Плюрализм Нацбанка

Сергей Тигипко всерьез занялся двумя вопросами: банковским надзором и теми, кто должен этот надзор осуществлять. В последние дни Нацбанк постепенно заполняется выходцами из коммерческих банков, первостепенной обязанностью которых является усиление контроля над банками, особенно – входящими в «большую восьмерку» по размерам активов.

Вчера, 27 января, на должность генерального департамента банковского надзора вместо Александра Киреева назначен экс-председатель правления банка «Финансы и кредит» Вадим Пушкарев. Вадиму Владимировичу подчинен отдел мониторинга крупнейших банков, входящий в состав управления по мониторингу больших банков. Это управление возглавляет Анатолий Дробязко, в недалеком прошлом руководитель аналитической фирмы «Калина», человек из окружения Вадима Гетьмана и Виктора Ющенко – той самой команды, которая сейчас уходит из Нацбанка, уступая место банкирам-практикам. Из прежней команды тоже остаются в основном практики – Сенищ и Кротюк. Заместитель председателя Нацбанка Павел Сенищ теперь организовывает работу по проведению банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности. А еще одному заму – Владимиру Кротюку поручено заниматься разработкой и проведением общей правовой политики в Национальном банке, совершенствовать банковское законодательство, организовывать наличное денежное обращение и т.д.

Молодым везде у нас дорога

Как уже сообщали «Версии», 18 января Совет Национального банка утвердил на должность первого заместителя председателя НБУ министра экономики АРК Арсения Яценюка, а на должность заместителя председателя НБУ экс-министра экономики Украины Александра Шлапака. Обе кандидатуры были предложены председателем Нацбанка Сергеем Тигипко.

Должность первого заместителя НБУ являлась вакантной с 20 сентября, когда занимавший ее Анатолий Шаповалов возглавил правление государственного «Ощадбанка». Но предложенная Сергеем Леонидовичем кандидатура поначалу вызвала шок: еще никогда вторым банкиром страны не был 28-летний юрист. И лишь слова о необходимости влить в управленческий мозг Нацбанка свежую кровь убедили присутствующих проголосовать «за». Головокружительная карьера Арсения Яценюка заслуживает отдельного разговора. Например, поговаривают, что во время учебы на юридическом факультете Черновицкого университета он работал в ПО «Альянс», директором которого был нынешний министр социальной политики и труда Михаил Папиев. В то же время Яценюк выступил соучредителем юридической фирмы «Юрек Ltd», которая получила лицензию минюста Украины, и возглавлял ее до 1997 года. Успел он получить и второе образование: после Черновицкого юрфака закончил экономический факультет Киевского торгово-экономического университета. В 1998 году провинциальный юрист и экономист был приглашен в банк «Аваль» на должность консультанта кредитного департамента, уже через год стал советником председателя «Аваля», а с 2001-го – заместителем, в круг обязанностей которого входили финансово-коммерческие и часть юридических вопросов банка, его дочерних структур, плюс инвестиционная политика, ассоциированные юридические лица, развитие программ АПК. В ноябре 2001 года юное дарование получило пост министра экономики АРК и вот теперь – первого зама председателя НБУ.

Кстати, согласно приказу «О распределении функциональных обязанностей между председателем, первым заместителем и заместителями председателя правления НБУ», Арсений Яценюк будет координировать работу по реализации денежно-кредитной политики в системе Национального банка Украины, организовать работу по валютному регулированию, управлять золотовалютными резервами НБУ. На него также возложена организация работы по макроэкономическому анализу состояния и развития экономики Украины, банковской статистике и отчетности.

Еще один заместитель председателя (заметим, не первый) – Александр Шлапак организует работу по регулированию и надзору за деятельностью банков, других кредитных учреждений, а также по установлению обязательных экономических нормативов для банков, которые должны обеспечивать осуществление контроля за рисками. Кроме того, к его компетенции отнесена работа по валютному контролю и лицензированию, противодействию отмыванию «грязных» денег. Кстати, 43-летнего экс-министра экономики и евроинтеграции Шлапака прочили именно в то кресло, которое занял Яценюк. Такие мысли посещали финансовых аналитиков хотя бы потому, что Шлапак был директором Львовского филиала «Приватбанка» почти 5 лет – в 1993-1998 годах, когда банк возглавлял Тигипко. А после назначения Тигипко вице-премьером по вопросам экономики Шлапак два года подряд возглавлял группу его советников. Именно ему будет подчиняться департамент банковского надзора.

Банковский надзиратель

К числу людей, которым Сергей Леонидович может, без сомнения, доверять, относится и Вадим Пушкарев, до перехода в 1999 году на пост председателя правления «Ф&К” в течение шести лет бывший заместителем председателя правления «Приватбанка». Между прочим, его уход летом прошлого года с должности председателем правления банка «Финансы и Кредит», да еще и с формулировкой «в связи с переходом на работу в государственные органы власти» породил самые неимоверные слухи. Сначала Пушкарева «сватали» на Госказначейство, потом на госкомиссию по регулированию рынков финансовых услуг (которую занял Виктор Суслов), еще назывались варианты первого заместителя в Нацбанке (вместо Шаповалова) и госсекретаря в минфине. Однако, чем больше длился отпуск талантливого финансиста, тем менее высокие посты ему прочили циничные наблюдатели. Закончилось все довольно прозаично – Пушкарев не стал зампредом НБУ, однако возглавил ведущий департамент банковского надзора. Думаю, что в отличие от Александра Киреева (слишком углубленно специализировавшегося на банке «Украина», как и другие члены команды Ющенко), Вадим Владимирович знает многие «примочки» банков изнутри, в том числе и поучительную историю неудачного «спасения» банка «Украина».

Кстати, в свое время, когда правительство Ющенко пыталось безуспешно спасти «Украину», была сверстана программа деятельности новой администрации банка, которая, в частности, предусматривала увеличение уставного капитала на 250 млн. грн. за счет эмиссии его акций, тут же выкупаемой инвестором в полном объеме. А порядка 100 млн. грн. должны были внести инвесторы всего в течение 10 дней (!). При этом предполагалось, что после полного внесения 250 млн. грн. моментально решится вопрос о реструктуризации задолженности банка перед НБУ. Кроме того, была достигнута договоренность и определены сроки выкупа у «Украины» государственных ценных бумаг на сумму около 112 млн. грн.

Все было замечательно в этой программе, кроме одного пункта – добренький инвестор не находился. И вдруг место руководителя временной администрации Виктора Тополова занял зампред банка «Финансы и кредит» Вадим Чанкин. Все тут же решили, что лавры банковского санатора достались структурам, связанным с народным депутатом Константином Жеваго, поскольку именно с его именем связывают деятельность названного банка. Особо наблюдательные проследили связь Жеваго с Игорем Бакаем, а Бакая с Александром Волковым, который входил в наблюдательный совет банка «Украина». В общем, «завертелись-закрутились» предположения журналистов, что «Ф&К” купит гибнущий агробанк. И тут появляется заявление председателя правления банка «Финансы и кредит» Вадима Пушкарева о том, что руководимый им банк не вел, не ведет и не намерен вести переговоры с НБУ относительно участия в санации «Украины». Похоже, Пушкарев оказался не только талантливым финансистом, но и упрямым прагматиком, и отказался вешать на свой банк «титанические» долги «Украины», способные потопить любую коммерческую структуру. Возможно, у кого-то из учредителей “Ф&К” (НАК “Нефтегаз Украины”, ЗАО “F&C; Realty”, ООО “Аскания” и т.д.) были другие планы. Но они не осуществились.

Банки под «микроскопом» НБУ

Переходя от воспоминаний о трагической судьбе агропромбанка к более современным вопросам, отметим, что от бдительности и профессионализма Пушкарева во многом зависит, будут у нас подобные крахи в дальнейшем или их удастся избежать. В интервью еженедельнику «Зеркало недели», Сергей Тигипко сказал, что Национальный банк планирует усилить контроль над банками, входящими в «большую восьмерку» по размерам активов – это «Аваль», «Приватбанк», «Проминвестбанк», «Укрэксимбанк», «Укрсоцбанк», «Raiffeisenbank (Украина)», «Укрсиббанк» и «Ощадбанк». И более того, назвал контроль над крупнейшими банками одним из приоритетов. В прошлом году Национальный банк решил усовершенствовать свою систему мониторинга коммерческих банков, внедрив систему оперативного реагирования на проблемные ситуации. Теперь Сергей Леонидович намерен создать информационную систему, которая позволит более оперативно отслеживать показатели работы банков, а также усовершенствовать расчет регулятивного капитала банков и формирования ими резервов. Ранее МВФ призвал Украину усилить надзор за банковский системой вообще и крупными банками в частности, в связи с быстрым ростом кредитования и низкой капитализацией многих банков.

Впрочем, не только большие финансовые институты интересуют теперь главных банкиров страны, а и все 157 коммерческих банков страны. Но подробности относительно ожидаемых новаций мы сможем узнать только в ближайшие дни: 30 января НБУ представит программу реформирования банковской системы страны, направленной на повышение ее надежности и чистоты, а также удобства для клиентов. По словам председателя НБУ, это будет комплексное улучшение системы, создание условий для ее роста, стабильности, удобства для украинцев в работе с банковской системой. А по сути – среднесрочная программа развития банковского сектора до 2005 года. Но это уже тема для отдельного материала…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам