Банкиры и советники

Вчера Совет НБУ утвердил первым заместителем главы Нацбанка Арсения Яценюка, заместителем – Александра Шлапака. Кроме того, произошли изменения в самом Совете: его членами по президентской квоте стали народный депутат Василий Горбаль (по согласию) и первый помощник президента Сергей Левочкин. Они заменят двух «отставников», назначенных ранее по президентской квоте – бывшего главу Черниговской облгосадминистрации Николая Бутко и экс-министра финансов (ныне посла в Англии) Игоря Митюкова. К тому же с сегодняшнего дня в НБУ будет работать и отставной «отмывальщик» Алексей Бережной…

Арсений Яценюк – в недавнем прошлом министр экономики Крыма, Александр Шлапак – его коллега, но в общеукраинском масштабе. Ранее журналисты предполагали, что именно Шлапак станет первым замом (кстати, эта должность после ухода в «Ощадбанк» Анатолия Шаповалова оставалась вакантной). Теперь же Александр Витальевич довольствуется, скорее всего, креслом, ранее занимаемым Александром Киреевым (с последним у нового главы НБУ Сергея Тигипко весьма сложные отношения).

Что касается нового руководителя группы экономических советников, то экс-руководитель Госдепартамента финансового мониторинга Алексей Бережной сменил на этой должности Валерия Литвицкого, который был назначен в июне 2001 года. Литвицкий, некогда работавший экономическим советником и помощником президента, скорее всего, вернется на преподавательскую работу.

Впрочем, самое интересное, как ни странно, касается не руководства банка, а нового состава Совета. Злоязыкие журналисты с самого момента формирования кадрового состава надзорного органа НБУ прозвали данный орган «восьмибанкирщиной»: возможно, по аналогии с известным периодом в российской истории, а, может, просто для красного словца.

К представителям банковского капитала, без сомнения, принадлежат депутаты Сергей Буряк («Брокбизнесбанк»), Эрнест Галиев («УкрСиббанк», Петр Порошенко («Мрия»), Игорь Плужников (ранее – глава наблюдательного совета «Ощадбанка»), Юлия Тимошенко (человек не чуждый банковского дела вообще и «Южкомбанка» в прошлые годы – в частности), Валерий Хорошковский («Укрсоцбанк»),Федор Шпиг («Аваль»), Игорь Юшко (ПУМБ). Теперь эта когорта пополнится еще двумя людьми, неплохо разбирающимися в финансовых хитросплетениях: Василий Горбаль до избрания нардепом возглавлял правление «Укргазбанка», а Сергей Левочкин до перехода на государственную службу работал в банковских структурах.

Напомню, что в соответствии с Законом «О Национальном банке Украины», в состав Совета НБУ входят 15 человек – семь представителей от Верховной Рады, семь лиц, назначенных президентом, и председатель НБУ. Своих делегатов парламент утверждал дважды: до образования большинства и после. Первый и второй список отличались наличием в нем коммунистов. После победы над Александром Ткаченко вместо смещенного председателя экономического комитета Станислава Гуренко и таинственным образом попавшего в «семерку» «красного директора» Николая Кравченко там оказались Юлия Тимошенко от “Батьківщини» и Игорь Плужников от объединенных социал-демократов. Остальные пять кандидатур не изменились: Петр Порошенко, Сергей Буряк, Федор Шпиг, Валерий Алешин да Игорь Юшко.

В свое время голосование по парламентской «семерке» считалось одним из самых загадочных в истории прошлого созыва парламента, и более того – причиной обращения в Конституционный Суд группы «пролетевших» кандидатов на места в Совете во главе с «реформатором» Виктором Пинзеником. В моей памяти отпечатались многочисленные случаи кучкования банкиров с озабоченными и вдохновленными лицами, несколько проектов постановлений (отличавшихся, естественно, кадровым составом), а также статья в «Зеркале недели» о наличии в деле некой коробки из-под ксерокса, замеченной накануне голосования в расположении фракции КПУ. Появление коробки, по предположению некоторых журналистов, совпало с появлением окончательного варианта «избранных», в котором оказалось два коммуниста, несколько банкиров и председатель комитета по финансам (впрочем, ему положено по должности). Как и следовало ожидать, именно этот вариант набрал необходимое количество голосов.

Но если выбор парламентариев очень легко объяснить внутренними договоренностями, то «список президента» содержит некоторые тайны. Например, никто так и не понял, почему в совет НБУ входил губернатор Черниговской области Николай Бутко. Несмотря на героические усилия, мне так и не удалось выяснить истинный смысл этого назначения. Кое-кто из знающих собеседников обращали внимание на тот факт, что именно в Черниговской области избрался народным депутатом Александр Волков. В общем, тайна осталась покрыта мраком.

На сегодня Совет НБУ находится в довольно странном, подвешенном состоянии из-за того, что Анатолий Гальчинский балансирует между отставкой и сохранением на посту, а его потенциальный преемник – экс-глава НБУ Владимир Стельмах имеет некоторые проблемы со следственными органами.

Кроме того, у руководства Совета есть определенные трения и с парламентом, и с правительством в таком меркантильном вопросе, как перечисление в бюджет 700 млн. грн. из прибыли НБУ. Анатолий Гальчинский считает нереальным перечислить эту сумму, как запланировано законом «О Государственном бюджете Украины на 2003 год». Но если деньги не будут перечислены, в доходах казны обнаружится огромная дырка, что в свою очередь будет означать несогласованность политики НБУ и КМ. Такое положение вещей повредит как Сергею Тигипко, так и Виктору Януковичу. В интересах обоих государственных деятелей, чтобы спорный вопрос 700 млн. грн. был улажен мирно, и списан на жадность предыдущего руководства НБУ. И если для этого придется поменять главу совета, то, думаю, на такую жертву стоит пойти. Тем более, учитывая, что в составе совета появился человек, способный составить конкуренцию господину Гальчинскому…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам