторы» и «недостаток финансирования» давно уже стало дурным тоном в среде тех руководителей, которые искали реальные пути выхода из кризиса, а не «отмазки». В прошлом году ООО СП «Нибулон» купило на территории судостроительного завода недостроенную набережную. Пользуясь устойчивой репутацией в финансовых кругах (в числе прочих кредиты этой компании предоставлял и Всемирный банк), «Нибулон» мог делиться инвестиционными проектами с партнером. И его генеральный директор Алексей Вадатурский неоднократно предлагал председателю правления завода Вячеславу Полтавцеву поучаствовать мощностями предприятия в тендерах на выполнение тех или иных работ. Но простаивающий холдинг (нынче предприятие, выпускавшее танкеры и авианосцы, перебивается единичными заказами на клепание буксиров) называл такие суммы (больше которых были лишь сроки выполнения заказов), что инвесторы бежали, как петухи от негров-методистов в штате Джорджия.

Холдинг погубили внутренние «семена» — убогий менеджмент, безынициативность, ожидание доброго дяди-инвестора. Видя такое дело, Фонд госимущества начал процесс его продажи в частные руки. В том же Николаеве уже есть успешный пример приватизации судостроительной отрасли. Точно так же стагнировавший завод «Океан» был продан голландцам. Почти два года затем не работал, зато сейчас ОАО «Дамен-Шипярдс-Океан» трудится в три смены.

Из иностранцев к Черноморскому судостроительному уже проявили заинтересованность греки в лице известного магната Вардинаяниса. В прессе уже прошел слух, что они якобы готовы разместить на заводе танкерный заказ на сумму $300 млн. Это где-то 30 судов — более чем на 20 лет работы.

Смущают два факта. Во-первых, по признанию самого г-на Полтавцева, модернизацией завода уже лет 15 никто не занимался (еще одно подтверждение тезиса Джефферсона Питерса о внутренних первопричинах лопания трестов). Опять же много квалифицированных специалистов, столь необходимых в судостроительной отрасли, перекочевали на тот же «Океан». Для выхода предприятия на прежний уровень, подсчитали эксперты, необходимо минимум $10 млн. Готовы ли греки и на эти затраты?

Во-вторых, они, греки, настаивают, чтобы на территории завода не было других предприятий вроде «Нибулона». Когда Джефф Питерс и Энди Таккер провернули свою операцию по созданию треста в отрезанном наводнением от цивилизации Птичьем Городе, скупив все три бара и заставляя умирающее от жажды мужское население покупать выпивку в единственном салуне по доллару. О. Генри описал эту сцену так: «За одним концом стойки сидит Джефферсон Питерс, этакий восьминогий спрут-эксплуататор, справа у него кольт и слева у него кольт, и он готов дать сдачи либо долларами, либо пулей». Черноморский завод, хоть он скоро и пойдет с молотка, пока еще такой же монополист. Захотел — продал часть своей территории, захотел — отбирает ее обратно. Только захотят ли связываться с таким «спрутом» цивилизованные инвесторы как купившие «Океан» голландцы? Тем более что, имея в виду мифические пока $300 греческих миллионов, нужно помнить: они всегда расплачивались с ЧСЗ после сдачи заказа. Опять работать в кредит?

Сегодня в Николаеве работает созданная распоряжением премьера Виктора Януковича правительственная комиссия. Понятное дело, ее никак нельзя сравнивать со сборищем негров-методистов в штате Джорджия. Но петух для Черноморского судостроительного завода уже запел. Близко-близко.

И еще один материал в продолжение темы:

Принцип «дяди»-3

Роман Гаевой, «Кіевскій телеграфъ»

Среди прочих обвинений прессе частенько доводится слышать упреки в непоследовательности. Думается, за журналистское расследование конфликта в Николаеве между Черноморским судостроительным заводом (ЧСЗ) и компанией «Нибулон» «Телеграфъ» в таком грехе обвинить будет сложно. Напомним, сыр-бор разгорелся из-за того, что руководитель завода Вячеслав Полтавцев распорядился не пускать людей и грузы фирмы на купленную ею набережную, где «Нибулон» строит крупнейший в Европе зерновой терминал и уже вложил в это 90 млн. грн.

В предыдущих материалах мы не затрагивали позиции местной власти. В частности, областной государственной администрации. Известно, что в 2002-м она сама ходатайствовала перед правительством о продаже недостроенной восточной набережной завода. Сегодня облгосадминистрация демонстрирует якобы нейтралитет. Получается плохо.

16 мая приказала долго жить трехсторонняя согласительная комиссия, которую возглавляла начальник управления экономики обладминистрации Светлана Карпий. Поскольку в действиях ЧСЗ конструктивного начала не найти, комиссия, проработав три дня, так и не смогла выдать внятный итоговый документ. 19 мая глава обладминистрации Алексей Гаркуша направил на имя премьер-министра Виктора Януковича письмо с просьбой создать правительственную комиссию. Чем не попытка переложить с больной головы на здоровую?

Премьер распорядился «создать компетентную комиссию из представителей заинтересованных министерств и ведомств для изучения ситуации на месте и подготовки предложений относительно нормализации работы ГАХК «ЧСЗ», защиты экономических интересов державы». Мне видится, «губерния» в данном случае пытается переложить на Киев не только «головную боль», но и ответственность. Ведь не чья-нибудь, а именно Алексея Гаркуши подпись стоит под распоряжением №128-Р, которым утвержден инвестиционный проект «Нибулона». Разве комиссия — пусть даже правительственная — вправе решать вопросы собственности? Может она менять решение суда?

А суд, напомним, ясно и четко обязал г-на Полтавцева снять запрет на пропуск на свою территорию людей и грузов «Нибулона». Всевозможные «заинтересованные ведомства», и суд в том числе, признали сделку между «Нибулоном» и судостроительным заводом законной. 19 мая с. г. Александр Шпиль — исполнительный директор Специальной экономической зоны «Николаев», субъектом которой является и «Нибулон», — пишет Полтавцеву письмо, в котором «настоятельно рекомендует обеспечить беспрепятственный пропуск персонала и транспортных средств ООО СП «Нибулон», необходимый для реализации инвестиционного проекта. И все это — как в бетонную стенку.

Сдается, для торжества законности более чем достаточно власти и у областной госадминистрации. Но в свете грядущей приватизации судостроительного завода в Николаеве обозначили присутствие такие серьезные политико-финансовые холдинги, что она избрала наименее проблемный для себя путь — свалить все на правительство. Только зря губернатор «дует на воду»: приватизация завода проходит предельно открыто и без лоббирования чьих-либо интересов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам