Борьба за шахтерские интересы

Шахтеры идут! Тревожные новости о «взбунтовавшихся» шахтерах в который раз заставляют поглубже вжиматься в кожаные спинки начальственных кресел. И это касается руководителей угольной отрасли всех без исключения уровней. Но, что дальше? Снова «слетят» чьи-нибудь головы, шахтерам выдадут половину месячной зарплаты и все затихнет на очередное неопределенное время… Опыт показывает – таким путем проблему не решить. Однако, почему-то осуществление отраслевых реформ вызывает протесты определенных финансово-политических сил.
Реальность же такова. Угольная отрасль в Украине заведомо убыточна. При рыночной цене угля 140-200 гривен за тонну, себестоимость его добычи в центральном Донбассе достигает и 770-ти гривен за тонну.

При прогнозируемых на 2003 год добыче в 51 млн. тон и цене в 122 грн. собственный доход всех шахт, находящихся в подчинении Минтопэнерго составит порядка 6,2 млрд. гривен. Таким образом, дефицит средств на производство по шахтам Минтопэнерго следующего года достигнет 3,8 млн. грн.

Казалось бы, что указанный дефицит можно компенсировать за счет повышения цен на уголь. Так, при объеме государственной поддержки шахт 2,2 млрд. грн. (как предусмотрено проектом Госбюджета) среднюю цену на угольную продукцию надо повысить на 31,4 гривны (153,6 грн.). А при полной компенсации дефицита средств лишь за счет цен – на 74,5 грн. (до 196,7 грн. /т).

Но опыт резкого макроэкономически несбалансированного повышения цен на угольную продукцию уже был в недалекой истории угольной промышленности. В 1994 году, когда отказались от господдержки отрасли и подняли цены, ориентируюсь на мировой рыночный уровень. Однако вскоре это повышение «аукнулось» повышением закупочных цен на электрическую энергию, металлопродукцию, машины и оборудование. Оказалось, что отрасль все равно нуждается в дотациях, причем в еще больших объемах.

Таким образом, учитывая ценообразующую роль отрасли в экономике Украины, с ценами на уголь нужно вести себя очень осторожно. Резкое их повышение будет означать неминуемое снижение конкурентоспособности отечественных производителей и рост инфляционных тенденций.

На сегодняшний день в отрасли работают более 200 поставщиков угля — угольных предприятий, за которыми стоят сотни коммерческих структур. Анализ экспорта угля, проведенный Государственной таможенной службой, установил, что почти все твердое топливо вывозят коммерческие структуры. Угольных холдинговых компаний как таковых не существует, лишь некоторые шахты зарегистрировали выпуски акций, которые, однако, не были переданы в холдинг. Не был создан на их основе и уставный фонд.

Наблюдающееся в настоящее время в отрасли вытеснение бартерных расчетов обуславливает потерю прибыли субъектами предпринимательской деятельности, действующими в отрасли. Это вынуждает их искать пути восстановления выгодных им схем и дестабилизировать ситуацию в угольной сфере Украины. На данный момент около 25 % рынка угля находится «в тени».

Выход из создавшегося положения видится Минтопу в концентрации отраслевых финансовых и промышленных ресурсов, что позволит изыскать внутренние резервы и снизить себестоимость добываемого угля. Антикризисная программа развития угольной отрасли позволяет сэкономить на оптимизации внутренних затрат до 500 миллионов гривен, на амортизационных отчислениях – до 700-т, еще 200-300 миллионов гривен планируется получить от оптимизации сотрудничества с энергетиками. Дело в том, что сегодня угольщики покупают у энергетиков электричество по 22-23 копейки за киловатт. Госменеджеры министерства предлагают создать новое госпредприятие, которое будет обслуживать исключительно шахты. Тариф на элэнергию в таком случае обещают «заморозить» на уровне 15-16 копеек сроком на 2-3 года. Угольщики говорят: неплохо бы!

Кроме этого на базе всех отраслевых структур — шахт, обогатительных фабрик, строительных контор, транспорта и сбыта – создается 25-ть государственных предприятий, которые тут же проходят процесс корпоратизации с возможной дальнейшей приватизацией.

В Минтопэнерго полным ходом идет подготовка к приватизации угольных шахт. Для каждой из них, укрупненных по территориальному принципу, будет определена стартовая цена. Сейчас в разгаре процесс акционирования шахт и создания на их базе новых юридических лиц. Это будут крупные компании, главной особенностью которых будет обязательная прибыльность. Шахты, которым финансовое состояние не позволит войти в образовывающиеся объединения, ждет объективная реальность – они будут закрываться.

Как отмечает министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов, дальнейшее усовершенствование структуры отрасли предполагает сокращение количество поставщиков с 200 до 20-25 при обеспечении условий полной «прозрачности» их работы.

Предусматриваемые Антикризисной программой варианты реформирования угольных холдингов не ограничивают жестко их форму. Неважно, будет ли это государственное предприятие, или ОАО, однако главное, это должна быть унитарная структура с одним директором, а не с 30 директорами, как сейчас.

Сегодня уже можно сказать, что на угольных предприятиях, которые были преобразованы в госпредприятия, наблюдается положительная динамика. Однако, начав структурную перестройку отрасли, Минтопэнерго столкнулось со все возрастающим сопротивлением. Конечно же «детенизация» отрасли нравится не всем. Очевидно, что есть силы, не заинтересованные в этом. Актуальность же вопроса заключается в том, на чьей стороне будет победа. Ясно это станет совсем скоро – Верховная Рада заслушает отчет Сергея Ермилова по социально-экономическим последствиям, проводимой Минтопэнерго реорганизации угольной отрасли.

И это будет завтра!

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам