Реинкарнация доверия

Вот уже несколько дней, как Украина живет без санкций FATF, то есть без страха блокирования корсчетов отечественных банков и без ежедневных подсчетов связанных с этим экономических потерь. Происшедшее приятное события тут же было прокомментировано как явный признак отсутствия политической подоплеки в самой теме санкций. Дескать, не было требуемых законов – их нам ввели, появились – тут же отменили. Внешне это так, но если углубиться в суть, немного иначе…

Сдача «хвостов»

Международная организация по противодействию отмыванию «грязных денег» (FATF) рекомендовала странам-членам организации ввести санкции в отношении Украины 20 декабря 2002 года из-за недостаточной борьбы с отмыванием «грязных денег». До этого момента отношение украинского чиновничества и депутатского корпуса к перспективе введения санкций, как правильно заметил первый вице-премьер Николай Азаров, было слишком легкомысленным. В то, что это может быть, просто никто не верил. А поскольку местный чиновный люд начинает «креститься» только, когда гром грянет, двух лет регулярных предупреждений из Парижа оказалось недостаточно для подготовки необходимых законодательных корректив и запуска в действие системы финансовой разведки. Вместо этого Нацбанк, Кабмин, министерства и ведомства навыпускали сотни инструкций и написали в секретариат FATF несколько отчетов, о которых их никто не просил.

В этом смысле санкции оказались хорошим катализатором активности государственных органов, причем, в правильном направлении. Как-то сами по себе в кратчайший срок написались нужные тексты, возник спонтанный кворум, и ВР Украины в срочном порядке ужесточила законы о борьбе с отмыванием денег, о банках и банковской деятельности и Уголовный кодекс. Причем, впервые за длительное время чиновники минфина обнаружили, что в секретариате FATF имеется телефон, факс и электронная почта, а консультирование с тамошними экспертами бывает полезным и к тому же оперативным.

Поэтому, когда пятеро украинских делегатов прибыли в Париж для предварительных переговоров с представителями делегаций стран-членов FATF, на них уже не смотрели с таким же скептицизмом, как прошлые разы: «А, это те ребята, которые все время теряют наши письма и зачем-то подменяют рекомендации». Нет, на этот раз нашу делегацию встречали как группу «хвостатых» студентов, тщательно подготовившихся к пересдаче зачетов. Впрочем, зачетом допрос Николая Яновича «экзаменаторами» из FATF не назовешь – по степени «напряга» это можно сравнить разве что с защитой докторской диссертации. К самым каверзным вопросам можно отнести: «Почему вам хватило два месяца, но не хватило два года для принятия соответствующих законов? Вы что, показушный аврал устроили, чтобы пустить нам пыль в глаза?».

Надо сказать, что мнение о первом вице как немногословном работяге после его FATFовского спича может измениться у многих: Азаров оказался красноречив и убедителен. Правда, украинскую делегацию пустили далеко не на все заседания, в том числе и экспертов, в отличие от российской. Кстати, Россия впервые участвовала в работе завершившейся 14 февраля сессии FATF в качестве наблюдателя. Делегацию возглавлял председатель Комитета РФ по финансовому мониторингу Виктор Зубков, один из ближайших соратников Владимира Путина еще по петербургскому периоду жизни. Азаров, по некоторым подсчетам, провел около 15-17 кулуарных встреч, Зубков – только три. Но именно после этих встреч в коридорах антиотмывочного саммита стали вслух говорить о неизбежном «помиловании» Украины и переводе отношений с ней в другую плоскость – составления плана-графика выхода из «черного списка» и обсуждения системы мониторинга за исполнение принятых законов.

Конечно, положение России, которая считает месяцы до вступления в FATF (оно должно произойти на июньской пленарной сессии в Берлине), и Украины, пока составляющей компанию Египту, Гватемале, островам Кука и Науру в «черном списке», несравнимо. Поэтому протекция россиян в вопросе отмены санкций лишней не была. Как, впрочем, и решающей.

По ту сторону помилования

О том, что введение санкций имеет политическую подоплеку и напрямую связано с ухудшение взаимоотношений Украины с «капиталистическими акулами», не говорил только ленивый. Также только представители оппозиции (опрометчиво предрекавшей, что санкции не отменят) не признали вслух ошибочность этого подхода. Вместе с тем, если введение санкций было действительно аполитичным шагом, связанным с нашим пренебрежением к «ихним» рекомендациям, то решение об отмене, напротив, носит на себе печать геополитики.

Первый момент, на который обратили внимание российские эксперты, заключается в том, что президент FATF Йохен Санио на пресс-конференции в пятницу хвалил не только «новые усилия Украины по совершенствованию своих законов», но и позитивное давление своей организации на «нерадивого студента». Дескать, это наша совместная победа над вашим отмыванием грязных денег, а не победа украинской делегации над FATFовскими экспертами. Другими словами, нашу законодательную оперативность они приняли на счет своих достижений. И не могли этому не порадоваться.

Второй момент заключается в том, что господин Санио – представитель Германии и, думаю, никогда об этом не забывал. Как и о том, что его страна хочет участвовать в газовом консорциуме на приемлемых условиях, а не на каких попало. Не удивительно, что один немецкий журналист сказал мне довольно странную на первый взгляд фразу: у вас ничего не получается до тех пор, пока решением любой проблемы не займется лично президент Кучма. Не надо злословить, господа, Леонид Данилович, действительно, сделал для отмены санкций гораздо больше, чем многие чиновники вместе взятые. Начиная с того, что этих самых чиновников заставили произносить аббревиатуру FATF с глубоким выражением вины на лице и заканчивая тем, что вопрос участия Германии в газовом консорциуме, кажется, начал решаться позитивно именно после вмешательства первых лиц: премьера и президента… Впрочем, это уже тема отдельного разговора.

Наконец, снятие напряженности в проблеме якобы продажи Ираку РЛС «Кольчуга» стало тем фактором, который обеспечил Украине поддержку американских официальных лиц. Без этого нам бы пришлось томиться с санкциями до июня. Спросите, по какой причине, ведь необходимые законы уже приняты парламентом? Но, с одной стороны, как говорили классики, “суровость законов сильно смягчается необязательностью их исполнения”, и FATF с полным правом могла бы дождаться вступления законодательных актов в силу. С другой – в принятых с колес этих самых актах при желании можно найти немало противоречий. И то, что эксперты FATF не искали противоречий, является уже политическим сигналом. Чрезвычайно приятным для Украины и ее «субъектов экономического процесса».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам