Большой куш

С самого утра вторника, 17 декабря, за колонной в сессионном зале Верховной Рады лежал роскошный букет, предназначенный для нового главы НБУ Сергея Тигипко. Однако Сергей Леонидович смог получить цветы только в конце дня, настолько затяжным было решающее голосование. Несколько часов «большевики» ставили автографы в кабинете президиума парламента, писали и переписывали бюллетени, но, в конце концов, все закончилось хорошо: Тигипко стал новым шефом Нацбанка (232 голоса, благодаря, кстати, и Ефиму Звягильскому, который пришел на голосование прямо с больничной койки), комитеты ВР уже распределены, а в четверг, 19 декабря, решится судьба бюджета-2003.
Наверное, возникнут определенные сложности, учитывая, что бюджетный вопрос сильно испортил отдельных депутатов, преимущественно из региональных фракций. Почти по Булгакову. Впрочем, обо всем по порядку.

Внутренний распорядок

В постановлении ВР о порядке проведения голосования по отдельным вопросам четвертый пункт – об отмене результатов бюджетного голосования 21 ноября – появился внезапно. Настолько, что даже члены «Регионов Украины» были слегка шокированы, когда их лидер Раиса Богатырева настояла на включении данного параграфа. При этом Раиса Васильевна ссылалась на личное указание сами понимаете кого. Совершенно непонятно, зачем понадобилось решать этот вопрос в комплексе с ранее достигнутыми договоренностями о разделе комитетов и ротации в НБУ. Поговаривают, что такую оригинальную идею новому премьеру подсказали в администрации президента. Возможно, это так. Но точных данных нет. В общем, именно бюджетный вопрос чуть не поломал всю игру. После тщательной проверки бюллетеней временной счетной комиссией (руководитель – Владимир Заец) выяснилось, что фракция «трудовиков» не отметилась напротив пункта о недействительности результатов голосования за бюджет во втором чтении. В ответ «регионалы» пообещали отозвать подписи за назначение Тигипко. Люди поняли: что-то затевается. Особенно после того, как стало известно – в заранее подготовленных протоколах в бюджетной графе значился «отказ». Судьба Сергея Леонидовича вновь оказалась на волоске… После недолгих, но крайне эмоциональных переговоров наблюдатели от оппозиции уличили Нестора Шуфрича (СДПУ(о)) и Игоря Шарова («ТУ») в попытке вбросить исправленные бюллетени, чтобы восстановить баланс: вы нам НБУ, а мы – согласие на правительственный вариант госбюджета.

Впрочем, вбросить – это сильно сказано, поскольку члены контрольной комиссии зафиксировали отсутствие урн, в которые надлежало опускать бумажки с подписями народных депутатов. Мелочь, конечно, но, как говорил Остап Бендер, «кодекс нужно чтить». Возмущенные таким правовым манкированием, «меньшевики» овладели «контрольным пакетом» (37 бюллетеней), и Владимир Стретович победоносно потрясал им с парламентской трибуны, демонстрируя нелегитимность принятого решения. Правда, Нестор Шуфрич рассказывал об ужасах, которые творились за закрытой дверью главы секретариаты ВР. По словам эсдека, «меньшевики» учинили в кабинете г-на Зайчука настоящий дебош. Сколько пуговиц и запонок осталось на поле боя, никто не считал, но зато доподлинно известно, что самые активные наблюдатели забрались на стол парламентского секретаря с ногами и исполнили на нем нечто вроде ритуального танца воинственного племени шао-бао, требуя указать то место, где спрятаны «фальшивки».

Заложники оппозиции

Естественно, оппозиция придерживается другой версии развития событий. В сжатом виде ее можно изложить так: «большевики» во вторник предприняли попытку государственного переворота. С целью окончательно узурпировать парламентскую власть они провели абсолютно нелегитимное голосование, в результате которого Тигипко стал главным банкиром страны, а оппозиция осталась без комитетов. Главными признаками незаконности действий фракций «девятки» следует считать следующие нарушения:

а) именные бюллетени выдавались не каждому отдельно взятому члену большинства, а лидерам фракций. Учитывая ненадежность взаимных договоренностей, это вполне оправданный шаг. В результате было выдано на руки всего 27 бюллетеней, хотя участие в голосовании приняло 257 депутатов;

б) некоторых «большевиков» застукали в момент обмена исправленных документов;

в) отсутствовали урны, являющиеся необходимым элементом такого голосования;

г) счетная комиссия Зайца не имела полномочий, поскольку «большевики» проголосовали только за ее создание, не включив этот вопрос в повестку дня.

Исходя из этого, оппозиция предлагает считать голосование несостоявшимся и перенести рассмотрение вопроса на следующую сессию.
Оппозиционеры собрали экстренную пресс-конференцию, на которой присутствовали все лидеры «четверки» – Петр Симоненко, Юлия Тимошенко, Александр Мороз и Виктор Ющенко. Виктор Андреевич пришел на встречу в последний момент: решение сесть за один стол с коммунистами и Юлей явно далось ему нелегко. У главного «НУдиста» был собственный, отдельный план – досрочные парламентские выборы. Но товарищи из штаба объяснили лидеру «НУ»: «нельзя отрываться от коллектива, как бы высоко ты ни летал». В результате, Виктор Ющенко был вынужден вместе с «комми», социалистами и «БЮТи» уличать «большевиков» в нарушении правовых норм и вырабатывать план действий в составе «четверки».

Потом вообще началось зрелищное мероприятие: чтобы дать журналистам своими глазами оценить объемы фальсификации, лидеры оппозиционного «каре» прямо с пресс-конференции повели всю журналистскую толпу к кабинету спикера. Любителей зрелищ набралось человек 40, однако в приемную Литвина пропустили только вождей, требовавших от Владимира Михайловича предоставить бюллетени, подтверждающие количество депутатов, отдавших голоса за увольнение Стельмаха и назначение Тигипко главой Нацбанка. Добиться этого не удалось, после чего оппозиционеры взялись за Зайца. Правда, главу счетной комиссии пришлось долго искать, но когда выяснилось, что он и еще несколько товарищей, организовывавших ход голосования 17 декабря, находятся в помещении постоянного представителя президента, народ буквально ринулся в кабинет Задорожного, справедливо полагая, что там-то и хранятся фальсифицированные бумаги. После попытки взлома Задорожный вынужден был впустить проверяющих, однако искомых документов обнаружить не удалось. Зато нашелся Заяц, которым немедленно занялась оппозиция. Причем в буквальном смысле слова: Порошенко, Червоненко и, кажется, Сергей Терехин несколько раз пытались вступить в тесный контакт с главой временной счетной комиссии. Правда, в очередной раз выяснилось, что Владимир Заец умеет постоять за себя. Он выстоял под напором коммунистов после принятия земельного кодекса в октябре 2001 года и не посрамил эсдековский мундир в декабре 2002-го. Кульминацией спора о местонахождении бюллетеней дубль-голосования стал звонок Виктора Ющенко самому генпрокурору. Почему нет? Имеет человек полное право побеспокоить Пискуна, за которого 70 «НУдистов» в свое время отдали голоса. В общем, ночь была горячей. Особенно, если учесть, что главу временной счетной комиссии «меньшевики» натурально взяли в заложники и не выпускали даже «подышать воздухом». Каким будет утро? Пока можно сделать несколько общих предположений.
Первое: под напором «меньшевиков» «девятка» пойдет на уступки. В частности, Владимир Заец допустил, что в среду, возможно, депутаты должны будут письменно подтвердить свои решения. Необходимость повторной росписи вызвана тем, что все бюллетени похитили представители оппозиции, и неизвестно, успел ли кто-то из счетной комиссии сохранить экземплярчик. Таким образом, в распоряжении спикера имеется только протокол. Формально это дает Владимиру Михайловичу право отказаться подписывать документ и добиваться повторной переписи. Но, учитывая поведение Литвина, скорей всего, он уже успел завизировать протокол. В противном случае, добиваясь переголосования по НБУ и комитетам, он сильно рискует.

Второе: в парламент срочно прибывает Святослав Пискун. От генпрокурора требуется зафиксировать нарушения во время голосования и возбудить уголовное дело против нарушителей по статье «подлог документов». Наверное, ночные звонки Юлии Владимировны и Виктора Андреевича, против членов фракции которого ГПУ возбудила уголовные дела, не оставят генерального прокурора равнодушным.

Третье: «большевики» игнорируют требования оппозиции и спокойно продолжают начатое дело. Впрочем, Сергей Тигипко уже почти сутки чувствует себя полномочным представителем НБУ и с первых часов своего назначения включился в работу. Можно сказать, вживается в роль главного банкира страны. С другой стороны, «большевики» уже зафиксировали перераспределение парламентских полномочий внутри «девятки». Есть полный список, кому и что отходит в результате парламентской ротации. Четыре структуры отходят «Регионам», такое же количество получают эсдеки. Все остальное поделено между оставшимися членами «девятки». Кроме того, «большевики» выполняют свои обещания в отношении перебежчиков: и Василий Онопенко, и коммунист Хара остаются при своих интересах, то есть с комитетами. Правда, налаженная система передела способна дать небольшой сбой. По крайней мере, Сергей Тигипко, окрыленный новой должностью, предлагает оставить «меньшевикам» несколько парламентских структур для обеспечения их парламентской жизнедеятельности. Сергей Леонидович еще не совсем отошел от роли главного переговорщика, но все остальные, похоже, не намерены церемониться с оппозиционерами.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам