Здесь не Югославия, здесь климат иной …

В основе большинства прогнозов результатов президентских выборов лежит учет очевидных обстоятельств, т.е. сколько явных сторонников есть у того или иного кандидата. Поскольку любому из наших лидеров рейтинга далеко до 50%, то второго тура голосования не избежать. И здесь становится важен учет потенциальных сторонников, которые могут присоединиться во втором туре. Эти избиратели будут голосовать не за «своего кандидата», а на других основаниях: за того, кто сделал для них что-нибудь полезное, или против «большего зла».

Рейтинг политика складывается из двух частей: рейтинг политической организации, в которой он состоит, и его личный рейтинг, обусловленный, как сейчас принято называть, харизмой. Наиболее наглядно это видно при рассмотрении рейтингов Петра Симоненко и Виктора Ющенко. Рейтинг политика Симоненко складывается на 90% из рейтинга его организации и 10% его личного рейтинга. Это означает, что если на выборы отдельно пойдут Симоненко и новый глава КПУ, то Симоненко наберет 10% голосов, принадлежащие политику Симоненко, а 90% голосов наберет любой новый глава КПУ. Ситуация с точностью до наоборот складывается с Ющенко: в его случае 90% составляет его личный, харизматический рейтинг, а 10% можно отнести на счет «НУ».

Проанализируем рейтинг кандидата, которого будет поддерживать власть, поскольку «партийная» принадлежность остальных основных претендентов ни у кого не вызывает сомнений. Рейтинг представителя провластной коалиции распределен между всеми кандидатами, которых избиратели относят к кандидатам от власти. Как известно по данным социологических опросов, власти у нас доверяет порядка 12% граждан. Если доминирующая политическая коалиция выдвинет одного кандидата, этот ресурс, который сейчас поделен на всех, достанется одному, то есть к результатам сегодняшних рейтингов кандидатов от власти можно смело приплюсовывать в среднем до 10%. Для проверки можете сложить рейтинги всех провластных кандидатов. Это можно делать, так как они находятся в общей электоральной нише, и между ними нет антагонистических противоречий. Примерно столько или даже больше получим, если суммируем голоса провластных партий на президентских выборах.

Итак, единственный кандидат от доминирующей коалиции может рассчитывать почти на 20% голосов. Таким образом, его рейтинг становится сравнимым с рейтингом «самого», и это тогда, когда основная борьба еще не начиналась, а идут лишь подковерные забавы.

Каковы шансы у их конкурентов? Смогут ли они выдвинуть своего единственного кандидата? Лидеры КПУ – заложники своего электората, который ни при каких обстоятельствах не готов голосовать за «капиталистического» кандидата, явно ориентированного на Запад и выражающего интересы «национал-буржуазии». Воспитан он в таком духе, а в его возрасте переучиваться трудно. Остается тройка, представители которой делают противоречивые заявления. В действительности, ситуация у них непростая. Если они объединяются, рейтинг Ющенко возрастет до 30-35%, поскольку нельзя предполагать, что весь электорат Тимошенко и Мороза отойдет к Ющенко. То есть второго тура в любом случае не избежать. А в случае проигрыша Ющенко партии Тимошенко и Мороза оказываются обреченными на следующих парламентских выборах – почти половина их с таким трудом собранного электората уйдет к другим, останутся только их личные сторонники, а это ставит под угрозу прохождение ими 4%-го барьера. Стоит задуматься.

Какие же расклады во втором туре? Исходя из данных на сегодняшний день, если в выборах участвуют кандидаты от власти и оппозиции, их общий рейтинг составляет в сумме 60-65%. Данные социологических опросов подтверждают, что народу надоедает противостояние власти и ее противников, около 30% избирателей не доверяют ни тем, ни другим. Некоторые аналитики предполагают, что на этот значительный кусок пирога может претендовать некая «темная лошадка», т.е. кандидат, неизвестный ныне. Скажем сразу, третьего реального кандидата, способного вмешаться в спор представителей «господствующей» и «недовольной» политических элит, не может быть по определению. За ним нет политической силы, способной вписаться в сегодняшние рамки. Кандидатов от третьих сил сознательно будут выдвигать политтехнологи главных действующих сил. Наивно думать, что стратеги из «НУ» захотят добавлять себе головной боли, поскольку новый претендент, во-первых, потребует средств, а во-вторых, сможет покуситься на их долю.

А вот их оппоненты постараются вовсю и не пожалеют денег, чтобы растащить по различным углам электорат, не готовый голосовать за известных политиков. В команде президента, как мы догадываемся, средств хватает. Если они смогли настрогать столько партий-двойников, то необходимых претендентов у них в запасе нужное количество и на все вкусы: и «молодые реформаторы» (Валерий Хорошковский), и «неподкупные стражи порядка» (Святослав Пискун), и «крепкие хозяйственники» (Анатолий Кинах, Георгий Кирпа), и женщина – «борец с режимом» (Наталия Витренко), и «национал-демократ» не из «НУ» (Лавринович, Бойко). Да мало ли кого еще можно предложить, лишь бы фантазия работала в соответствии с выделенными на избирательную кампанию средствами. Задача такого рода кандидатов – заполнить свободную нишу, набрав от 2% до 8% голосов, и удовлетворить смутные чаяния отдельных избирателей.

На данных выборах результаты голосования будут зависеть от тех, кто явно не симпатизирует ни одной из противостоящих сторон. То есть во втором туре эта часть избирателей будет ориентироваться не на имя кандидата и его партийную принадлежность, а на его конкретные дела или на того из них, кто несет меньшую угрозу для их немного устоявшейся жизни, к которой они худо-бедно приспособились. Эти избиратели подсознательно будут стараться придерживаться позиции человека (лояльного к власти), который вызвал у них доверие в первом туре. Конечно, на все голоса устроителям рассчитывать не приходится, но процентов даже 70% на 30% их очень устроят.

А теперь спрогнозируем результаты второго тура. Схватку во втором туре с представителем доминирующей политической коалиции Ющенко может не осилить. На существенное количество голосов «третьего сектора» ему рассчитывать не приходится, хотя, несомненно, некоторая его часть будет голосовать за него, однако без голосов электората КПУ победа Ющенко невозможна. Они люди дисциплинированные, привыкли всегда ходить на выборы и представляют собой немалую силу (от 12 до 15%). И во втором туре они будут голосовать против «большего зла». В общей сумме, исходя из сегодняшних данных, Ющенко в лучшем случае сможет набрать во втором туре около 40% голосов, что не гарантирует ему победу. Причем резервов прибавления не видно – пока их просто нет.

Вместе с тем кандидат от доминирующей политической коалиции при проведении благоприятной для него информационной политики к своим почти 20% сможет прибавить еще и голоса электората КПУ, а также большую часть голосов «третьего сектора». В сумме это может дать более 40% голосов, т.е. даже с запасом. На сегодняшний день все зависит от прохождения предвыборной дистанции. В случае, если общество будет сильно расколото противостоянием власти и оппозиции, то и часть сторонников КПУ и СПУ, а также часть третьих сил может пойти против власти, протестуя против «ненавистного режима», и тогда, скорее всего, придется считать десятые доли процента у главных кандидатов в президенты.

Пока власть выигрывает по очкам в позиционной борьбе. Претендент, имея вначале явное преимущество в рейтинге, начинает сдавать позиции в длительном, изматывающем поединке, где надо демонстрировать все имеющиеся ресурсы, «длинную скамейку» аргументов. На сегодня, кроме рейтинга и благожелательного отношения Запада, предъявить нечего. Вряд ли этого хватит для победы. Вся надежда оппозиции на неудачные действия власти. У представителей доминирующей коалиции возможностей влиять на ситуацию больше. Но еще не факт, что они смогут воспользоваться этим сполна. Тут нужна не топорная работа, как на референдуме 2000 г., а ювелирная игра, требующая фантазии, творчества и свободы духа. Хватит ли у стратегов политических элит талантов и возможностей переиграть друг друга в интеллектуальной игре? Или же основной упор будет сделан на силовые методы решения противостояния? Вопрос остается открытым.

Если доминирующая политическая коалиция сможет сохранить свое единство и не допустит конфронтации в обществе, то замена правящей политической элиты будет происходить эволюционным путем. Вся борьба еще впереди, и она будет идти с переменным успехом, потому что однозначных рецептов, обеспечивающих победу, нет. А выигрыш в первом туре все-таки очень важен в тактическом плане. Если Ющенко победит в первом туре со значительным отрывом, что возможно только при выдвижении единственного кандидата от оппозиционной тройки, то это поможет навязать информационную войну, привлекая внешних посредников. Поскольку сразу начнутся обвинения власти в подготовке к подтасовыванию результатов выборов второго тура, разыгрывая уже известный югославский вариант.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам