Восьмипроцентный спор

Международный валютный фонд потребовал от НБУ отказаться от идеи выдавать долгосрочные кредиты банкам под финансирование ими инвестиционных проектов украинских предприятий. Это требование не ново. Но впервые о крупных разногласиях между Центробанком и МВФ заявил главный банкир страны Сергей Тигипко. «Я не хочу, чтобы влияние МВФ распространялось на инструменты работы НБУ», – скромно сказал он. МВФ обиделся…
Тема, о которой пойдет речь, уходит своими корнями в далекое прошлое. В начале 90-х, на гребне инфляции, когда еще не был принят (до 1994 года) закон, предписывающий Нацбанку выдавать кредиты только коммерческим банкам, и он одалживал очень крупные суммы разным хозяйственным структурам. Включая, например, птицефермы. Часть кредитов смахивали на безвозвратные, либо выдавались под явно заниженные проценты. И потому вопрос, кто персонально нажился на них в те далекие годы, мог бы стать предметом отдельного внимательного изучения специалистов. Потом усилиями отдельных парламентариев, в первую очередь тогдашнего председателя парламентского комитета по финансам и банковской деятельности Виктора Суслова, кредиторские порывы Нацбанка были резко ограничены.

Но и ссуживание денег исключительно коммерческим банкам не обошлось без откровенного разбазаривания государственных средств (частных капиталов в НБУ, как известно, нет). Не секрет, что самым кредитуемым был банк «Украина», в котором «сгорело» около полумиллиарда нацбанковских стабилизационных кредитов. Или «проглотивший» деньги остарбайтеров «Градобанк». Вместо того, чтобы внимательнее проследить (в рамках банковского надзора) за тем, куда и по какой цене кредиты из его стен уходят и почему не возвращаются обратно, Нацбанк щедро снабжал «любимчиков» деньгами под невысокий процент. При этом считалось признаком дурного тона нарушать конфиденциальность кредитных решений. Никто даже не пытался узнать, почему одним банкам дают дешевые кредиты, а других (был такой период) даже не допускают на эксклюзивную торговую площадку НБУ – межбанковскую валютную биржу.

С тех пор прошло немало времени, Виктора Ющенко сменил Владимир Стельмах, а его в свою очередь – Сергей Тигипко. Но много раз обсуждаемая на самом верху идея влить деньги в реальный сектор так и не была реализована. Позиция предыдущего главы НБУ Стельмаха заключалась в том, что большой объем денежных средств по низкой цене даст обратный эффект: вместо стимулирования производства – коммерческие «финты». Кроме того, когда речь заходила о дополнительном выпуске 3 млрд. грн. (с целью выделить их коммерческим банкам под ставку на уровне учетной, то есть 8% годовых, и под разрешение кредитовать своих клиентов под 12% при нынешнем уровне средней ставки по кредитам -24,8%) Стельмах хватался за голову и кричал: «Не допущу эмиссии!». Но нельзя забывать, кто первый запустил в обиход цифру 3 млрд. грн. – тогдашний шеф министерства экономики Александр Шлапак. Сейчас он заместитель Тигипко в Нацбанке и может реализовывать свою идею просто на рабочем месте.

Правда, делать это ему мешает «корифей» НБУ, директор Департамента монетарной политики Наталья Гребеник, которая отстаивает на заседании правления позицию, что Национальный банк не должен идти на целевую эмиссию для долгосрочного кредитования инвестиционных проектов по просьбе правительства. И мотивирует это тем, что Нацбанк не имеет права давать кредит под что-то конкретно, а обязан лишь поддерживать ликвидность по цене, которая сложилась на рынке.

Однако правительство придерживается совершенно другой мысли: если деньги, которыми располагает Нацбанк, срочно не вольются в экономику, начнется постепенных крах, связанный с износом основных мощностей (больше известным в качестве «проблемы-2005»). Понимая, что кредитованием будут заниматься непосредственно коммерческие банки, Кабинет министров просто собрал представителей крупнейших из них и обсудил новый механизм рефинансирования для кредитования долгосрочных инвестиционных проектов. Несколько других крупных банков (и первым из них «Приватбанк») тут же заявили о намерении активно кредитовать украинские предприятия. Заинтересованность банков можно понять – ведь они получат у НБУ долгосрочные и недорогие ресурсы, которые можно выгодно перепродать. Поэтому банкиры уже полным ходом обсуждают планы Кабмина и Нацбанка создать при НБУ группу управления инвестиционными проектами, которая должна оценивать возможность финансирования через коммерческие банки конкретных инвестпроектов.

В частности, «Приватбанк» уже рассматривает ряд проектов украинских предприятий и в ближайшее время планирует значительно увеличить объемы долгосрочного кредитования корпоративных клиентов. При этом «Приватбанк» собирается работать с кредитными проектами стоимостью до 50 млн. грн., а базовая кредитная ставка составит около 18% годовых, но может быть снижена в зависимости от условий конкретного проекта.

Напомню, что стоимость кредитов «от Нацбанка» составит 8%. Навар, как говорится, заметен невооруженным глазом. Остается дождаться списка банков «счастливчиков», кому такие кредиты будут предоставлены, а также списка не менее удачливых предприятий, которые смогут данные кредитные линии получить.

Если это будут не только предприятия, скажем, близкие к «Приватбанку», то можно говорить о значительном прорыве в деле снабжения реального сектора денежными средствами. Если же «круг» окажется слишком ограниченным, то станет понятно, что под правительственную программу Сергей Леонидович загоняет дружественные ему коммерческие структуры. Как некогда делали Ющенко и Стельмах со своими «любимчиками». Т.е. изменятся названия, а не суть.

Однако МВФ беспокоит не эта угроза, а нечто более глобальное. Фонд опасается, что власть наступит на старые же грабли, предоставив кредиты под гарантии государства государственным же структурам. Ведь случаи невозвращения таких кредитов – не исключение, а скорее правило. Если МВФ заметит, что правительство продвигает «государственные проекты», то начнутся намеки на «административные методы работы с банками». А также то, что банки, находясь под давлением, не могут адекватно оценить все риски, связанные с предлагаемыми проектами.

По сведениям экспертов МВФ, к настоящему моменту ряд министерств и ведомств уже предложили свои инвестиционные проекты на сумму 800 млн. грн. Пока не оглашено, куда будут направлены эти средства, но, по неофициальным данным, часть проектов предполагает финансирование строительства дорог и развитие транспортной инфраструктуры. По мнению МВФ, такие проекты не являются коммерческими и могут нести риски для бюджета.

С другой стороны, Национальный банк успокаивает МВФ тем, что планирует ужесточить контроль за возвращением выданных банкам кредитов и повысить требования к банкам при кредитовании. На этот счет уже разослан проект постановления НБУ. Согласно проекту, контролем будут заниматься территориальные управления Нацбанка и Группа управления международных кредитных линий Нацбанка, которой НБУ хочет поручить также рассмотрение заявок на эти кредиты. Еще одним шагом должно стать принятие ВР закона об отмене моратория на продажу госимущества, оказавшегося в залоге у банков. Именно мораторий сильно сдерживал желание банкиров вкладывать деньги в предприятия. Когда его не будет, банки могут «освежить» кредитные линии, даже не дожидаясь, пока Нацбанк урегулирует конфликт с МВФ и определит список получателей заветных «инвестиционных кредитов» под 8%.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам