Выбор полномочий

Сегодня, 14 апреля, истекает срок действия мандата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. В этот же день 5 лет назад экс-председатель парламента Александр Мороз подписал постановление о назначении на эту должность Нины Карпачевой после того, как в результате тайного голосования кандидатуру Нины Ивановны одобрили 276 народных депутатов.

Согласно Закону об Уполномоченном ВР по правам человека, в течение ближайших 20 дней на рассмотрение парламента должны быть внесены кандидатуры на эту должность, а затем, в рамках такого же срока, народные избранники должны в ходе процедуры тайного голосования утвердить в должности нового омбудсмена.

Закон об Уполномоченном ВР по правам человека не запрещает Нине Карпачевой занять эту должность повторно. В принципе, Нина Ивановна не против. Об этом можно судить хотя бы по ответу г-жи Карпачевой на реплику Геннадия Удовенко о том, что она, мол, может переизбраться на должность омбудсмена. Уполномоченный по правам человека напомнила, что самовыдвижение здесь не годится: для рассматривания той или иной кандидатуры нужна либо «парламентская четверть» – четвертая часть конституционного состава ВР, либо внесение кандидатуры со стороны спикера.

Но если Нина Ивановна и захочет поработать на благо угнетенных и обиженных еще 5 лет (именно на такой срок избирается Уполномоченный ВР по правам человека), она вряд ли окажется единственной желающей занять эту должность. По некоторым сведениям, к данному государственному посту присматривается лидер Блока Юлии Тимошенко.

В принципе, Юлия Владимировна «вписывается» в рамки, выведенные отечественным законодательством для человека, претендующего на должность омбудсмена. Ей некоторое время назад исполнилось 40 лет, она совершенно свободно владеет государственным языком. Моральные качества Юлии Тимошенко не вызывают ни малейших сомнений практически ни у кого (генеральный прокурор Святослав Пискун – не в счет), судимостей у нее тоже нет. Правда, одна закавыка относительно требований к кандидату возникнуть может, если говорить об опыте деятельности правозащитника – ведь образование у лидера «БЮТи» не юридическое, а экономическое. Но, если учесть все передряги, в которые на своем жизненном пути попадала ЮВТ и, главное, блестящий результат, который демонстрировала Юлия Владимировна в ходе решения своих проблем, можно смело говорить о том, что опыта на поприще правозащитной деятельности у нее – хоть отбавляй. Действительно, если человеку на протяжении столь длительного времени удается так удачно защищать себя, любимого, то никаких проблем с защитой чужих интересов возникнуть не должно, главное – чтобы воля, значит, была к победе.

Безусловно, принятие присяги Уполномоченного по правам человека потребует некоторых «жертв». Речь идет о совместительстве. То есть никаких представительских мандатов и других постов в органах госвласти, и, что очень важно – нельзя быть не то, что лидером блока, но даже членом самой захудалой партии. С другой стороны, пост омбудсмена дает такое обилие всяческих бонусов, что Юлия Владимировна, если верить тому, что она «пристреливается» к данному посту, самым серьезным образом взвешивает все «за» и «против» должности, которую пока еще продолжает занимать Нина Карпачева. Не перечисляя всех преференций, обладателем которых по статусу является Уполномоченный по правам человека, стоит отметить, прежде всего, «зеленый свет» этому лицу во все коридоры практически всех ветвей власти, включая неотложный прием у президента, спикера, премьер-министра, глав Верховного, Конституционного и всех специализированных судов Украины, и у генерального прокурора. Представьте себе, как будет рад Святослав Михайлович каждый день видеть у себя в приемной Юлию Владимировну, их теплые встречи, эту радость со слезами на глазах.

Но даже льгота видеть в любое время суток практически любое же государственное лицо меркнет перед «вечным» статусом Уполномоченного по правам человека. В течение пяти лет после принятия присяги омбудсмена лицо, занявшее соответствующий пост, живет практически параллельно с жизнью всего государства. Вернее, оно (лицо) может пересекать линию своей жизни с жизнью общественной, а государство такого права не имеет: человек, назначенный отдельно взятой Верховной Радой оберегать права человека, автоматически становится выше крушений парламентов и смен президентов. Увольнение Уполномоченного ВР по правам человека возможно только после соответствующих выводов следственной парламентской комиссии, статус которой, как известно, вот уже достаточно длительное время пребывает в подвешенном состоянии. Так что лидеру «БЮТи» определенно есть над чем поразмыслить. В особенности, если учесть, какое поистине безграничное пространство для маневра обеспечивает обсуждаемая должность.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам