Принцип "дяди"

Наш народ любит классику. Редкий человек, например, не помнит ильф-и-петровского Черноморска и главу «Геркулеса» Полыхаева. Того самого, который воплощал в резине наиболее употребительные резолюции и штамповал их на документах: «Не возражаю. Полыхаев», «Не морочьте мне голову. Полыхаев», «Что они там, с ума посходили? Полыхаев», «А ну вас всех. Полыхаев». Продолжатель дела черноморского Полыхаева обнаружился на Черноморском (это ж надо!) судостроительном заводе в Николаеве. Лично видел письмо руководства фирмы «Нибулон» председателю правления завода Вячеславу Полтавцеву с резолюцией последнего: «Это по принципу отдай жену дяди!» (орфография сохранена). А поскольку ненормативные фразеологизмы наш народ тоже обожает, то корреспондент «Кіевского Телеграфа» легко домыслил финал фразы и, заинтересованный, решил узнать: к кому все-таки пошли высокие переписывающиеся стороны?

Скажу сразу: для ООО «Нибулон» вышло все плохо. Предприятие купило у Государственной акционерной холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод» (ГАХК «ЧСЗ») часть территории, заплатив ему за это более $10 млн. Но руководство полупростаивающего завода (на долю ЧСЗ в области приходится треть 21-миллионного долга по выплате зарплаты), сперва искренне радуясь свалившимся с неба деньгам (см. фото), затем вдруг начало менять отношение к партнерам, доведя ситуацию до абсурда, когда на свою территорию не могут попасть ни сотрудники агрофирмы, ни вагоны с грузом. «Нибулон» ежесуточно несет двадцатитысячные (в долларах) убытки, общая сумма которых за время конфликта достигла $1,5 млн.

«Не возражаю. Полыхаев»

Созданный еще в 1991 году «Нибулон» занимается выращиванием и экспортом сельхозпродукции. 15 филиалов в пяти областях Украины (Винницкой, Днепропетровской, Николаевской, Харьковской и Херсонской), 50 тыс. гектаров земли, 8,5 тыс. пайщиков. Понятно, при таких объемах фирма превратилась в самого крупного отечественного экспортера среди производителей-аграриев (с 40-процентной долей в украинском экспорте только масличных культур). Понятно также, что при таких объемах и при наличии под боком морских ворот страны возник вопрос о собственном порте с перегрузочным терминалом. Это, кроме собственных выгод, позволяло разблокировать региональный рынок зерна: иностранные трейдеры до сих пор лишь понижали на него цены, пользуясь нашей пресловутой неповоротливостью. Тем более что место под порт буквально «валялось под ногами» — Восточная достроечная набережная на территории Черноморского судостроительного завода.

Та самая набережная, где столько лет томился в ожидании нетипичной лихорадки на авианесущий металлолом крейсер «Варяг», входила в 26% основных фондов ЧСЗ, подлежащих, согласно комплексным исследованиям, «вечной» консервации: сами понимаете, заказчики на строительство авианесущих крейсеров в очередь отнюдь не выстраивались. Для завода она была тем самым чемоданом без ручки — неиспользуемым фондом, который не приносил и не мог в обозримом будущем приносить прибыль, а только лишь повышал себестоимость остальной, неавианесущей продукции, производимой пока черноморцами.

От таких «вечных консервов» любое нормальное предприятие стремится избавиться. Именно поэтому одним из результатов состоявшегося еще в 1998 году совещания на уровне директоров заводов, представителей министерств, научных учреждений и народных депутатов стало решение о создании специальной экономической зоны «Николаев» — как раз для привлечения инвесторов на законсервированные площади. Именно поэтому в 2001 году сама ГАХК «ЧСЗ» совместно с облгосадминистрацией ходатайствовала перед Кабинетом министров, Фондом госимущества и Минпромполитики о продаже Восточной набережной «Нибулону». Получив «добро», аграрии в 2002-м заключили с заводом договор, согласно которому площадка была продана за 80 млн. грн. с поэтапной выплатой. Как уже говорилось выше, на сегодняшний день «гречкосії» заплатили 54,5 млн. грн., не выходя из графика платежей.

Понятно, что никакой терминал не может существовать без транспортной инфраструктуры. Поэтому в договоре, рассказал «КТ» заместитель генерального директора сельхозкомпании Аркадий Козубенко, была оговорена схема транспортных развязок — завод выделяет ООО автомобильную и железную дороги, предоставляет возможность организовать свой контрольно-пропускной пункт. «Нибулон» брал на себя реконструкцию и модернизацию обеих дорог. Но…

«Не морочьте мне голову. Полыхаев»

По словам Козубенко, его предприятие полностью построило два участка автодороги со всеми переездами, разметкой и освещением. Часть «железки» построило, а часть (принадлежащую заводу) реконструировало, согласно его, завода, дефектной ведомости. Иными словами, устранили неисправности по указке владельца. Госкомиссия пришла принимать объект и, обнаружив двухсотметровый аварийный участок, «выпала в осадок». «Мы расцениваем этот факт даже не как непрофессионализм, а как диверсию и саботаж», — сказал по этому поводу гендиректор «Нибулона» Алексей Вадатурский.

Что сказал по этому поводу председатель правления ГАХК «ЧСЗ» Вячеслав Полтавцев — неизвестно. Только направленный ему договор об использовании транспортных артерий «гулял» (по безлюдным цехам, наверное) четыре месяца и неоднократно терялся. Как зеленый чертик у Жванецкого — в междуящичном пространстве склада готовой продукции. Но грузы «Нибулона» в собственный порт по-прежнему не пропускались, поэтому руководство фирмы обратилось за помощью к премьер-министру. Виктор Янукович дал поручение разобраться. Зашевелилась областная администрация. Завод начал как бы идти навстречу. Как бы. Ибо встречные предложения купить два тепловоза и передать их ЧСЗ, построить КПП и тоже передать, а лишь затем вернуться к вопросу об эксплуатации железной дороги — партнерскими не назовешь.

«Что они там, с ума посходили? Полыхаев»

О перипетиях противостояния руководства двух «контор» — государственной и коммерческой — можно говорить долго и безрезультатно. Истина кроется в одном факте — грядет приватизация Черноморского завода. И сразу становится понятна бездеятельность судостроителей в «борьбе за живучесть» (а зачем повышать стоимость объекта?) и попытки поставить под сомнение законность сделки с ООО «Нибулон».

Как человек, долгое время живущий в этой стране, я прекрасно понимаю: 54,5 млн. грн. — плюнуть и растереть. Ах, «Нибулон» привлек на свой участок $8 млн. инвестиций из Дании и Канады и более $5,5 млн. уже освоил — тьфу на вас! Ох, в прошлом году доля инвестиций этой «конторы» в области составила 12%, а в первом квартале текущего — более 31% — тьфу на вас еще раз! Нам эти инвестиции даром не нужны, свои некуда класть.

Меня удивляет другое — какие смелые руководители руководят на местах! Судите сами: Фонд госимущества и Минпромполитики признают продажу объекта на территории судостроительного завода правомерной. Попытка подключить прокуратуру, чтобы признать сделку незаконной, отметена областным, апелляционным и Высшим хозяйственным судами. Премьер-министр требует разобраться. А товарищам, задавшимся целью не допустить до «большой воды» зарвавшихся аграриев, — хоть бы хны.

Сам Президент раскритиковал в пух и прах специальные экономические зоны. Не знаю, как насчет иных, а относительно СЭЗ «Николаев» критика справедлива. По оценкам Кабмина, с 98-го здесь не было привлечено и гривни инвестиций. «Нибулон», повторюсь, за это время вбухал более 54 миллионов. И лишь после вмешательства премьера Януковича это предприятие в мае 2003-го (!) было зарегистрировано в качестве субъекта СЭЗ. Так теперь этого, с позволения сказать, «субъекта» не пускают на его же территорию! Задачка для идиотов: много инвесторов привлечет такая политика? Или снова вмешательство премьера необходимо? А может, как писал все тот же Жванецкий, в консерватории что-то исправить?

«А ну вас всех. Полыхаев»

Могу спорить, что многим читателям все еще не дает покоя резолюция насчет «жены», отданной «дяди». На каком документе она красуется? А дело в том, что кроме подъездных авто- и железнодорожных путей порту нужна еще и вода, то есть акватория. Руководство «Нибулона», полагая, что последняя принадлежит тоже заводу, пять (!) раз обращалось к г-ну Полтавцеву с просьбой предоставить таковую. Пока не нарвалось на ответ, послуживший «затравкой» для этой статьи. В результате же выяснилось, что водная гладь судостроителям не принадлежит, а решает ее судьбу горсовет Николаева, который на своей сессии и принял вердикт в пользу «Нибулона». Так что «Полыхаев» ни к какой другой женщине не пошел, полностью сохранив свой «облико морале». Чего не скажешь о «морале» всей этой истории.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам