Так где же у них кнопка?

В тихой и внешне благополучной Германии порой происходят вещи, которые даже трудно представить. Так, к примеру, с одним из почтенных жителей этой европейской страны случился престранный казус. Если вкратце, то его половой орган засосало пылесосом. Как ему это удалось, история умалчивает. Известно только, что бедняга позвонил в полицию и, используя местные идиоматические выражения (самое нам понятное – это слово «капут»), настаивал на немедленном оказании ему и его достоинству посильной помощи. Ситуация, хоть местами и комичная, сильно напоминает ту, что сложилась в Украине с конституционными инициативами президента.
Леонид Кучма в данном случае выступает в роли пылесоса. Кто является, скажем так, объектом втягивания, догадайтесь сами. Это несложно. В общем, в стране в скором времени активизируется обсуждение политической реформы. Собственно говоря, основные политически игроки уже сделали первые заявления.

Спикер. Владимир Литвин – лицо наиболее заинтересованное. В том, чтобы конституционное реформирование не затронуло его интересов. Достаточно вспомнить выразительную речь Владимира Михайловича в день открытия сессии ВР, чтобы понять – у Литвина есть план. Не тот план, с которым активно боролся во время парламентской кампании Сергей Тигипко (сдавший, кстати, полномочия лидера «Трудовой Украины»), а план устройства собственной политической жизни. Достаточно вспомнить, как глава ВР элегантно «подставил» некоторых возможных участников президентской гонки и одновременно нейтрализовал конкурентов. Поэтому некоторые пункты президентского проекта вызывают у спикера неприятие. Его терзают смутные сомнения: а нужен ли стране бикамерализм? Ответ на этот вопрос стоит поискать в решениях всенародного референдума, когда более 80 % украинцев высказались в том духе, что жить не могут без двухпалатности. Если сегодня их разбудить ночью и спросить то же самое, то ответ, может, будет не такой точный, но по существу. Похоже, что спикер как раз и опасается такого «референдумного» развития событий, поскольку два Литвина – это всегда хуже, чем один.

Оппозиция. Говорить о единой оппозиционной точке зрения не приходится. Как, впрочем, и о едином кандидате. Хотя бы потому что КПУ, СПУ, «БЮТи» и «Наша Украина» больше не работают в формате «парламентской четверки». Есть тройка антипрезидентских фракций и примкнувший (по четным) к ней блок Виктора Ющенко. Достаточно вспомнить, как разделились голоса депутатов по «иракскому вопросу», чтобы понять парадигму оппозиционных действий.

С конституционным проектом будет еще сложнее, потому что существует как минимум три точки зрения на смену властной модели. Первой, базовой, несомненно, можно считать документ, предложенный на рассмотрение ВР коммунистами и социалистами и подписанный 60 законодателями. Вкратце напомним суть дела: в 2001 году в разгар «кассетного скандала» антикучмисты получили уникальную возможность изменить модель власти в Украине. Люди вышли на улицы, требуя отставки «тирана» и замены его на «доброго премьера», которым в то время был Виктор Ющенко. Однако инициатива масс должна была быть оформлена юридически. Этим занялся «гуру кассетного скандала», лидер СПУ Александр Мороз, который представил свой план трансформации власти. С ним согласился и Петр Симоненко, и некоторые представители «БЮТи», и даже «Нашей Украины».

Предполагалось, что конституционные изменения резко ограничат президентские полномочия Леонида Кучмы и усилят парламент. Но в результате девиантного поведения экс-премьера и шефа «НУ» Виктора Ющенко этот план со временем потерял актуальность. Более того, он стал мешать оппозиционерам, трое из которых намереваются побороться за главный приз 2004 года – президентское кресло. Однако отозвать документ нельзя, тем более что он прошел экспертизу КС и признан годным к употреблению. Кроме того, это будет означать изменение оппозиционной ориентации. Поэтому «революционеры» попытались если не остановить, то хотя бы затормозить процесс: так появился конституционный проект от «Нашей Украины», который хоть и является бледной «копией» референдумных инициатив-2000, был внесен только для того, чтобы «конкурировать» с документом Мороза–Симоненко и таким образом оттянуть конец. Конституционный.

Регионалы. Если кого и могут радовать президентские предложения, то только представителей регионов. 82 человека – именно таким должно быть количество сенаторов после политической реформы. Все-таки Палата Регионов (верхняя) и будет принимать окончательные решения по всем вопросам государственной жизни. Получается сбалансированное (любимое словцо Виктора Ющенко) разделение труда: 300 «нижних» депутатов, избранных по партийной электоральной схеме, суетятся в Государственном собрании, продуцируя много законов, хороших и разных, а сенаторы (82 человека) тестируют их на качество. В общем, повышается «надежность» законодательной работы. Кроме того, верхняя палата формируется по региональному принципу, а значит местные интересы будут реализованы в полном объеме, чего сейчас недостает. По крайней мере, мажоритарщики все время сетуют на невнимание парламента к «мелким» проблемам, которые в масштабах отдельно взятой области выглядят несколько иначе. Ну и к тому же вторая палата – это дополнительная «нагрузка» для исполнительной власти в виде правительства и Администрации президента, которая сегодня по сути является центром принятия стратегических решений.

Вы помните результаты некоторых матчей между киевским «Динамо» и донецким «Шахтером»? Так вот, выигрывать можно не только на футбольном поле. Можно не сомневаться, что регионалы (это относится не только к донецким) уже сейчас смотрят, какую пользу можно извлечь из конституционной реформы. Так, к примеру, глава киевской областной администрации Анатолий Засуха считает, что в результате конституционных трансформаций Киев и область должны стать единой структурной единицей. Соответственно, и руководитель у нее должен быть один. Иными словами, откровенный намек на ограничение полномочий киевского мэра Омельченко, у которого сейчас и так наступают непростые времена – в связи с обострившейся конституционной активностью его известных политических противников. Планируется, что до конца недели большинство заинтересованных участников конституционного процесса выскажутся по данному вопросу. И, прежде всего, Виктор Ющенко, под патронатом которого будет в субботу проходить форум всех демократических сил. Однако и сказанного достаточно, чтобы понять как «подействовал» президентский законопроект на украинский политикум.

Во-первых, он еще больше углубил пропасть между оппозиционерами. Часть из них (СПУ и блок Тимошенко) намерены твердо настаивать на сокращении президентских полномочий, в то время как «мессия» уже готов торговаться с президентом относительно гарантий пролонгации своего политического будущего в обмен на поддержку правления Л. Кучмы до 2006 года. По крайней мере, такая комбинация наигрывается во время последних встреч между Ющенко и главой государства.

Во-вторых, президент получает возможность выяснить настроения в пропрезидентском лагере. Так сказать, определить, кто чем дышит. Это важно, поскольку для голосования в поддержку политической реформы необходимо 300 голосов нардепов, и большая часть из них как раз сосредоточена в ПБ. И если вдруг удастся договориться с «нашистами», то не подкачают ли в самый ответственный момент «большевики»? При помощи нехитрого зондирования стало понятно, например, что спикер чрезвычайно боится бикамерализма, а у столичного градоначальника (который, кстати, уже подписал распоряжение «Об утверждении плана мер по содействию всенародному обсуждению проекта закона Украины «О внесении изменений в Конституцию», предложенного президентом Леонидом Кучмой, и расставил по всему Киеву урны для предложений киевлян) есть собственные болевые точки.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам