Павлоградская яма для министра

Прошлая неделя стала переломной для министра топлива и энергетики. Сергей Ермилов вместо поездки во Львов вынужден был кочевать по восточным районам страны, выслушивая про свою деятельность отзывы, крайне далекие от комплиментарных.

Буквальное пожелание президента сводилось к тому, что «треп о реформах надо прекращать, надо навести элементарный порядок». Неделей ранее в одном из киевских еженедельников Сергей Ермилов опубликовал интервью под заголовком «Комплексный реформатор».

Последовал и риторический вопрос к руководству
«Павлоградугля», как они дошли до долгов в 900 млн. грн.:
«Откуда у вас взялась кредиторская задолженность? Вы что, помойная яма, куда сбрасывают все
долги, чтобы государство отвечало? Поручаю прокурору разобраться, откуда такие долги».
Президентский разнос можно было бы списать на эмоции, возникшие после пребывания в городе с
полуразвалившейся инфраструктурой. Однако дальнейшие действия главы государства показали, что
спич был неслучайным.

Указ «О мерах по разгосударствлению Открытого акционерного общества Государственная холдинговая компания «Павлоградуголь» подержала инициатива Днепропетровской облгосадминистрации по акционированию компании. Напротив, проект Минтопэнерго был подвергнут уничижительной критике. Президент Украины отметил, что планировавшееся министерством создание на базе холдинга государственного предприятия — это большой шаг назад, «возвращение назад людей, которые только начинают работать в рыночных условиях.»

Леонид Кучма снова подтвердил позицию, что он категорически не приемлет «механическое объединение государственных компаний в холдинг, когда к прибыльным предприятиям стараются присоединить убыточные. Это восстановление колхозов».

Надо думать, на этом месте екнуло сердце не у одного Ермилова, но и у влиятельных людей в Донецке. Ведь слияние всех в один большой колхоз рисовало замечательную картину быстрой, а главное вполне дешевой приватизации нужных шахт. В одном из пунктов анонсированной Минтопэнерго программы действий значилось: «трансформация кредиторской задолженности в корпоративные права». То есть, если к хорошей шахте прибавить плохую, а потом трансформировать дутые долги «плохиша» в свеженькую допэмиссию акций — тут возникают такие перспективы…

Для сравнения: долги Павлограда, которые так возмутили президента, — это около миллиарда гривен. В Донецкой области они уже зашкалили за пять миллиардов, в Луганской — приближаются к четырем миллиардам. Так что операции по скупке долгов и последующей трансформации их в акции обещали быть весьма прибыльными. Тем более что покупать старые долги по цене в 10 раз ниже номинала, это уже хорошая украинская традиция. Теперь, исходя из результатов павлоградской головомойки, применять такой метод будет как минимум рискованнее и дороже.

Более того, даже сам метод приватизации путем проведения открытого конкурса, а не только лоббировавшейся допэмисиии, объективно ущемляет права донецких. Хотя чуть позже было заявлено о том, что в каждом конкретном случае варианты приватизации будут разными, именно это многообразие сильно затрудняет апробированную в Донецке схему. К примеру, попадет ли под нее луганский «Краснодонуголь» или нет? Можно вспомнить и «Ровенькиантрацит». В общем, жизнь стала сложнее.

На этом неприятности для Донецка не закончились. Вернувшись в Киев, президент подписал чрезвычайно резкий указ, отменяющий передачу «Нафтогаза Украины» в управление Минтопэнерго. Сам по себе документ готовился давно, но формулировки были необычно резкие. В мотивировочной части указа было подчеркнуто, «что результаты хозяйственной деятельности ОАО, переданных в

управление Минтопэнерго, свидетельствуют об ухудшении в 2002-2002 гг. их финансово-экономического положения. В частности, общие убытки находящихся в управлении Минтопэнерго энергоснабжающих компаний достигли 217 млн. грн. Минтопэнерго управляет активами предприятий электроэнергетического комплекса на сумму 8,6 млрд. грн». При этом «сумма государственных корпоративных прав в этих предприятиях составляет 1 млрд. грн., а размер полученных от них дивидендов в 2002 году составил всего 900 тысяч, т.е. менее процента от номинала. При таких условиях «передача Минтопэнерго полномочий по управлению государственными корпоративными правами НАК «Нафтогаз Украины» приведет к нарушению указа от 29 декабря 1999 года в части обеспечения Кабинетом министров эффективного управления государственными корпоративными правами и может привести к ухудшению результатов финансово-экономической деятельности компании».


Другими словами, вопрос о передаче можно считать закрытым. С учетом того, что на роль главы НАК в министерском исполнении серьезно рассматривался глава ИСД Сергей Тарута, звоночек был достаточно серьезный. Похоже, что ему придется искать другую точку приложения своих сил. Напротив, бумага несомненно порадовала нынешнего главу НАК Юрия Бойко, поддержка президента ему будет явно не лишней, особенно на фоне конфликта по неоплате Минтопэнерго поставляемого газа. Короче, в любом случае, неделя удалась на славу — такие забывают не скоро.

Правда, пока еще рано говорить, была ли Павлоградская история ухабом на пути реформирования в министерском варианте или это уже яма. Но и ждать осталось не очень долго — в пятницу, 7 марта, Верховная Рада заслушает доклад Сергея Ермилова о социально-экономических последствиях реорганизации угольной промышленности, предпринятой министерством. Свою оценку министерским реформам уже вынесли шахтеры, 3 марта начавшие всеукраинскую забастовку.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам