Статьи
25.03.2003 08:56

Пир во время войны

Ситуация вокруг "Оскара" в 2003 году как никогда точно демонстрирует общемировую приверженность формуле "Show Must Go On", иными словами, матч состоится при любой общественно-политической погоде. С одной стороны, мир готовится к церемонии войны. С другой – к не менее рейтинговой церемонии "Оскара".

Журналисты из российских "Известий" детально проанализировали нынешние особенности самого зрелищного и престижного рейтингового шоу и его связь с "иракской проблемой". Никто, кстати, не говорит о том, что эти два события безусловно между собой связаны. А ведь умные циничные ребята из высших американских сфер наверняка тщательно продумали ответ на важный вопрос: если начинать войну, то начинать ее до "Оскара" или после? Начать до – значит подпортить большой кинопраздник, да и имидж своей страны. Наверняка кто-нибудь громко хлопнет дверью, выйдя из числа номинантов. Финн Аки Каурисмяки, например (он обещал в случае войны). Глядишь, и какой-нибудь Альмодовар взбрыкнет. Но посмотрим на проблему с другой стороны: если начать войну в четверг или, скажем, пятницу, то все будут обсуждать ее до воскресенья... а там и отвлекутся на "Оскар"! На пару дней миру станет не до войны. Есть ли, интересно, букмекерская контора, принимающая ставки не только на распределение оскаровских статуэток, но и на время старта иракской кампании?

Однако ближе к "Оскару". Походы на антивоенные митинги действительно не мешают – тем же европейцам – делать свои оскаровские ставки. Этот год кажется лишенным интриги. Все ставят на "Чикаго" – и преактивно. До такой степени, что в понедельник одна из главных лондонских букмекерских компаний "Ladbrokes Ltd." вынуждена была прервать работу. Выходило так, что поставившие семь фунтов–долларов–евро на триумф "Чикаго" в номинации "лучший фильм" могли получить в случае победы лишь четыре: желающих ставить на других лошадок почти не оказалось. Компания решила изменить тактику и теперь принимает ставки на общее количество "Оскаров", которое достанется "Чикаго". Напомним, что у фильма 13 номинаций, а рекорд по числу статуэток принадлежит пока "Бен Гуру" и "Титанику" – по 11.

Пройдемся и сами по основным номинациям.

Лучший фильм. Если кто-то все же перейдет дорогу "Чикаго", это станет сенсацией. В последние недели "Чикаго" был признан лучшим фильмом года по версиям трех ведущих голливудских гильдий: продюсеров, режиссеров, а затем актеров. А ведь все самые уважаемые члены этих гильдий являются одновременно и оскаровскими академиками. Вдобавок, в Голливуде любят, чтобы в каждой оскаровской гонке побеждал, взяв основные статуэтки, только один фильм, истинный чемпион. Так происходило почти все 90-е (вспомним триумфы "Молчания ягнят", "Форреста Гампа", "Списка Шиндлера", "Английского пациента", "Титаника" и т. д. "Игры разума" победили прошлый раз с более скромным счетом, не нокаутом, но все-таки качественным нокдауном). "Чикаго" единственный претендент на такую чистую победу, поскольку это Большой Фильм, Верный Истинным Голливудским Традициям.

"Банды Нью-Йорка" и "Пианист", однако, тоже немаленькие фильмы. Кто знает, вдруг академия решит – наконец-то, впервые! – воздать должное классику Скорсезе или классику Поланскому? Вдруг всех голливудцев задело то, что их бывший сосед Поланский считается в Америке невъездным? "Часы" – при всей качественности фильма – очевидный статист в листе сильнейших. Питер Джексон если и получит "Оскара" за "Властелина", то скорее по завершении трилогии, в будущем году.

Лучший режиссер. По статистике, начиная с 1949 года, лишь пять раз обладатель приза гильдии режиссеров за лучший фильм не становился потом и обладателем "Оскара" за режиссуру. Кроме того, призы за режиссуру и лучший фильм года обычно достаются одним и тем же. Так что вновь свет в окошке светит "Чикаго". Пожалуй, несправедливость. Режиссер-дебютант, по основной профессии хореограф Роб Маршалл показал себя хорошим профи, умеющим работать в стиле Боба Фосса, но, правда, ведь глупо: у великого Скорсезе режиссерского "Оскара" нет, а у новичка Маршалла будет? Маршалл же сам, небось, застыдится! Если академики не захотят застыдить Маршалла, а с его помощью классиков Скорсезе и Поланского, они отдадут статуэтку Альмодовару. Он попал в пятерку неожиданно: Испания не номинировала его "Поговори с ней" на лучшую иностранную картину, но голливудская академия сама заметила новый испаноязычный фильм своего любимца дона Педро и сама включила его в пятерки лучших по режиссуре и сценарному делу. Альмодовар – иностранец (Поланский – тоже, но некогда жил в Америке, то есть более свой). Победа Альмодовара никого из именитых соперников не обидит. Такие компромиссы уже случались. В 1999-м, не желая отдавать очередной "Оскар" "рядовому Райану", народному артисту Голливуда Тому Хэнксу (у него и так две статуэтки! Хватит!), но, пытаясь одновременно его не огорчить, академики поощрили никому не обидного иностранца Роберто Бениньи за фильм "Жизнь прекрасна".

Лучший актер. Конкуренция невысока. Почти однозначно выиграет Дэй-Льюис, взявший по дороге к "Оскару" все возможные призы всех американских критических сообществ. Опять же: надо что-то отвалить и "Бандам Нью-Йорка". Вместе с тем учтем, что Джек Николсон обыграл Дэй-Льюиса на "Золотом глобусе". Конкуренцию им мог бы составить Ричард Гир, тоже взявший в этом году "Золотой глобус" (Николсон – за лучшую драматическую роль, Гир – за лучшую музыкально-комедийную), но вот его-то, чуть ли не единственного из "Чикаго", с "Оскаром" почему-то прокатили.

Лучшая актриса. Вот в какой номинации конкуренция высока как никогда. Я бы отдал статуэтку Сальме Хайек, безусловно, сыгравшей во "Фриде" роль жизни. Не получит. Две фаворитки идут нос к носу: Рене Зелльвегер ("Чикаго") и Николь Кидман ("Часы"). Хотя у Кидман нос – по фильму, где она сыграла писательницу Вирджинию Вульф, – гораздо длиннее, выиграет, скорее всего, Зелльвегер: она только что опередила Кидман на промежуточном финише, получив награду актерской гильдии Голливуда, а это серьезный знак. Жаль. Кидман раз за разом играет очень хорошо ("Мулен Руж", "Другие", "Именинница", "Часы"), но ждать ей, вероятно, очередного оскаровского хита – фильма автора оскароносного "Английского пациента" Энтони Мингеллы "Холодная гора", который выйдет на экраны в дни начала новой оскаровской гонки 25 декабря 2003 года. Авось уж за тот-то фильм Кидман наконец наградят. Впрочем, в нем тоже снимается Зелльвегер. Во всяком случае, хотя бы в одной из основных номинаций "Оскара-2003" сохраняется интрига.

Вероятность получения премий (по мнению "Известий", скорректированному по данным зарубежных букмекерских контор):

Лучший фильм

"Чикаго" – 50%.
"Банды Нью-Йорка" – 20%.
"Пианист" – 15%.
"Часы" – 10%.
"Властелин Колец: две крепости" – 5%.

Лучший режиссер

Роб Маршалл ("Чикаго") – 30%.
Мартин Скорсезе ("Банды Нью-Йорка") – 20%.
Роман Поланский ("Пианист") – 20%.
Педро Альмодовар ("Поговори с ней") – 20%.
Стивен Далдри ("Часы") – 10%.

Лучший актер

Дениел Дэй-Льюис ("Банды Нью-Йорка") – 40%.
Джек Николсон ("О Шмидте") – 30%.
Эдриен Броуди ("Пианист") – 10%.
Николас Кейдж ("Адаптация") – 10%.
Майкл Кейн ("Тихий американец") – 10%.

Лучшая актриса

Рене Зелльвегер ("Чикаго") – 35%.
Николь Кидман ("Часы") – 30%.
Джулианна Мур ("Вдали от рая") – 20%.
Сальма Хайек ("Фрида") – 10%.
Дайан Лейн ("Неверная") – 5%.

Лучшая мужская второплановая роль

Кристофер Уокен ("Поймай меня, если сможешь") – 40%.
Крис Купер ("Адаптация") – 25%.
Эд Харрис ("Часы") – 15%.
Джон Си Рейли ("Чикаго") – 15%.
Пол Ньюмен ("Проклятый путь") – 5%.

Лучшая женская второплановая роль

Кэтрин Зета-Джонс ("Чикаго") – 35%.
Джулианна Мур ("Часы") – 30%.
Мерил Стрип ("Адаптация") – 25%.
Куинн Латифа ("Чикаго") – 5%.
Кэти Бейтс ("О Шмидте") – 5%.

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на "Версии.com" обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство "Інтерфакс-Україна", не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства "Інтерфакс-Україна