Тормоз "мессии" в штанах

Парламентские слушания на тему политической реформы, отшумевшие в Верховной Раде 9 апреля сего года, воочию продемонстрировали, что она, эта самая реформа, может не состояться. Несмотря на повышенное внимание к ней и море слов, истекающее из различных кабинетов, офисов, с митингов и даже из партийного подполья. Но самый большой парадокс в том, что главным «могильщиком» и тормозом реформы рискуют стать непримиримая оппозиция в лице КПУ, СПУ и блока Юлии Тимошенко и «альтернатива власти», коей себя гордо именует блок Виктора Ющенко «Наша Украина».

И это, пожалуй, можно было бы назвать сенсацией, если бы она не была такой прогнозируемой заранее. Ведь слушания только подтвердили то, о чем догадывались многие. Во-первых, эта самая политическая реформа, предложенная президентом и по его инициативе обсуждаемая украинской общественностью, практически обречена на провал при прохождении через нынешний состав парламента. Ведь всем понятно, что оппозиция и альтернатива, вместе взятые, насчитывают почти 200 мандато-штыков. А, следовательно, если не изобретать новые способы изменения Конституции (через референдум, указом президента, на всеукраинском Конституционном собрании и т. д.), а следовать действующему законодательству, то нынешний парламент никогда не утвердит ни одной поправки в Основной Закон. Потому что для этого необходимо конституционное большинство в 300 голосов.

Во-вторых, все противники реформы – и откровенные, и скрытые – боятся, что вместо перераспределения властных полномочий между ветвями власти на основе нового баланса их прав и обязанностей и при «включенном» механизме ответственности за принимаемые решения произойдет усиление власти президента Леонида Кучмы, продление его пребывания у власти до 2007 года. А параллельно ослабится роль Верховной Рады, которая в ходе реформы должна сократиться на 150 человек и получить «конкурента» в виде второй палаты, представляющей регионы.

В-третьих, поведение непримиримой оппозиции и «НУдаков» Ющенко зиждется на их все возрастающей уверенности в победе их выдвиженца в президентской гонке 2004 года. Особенно откровенны в этом плане приспешники доморощенного «мессии», уверенные в том, что он ни при каких обстоятельствах не растеряет свой самый высокий рейтинг. И как только будет дана отмашка «старт» в президентской гонке, Ющенко сразу въедет во дворец на Банковой. А если так, рассудили трезво «НУдаки», то зачем же ограничивать полномочия президента и играться в какую-то парламентско-президентскую республику. Ведь президент же – свой, и сколько интересных дел предстоит в случае победы! И собственность переделить, и Медведчуку все припомнить, и со всякими там натерпевшимися страхов при «антинародном режиме» спонсорами чужим имуществом расплатиться, и конкурентам показать, что у пчелки в заду. Благо дело, среди ющенковцев в кого палкой не брось – попадешь в улей…

Четче всего эти пункты прозвучали в выступлениях Ющенко и Тимошенко. Если лидер социалистов Александр Мороз еще как-то пытался говорить об укреплении парламентаризма и углублении демократии, то означенная выше «сладкая парочка» прямо заявила практически в унисон: «Долой нынешнюю власть. Нам нужен сильный президент!».

Каким бы странным это ни показалось, но даже Ющенко был предельно откровенен и логичен. Это было, пожалуй, самое понятное выступление из всех, что прозвучали из его уст в Раде. «Нужно менять не Конституцию, а власть», – заявил он, перед этим назвав существующий режим «авторитарным». По его мнению, власть вообще задумала политреформу с тем, чтобы самосохраниться и продлить свое пребывание у государственного руля. И именно поэтому ее и нужно отстранить. Но ни в коем случае ничего не менять. Усовершенствовать же качество власти, по Ющенко, можно, сделав три последовательных шага. Сперва всем без исключения, а органам власти в первую очередь, нужно строго выполнять все нормы действующей Конституции. Потом необходимо принять конституционные законы о Кабинете министров, о президенте, о пропорциональных выборах и т. д. Эти законы, сказал Ющенко, и призваны предусмотреть формирование правительства парламентским большинством, право президента распускать парламент, подтвердивший свою недееспособность, право парламента отправлять в отставку премьера и весь кабинет или отдельных его членов и прочее. А на третьем этапе, когда нововведения будут апробированы политической практикой, их, по Ющенко, можно будет внести и в Конституцию. Если кто-то будет настаивать. В том же духе высказалась и леди Ю, заявив, что любые изменения в Конституцию можно вносить только после президентских выборов. А до этого все антипрезидентские силы должны консолидироваться и вместе с народом перейти от обсуждения президентских предложений к выработке системы противодействия им.

Некоторый сбой в логическом ряду выступления «мессии» произошел, когда тот перешел к аргументации своих взглядов и утверждений. Для начала он, объясняя, что народ имеет из своих прав и свобод от нынешней власти, прямо на парламентской трибуне показал некое подобие фиги. А потом вообще понеслось. Стремление власти сохраниться у руля государства Ющенко объяснил, по меньшей мере, странно. Он так прямо и огорошил всех, когда спросил: «Вы знаете, что их держит у власти?». И когда все напряглись в ожидании сенсационного открытия в области прикладной украинской политологии, заявил: «Штаны». И не стал распространяться, оставив всех в смешливом недоумении: может, Виктор Андреевич знает, для чего еще, кроме сокрытия срама и спасения от холода, предназначен сей предмет туалета, но скрывает факт их универсальности, и в этом – причина его рейтинга?

Ведь, в общем-то, со штанами у Ющенко не все так просто. Какая-то, как минимум, непонятная сублимация. Несколько месяцев назад, пугая будущего главу Нацбанка Сергея Тигипко кознями «антинародного режима», Ющенко заявил, что у того, уложенного лицом на асфальт, обидчики обязательно найдут пятикарманные штаны. И в трех карманах у него будет белый порошок, а в двух оставшихся – по пистолету. Потом штаны «всплыли» и во время обсуждения вопроса отправки украинского РХБЗ-спецбата в Кувейт. По Ющенко, наличие именно штанов у депутатов и депутаток должно было стать главной причиной того, чтобы депутаты голосовали за участие украинцев в гуманитарной миссии. А теперь, как видите, штаны влияют и на власть…

А дальше было еще круче. Призывая депутатов присоединиться к требованию сменить власть, примерный семьянин Ющенко безапелляционно и явно со знанием дела заявил: «Когда непорядок в публичном доме, то нужно не кровати переставлять, а кадры менять». И дело, как вы понимаете, даже не в том, что сравнение власти с домом терпимости, как минимум, некорректно. Для многих так и осталось невыясненным, то ли политик, который везде козыряет призывами «быть моральными», свой такой своеобразный опыт демонстрировал, то ли к подобному опыту мандатоносных коллег взывал. Но в любом случае – неприятно…

…Хотя не это главное. Все посмеялись над спичами как противников, так и сторонников реформы. Но главное ведь то, что, как говаривал поэт, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ибо трудно было отделаться от мысли, что депутаты обсуждают, слушают друг друга и смеются над чужими штанами сами по себе. А предмет их обсуждения – политреформа – в вялотекущем режиме приближается к ним и к стране самостоятельно. И что потом будет, когда реформа и те, кто ее тормозит, не встретятся, можно только предугадывать. Ясно одно – фигой в кармане уже не отделаешься. Даже если это будет карман в штанах…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам