Королева ТВ

В апреле 1926 года король Великобритании Георг V и королева Мария радовались рождению внучки – Елизаветы Александры Мэри. Тогда никому и в голову не могло прийти, что через 27 лет эта девочка взойдет на престол – в тот момент претендентов на трон было более чем достаточно. Тем не менее, случилось почти невозможное, и 2 июня 1953 года – ровно 50 лет назад – королевой стала Елизавета, которую в семье называли Лилибет, «цветочком» и «солнышком». Коронация стала самой демократичной в истории Британии – торжественное мероприятие показали по телевидению…

1936 год выдался крайне неприятным для британской монархии – в благополучной и стабильной стране сменились целых три короля. Вначале умер любимый дедушка Елизаветы – Георг V. Несколько месяцев пробыл на британском троне Эдуард VIII: еще не почувствовав тяжести короны, он отрекся от престола, решившись жениться на разведенной американке Уоллис Симпсон, что британский истеблишмент посчитал недопустимым для короля. На трон взошел отец Елизаветы, известный как король Георг VI. По правилам престолонаследия его преемником полагалось быть младшим братьям, но герцог Кентский к тому времени погиб в автокатастрофе, а герцог Глостерский отказался от своих прав на корону. Стало ясно, что после Георга VI трон унаследует его старшая дочь. Что и случилось в 1952 году, когда Елизавете исполнилось 26 лет.

Еще раньше, к совершеннолетию Елизаветы, Георг VI попросил парламент дополнить Акт о престолонаследии и произвести принцессу в государственные советники, чтобы она могла приобрести необходимый опыт. Елизавета получила этот пост и начала понемногу приобщаться к работе монарха. К моменту смерти отца она уже была достаточно искушена в королевских обязанностях. По официальной версии, Георг VI скончался от пневмонии, и лишь много лет спустя стало известно, что у короля был рак легкого и, чтобы облегчить страшные мучения умирающего, ему дали смертельную дозу снотворного.

Несмотря на широкую известность британских королев и терпимость британцев к дамам у кормила власти, женщина на престоле Вильгельма Завоевателя — это все же скорее исключение, чем правило. Из 40 монархов, правивших после Нормандского завоевания Англии 1066 года, лишь пятеро были женщинами.

Коронация Елизаветы II состоялась 2 июня 1953 года. Уже за три недели до назначенной церемонии Елизавета, которую все еще называли Лилибет, надела королевскую корону и практически не снимала ее, даже во время завтрака, прогулок по парку и чтения. Дело в том, что британская корона, сделанная из чистого золота и украшенная 275 драгоценными камнями, весит три килограмма, и к ней требовалось привыкнуть. Елизавета успела потренироваться и со второй короной: ее по старинному ритуалу следовало надеть в карете на обратном пути после коронации.

Говорят, что, когда Елизавета уже сидела в карете, направлявшейся к Вестминстерскому аббатству, на вопрос одной из придворных дам, как ощущает себя королева, Мадам ответила с царственным спокойствием: «Превосходно! Я только что разговаривала со своим тренером, и он сказал, что моя лошадь — явный фаворит на ближайшем дерби». А через несколько часов Елизавету уже никто не называл ни Лилибет, ни «солнышком», ни «цветочком»…

Коронация Елизаветы II была самой демократичной в истории Британии. Елизавета II согласилась на телевизионную трансляцию торжества, причем вопреки мнению всех ее советников. Она аргументировала это так: «Люди должны видеть меня, чтобы верить мне». Когда взволнованная охрана сказала, что королева подвергает себя опасности, подпуская толпу слишком близко к месту церемонии, она решительно возразила: «Опасность – часть моей работы».

Изначально предполагалось, что сама церемония коронации пройдет за закрытыми дверьми, вдали от глаз подданных молодой Елизаветы. Однако британская телекорпорация Би-Би-Си настояла на прямой трансляции. Организационному комитету этого торжественного мероприятия претила сама мысль о том, что простые люди соберутся в пабах и «сквозь табачный дым» будут следить за событиями в Вестминстерском аббатстве.

Организатор торжеств граф Маршал, герцог Норфолкский, объявил в октябре 1952 года, что пресса не будет допущена за хоровую часть аббатства. Елизавета, сказал он, даст клятву у алтаря, и никто, кроме присутствующих, этого видеть не будет. С того момента в Британии началась активная общественная дискуссия о том, стоит ли пускать телекамеры в аббатство. По одну сторону баррикад находилась телевизионная служба Би-Би-Си, поддерживаемая тогдашним генеральным директором корпорации Ианом Якобом, по другую – комиссия по коронации и премьер-министр Уинстон Черчилль.

Главным же в этом споре оказалась позиция общества, а не членов коронационной комиссии. Жители королевства мало что знали о новом монархе, то есть в прямой трансляции они были явно заинтересованы (хотя к тому моменту в частном владении в Британии было только два миллиона телевизоров). Люди осаждали магазины по продаже электротоваров, газеты получали десятки тысяч писем в поддержку трансляции, избиратели требовали депутатов от своих регионов вмешаться в происходящее.

Черчилль сдался. Би-Би-Си было предписано показать свои телекамеры графу Маршалу и настоятелю Вестминстерского аббатства. Телевизионщики объяснили придворным, что технология уже позволяет им обойтись без когда-то незаменимых софитов, и что никому не нужно будет накладывать специальный грим. 2 июня 1953 года миллионы людей просились в гости к соседям, у которых были телевизоры. Эффект был настолько велик, что уже через год в Британии впервые было произведено телевизоров больше, чем радиоприемников.

Возможно, именно телетрансляция повлияла на популярность Елизаветы II в народе. Газета «The Sunday Times» провела широкомасштабный опрос населения, и вот какие наиболее популярные ответы были получены: королева необходима для процветания страны; королева много и плодотворно работает на благо Англии; королева очень умна. Опрос, проведенный перед золотым юбилеем правления Елизаветы II, показал, что более 80% британцев считают монархию подходящим строем для их страны, а более 60% хотят, чтобы Елизавета II до конца своих дней оставалась на троне.

И еще несколько интересных фактов из жизни королевы. Ни один из автомобилей королевы не имеет регистрационных номеров; она не платит налоги с сумм до 50 млн. фунтов стерлингов и вообще не платит автомобильные налоги; не оплачивает свои телефонные разговоры; королевские письма перевозятся с полицейским эскортом; она не может быть привлечена к ответственности за долги или автомобильную аварию, виновником которой явилась машина королевы.

Кстати, у Елизаветы II вообще нет автомобильных прав, да они ей и ни к чему. Утверждают, что у королевы нет паспорта, даже дипломатического, в связи с чем вызывает недоумение, как именно она пересекает границы во время своих регулярных международных визитов. Вместе с тем существуют и определенные ограничения прав монарха. Королеве запрещено давать показания в суде, она не может арендовать недвижимость, не имеет права голосовать.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам