Банковский день

Есть люди, для которых 13-е число символизирует исключительно приятные события. Вот, например, Сергей Леонидович Тигипко в этот день 43 года назад родился. Путь, который прошел сын пасечника из молдавского села Драгонешты, впечатлит любого. Весь вопрос в том, отмечает его главный банкир страны на верхней точке своей карьеры или находится в начале большого пути.

Под стеклом

Приход Тигипко в Нацбанк был результатом политических договоренностей, а не поиска лучшей кандидатуры с точки зрения макроэкономической целесообразности. Поэтому от Тигипко ждали политических назначений и, соответственно, набора публичных шагов. Но Сергей Леонидович сумел превзойти ожидания не только финансистов, но и пишущей братии. Он стал не просто первым публичным главой Нацбанка, а человеком, превратившим закрытый механизм работы банковской системы вообще и центробанка в частности в такое себе реал-шоу «За стеклом». Или «Под стеклом». Сути это не меняет. Один знакомый замминистра рассказал мне, что его секретарша, связываясь с приемной Тигипко, как правило, слышит два объяснения занятости последнего: готовится к пресс-конференции или проводит пресс-конференцию.

Безусловно, гласность в работе каждого государственного органа штука необходимая. Но с другой стороны, председатель Нацбанка должен хоть кое-что делать молча. Тем более что внешнее молчание высокого должностного лица не препятствует такой вещи, как умышленная утечка информации. И к тому же у шакалов пера самой ценной является новость, добытая из-под полы. А «перекорм» СМИ общедоступной информацией приводит к тому же симптому, что и обычный перекорм. Пищевой. Рано или поздно начинается подташнивать.

Возникает еще один момент – этический. Все знают о существовании врачебной тайны. У эскулапов считается признаком дурного тона во всеуслышание рассказывать о болезнях пациентов. В принципе, у финансистов тоже не принято кричать о проблемах участников рынка. Кстати, предыдущий Нацбанк возвел это правило в догму и тщательно скрывал любые «заболевания» крупных и средних банков. Вследствие чего и состоялись нашумевшие крахи «Градобанка», «Украины», а также возникли проблемы у «Ощада…».

Тигипко перешел в другую крайность: он рассказывает о своих подопечных не просто много, а очень много. И не только о подопечных, но и о тех шагах, которые не должны рекламироваться широкой общественности. Скажем, Сергей Леонидович «вычислил» двадцать банков-контрабандистов капитала. Замечательно: поработай с ними в нужном направлении. Так нет, не прошло и 20 минут после сего знаменательного события, как о нем узнала вся страна. Маленькая деталь: названия банков не разглашаются. Поэтому «денежные мешки» думают друг на друга.

Или Национальный банк поставил своей задачей снижение кредитных ставок в 2003 году на 5-6 пунктов с 19,6% на начало года и для этой цели будет поддерживать избыточную ликвидность в банковской системе, расширять механизм рефинансирования и т.д. Ну и чудненько – снижайте себе ставки, рынок об этом и так узнает, это не повод для пресс-конференции. Точно так же, как и поручение аудиторской компании «PriceWaterhouse Coopers» оценить контрольные пакеты акций нынешнего главы НБУ в ТАС-Инвестбанке и ТАС-Коммерцбанке для последующей продажи. Не должен такой ньюс-мейк исходить от автора: это как раз та информация, которая добывается в кулуарах и подтверждается под сильным давлением журналистской толпы.

Команда для шага вперед

Еще один повод для нацбанковских ньюс-мейков – это кадровая политика Тигипко. При нем в Нацбанк пришли люди не из «системы», что, с одной стороны, похвально. Как уже сообщали «Версии», 18 января Совет Национального банка утвердил на должность первого заместителя председателя НБУ министра экономики АРК Арсения Яценюка, а на должность заместителя председателя НБУ экс-министра экономики Украины Александра Шлапака. Обе кандидатуры были предложены председателем Нацбанка. К числу людей, которым Сергей Леонидович может, без сомнения, доверять, относится и Вадим Пушкарев, до перехода в 1999 году на пост председателя правления «Финансы & Кредит” в течение шести лет бывший заместителем председателя правления «Приватбанка». Он теперь курирует банковский надзор. 30 января директором департамента внешнеэкономических отношений Национального банка назначен Андрей Кравец – экс-торгпред Украины в Великобритании. В 1993-1994 годах Кравец был и. о. начальника отдела по сотрудничеству с международными и финансовыми организациями МИД Украины, затем до конца 1995 года занимал должность заместителя начальника управления валютных операций НБУ.

В день его назначения, кстати, НБУ представил комплексную программу реформирования банковской системы страны, направленную на повышение ее надежности и чистоты, а также удобство для клиентов до 2005 года. Изначально эту программу называли «творчеством молодых». Теперь все громче раздаются голоса, что программы как таковой еще нет, и все это тоже пиар-повод. Как и заявление, что Нацбанк продаст санаторий в Крыму и оздоровительный комплекс в Киеве, которые находятся в его ведении.

Впрочем, дегтя на праздничный пирог главы Нацбанка мы накапали уже слишком. А у человека ведь День рождения как-никак… Потому что команда у Тигипко действительно есть, она молодая, амбициозная и талантливая. И, главное, у нее есть цель, которой не было у предыдущей команды: сделать нечто такое, чтобы запомниться соотечественникам. Ведь никто не знает, как все сложится в 2004-ом. Хотя, с другой стороны, «пиар-ресурс» Нацбанка уже использовал на полную катушку в 1996-ом Виктор Ющенко, когда провел простую как угол дома, но запоминающуюся народу денежную реформу. Второй раз провести реформу будет невозможно, разве только американцы захотят обменять зеленые доллары на черные, а Сергей Леонидович выпросит особые условия для украинских «баксодержателей». Слышали о таком? Нет? А зря, на базарах тема «черных долларов» активно обсуждается и уже привела к росту курса евро: население на «всякий пожарный» переводит сбережения в молодую европейскую валюту, справедливо полагая, что раз ее только что отпечатали, менять пока не будут.

Пять советов для именинника

В принципе, из Сергея Леонидовича может получиться прекрасный глава Нацбанка. Правда, еще не получился: пока он работает не столько как банковский менеджер, сколько как комментатор. Один из влиятельных российских имиджмейкеров на вопрос, чего не хватает в Тигипко для законченного образа любимца публики, выдал пять следующих рекомендаций:

1. Меньше появляться на публике, больше использовать возможности умышленной утечки информации.

2. Соблюдать в минимальных дозах корпоративную солидарность, т.е. не рассказывать заранее о планах кого-то закрыть или отобрать лицензию.

3. Доходчивее объяснять населению, почему деньги нужно хранить в банке (в смысле учреждения, а не стеклянной посуды).

4. Относиться бережно не только к своей команде, но и к той, что была до него.

5. Постараться, чтобы его не до конца узнали и поняли за следующие два года: политик интересен своей загадочностью. А став «прочитанной книгой», он перестает интриговать избирателей и, следовательно, становится аутсайдером.

В общем, дорогой Сергей Леонидович, пейте за интригу! Полезная штука в вашей профессии…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам