Продолжение следует или Нацбанковский "пакет"

Их снимали с самолетов, «паковали» в «тойоты» («ауди») и доставляли прямо к зданию парламента. В результате ни один из представителей парламентского большинства не смог уклониться от участия в процедуре «большевики берут Национальный банк». В другом конце города в «закрытой» типографии печатали бюллетени для голосования. Все было готово для безболезненного (относительно) снятия главного банкира страны и трудоустройства Сергея Тигипко. Как говорится, сопротивление бесполезно.

Действительно, что могут сделать «меньшевики»? Оккупировать трибуну, немного помять спикера и сместить первого вице-спикера с его кресла. Вот, пожалуй, и весь запас контрударов. Даже Юлия Тимошенко вела себя относительно спокойно и ни разу не посмотрела в сторону «поврежденного члена» СДПУ(о), который благоразумно пришел попозже. Напрасно держали «оборону» Александр Волков и Нестор Шуфрич, которые демонстрировали всем свой безгалстучный прикид на случай активных боевых действий. Все прошло относительно мирно, не считая парочки атак со стороны «бютовцев» и «НУдистов» на спикерское кресло, всеми силами пытавшихся оттянуть свой «конец». В смысле перенести голосование на более поздний срок в связи с болезнью Стельмаха. Дескать, неприлично взять вот так и уволить человека, не узнав у него причин, по которым он хочет сложить полномочия. Родилось предложение КПУ заслушать Стельмаха в парламентском зале и только потом принять соответствующее решение. Все встрепенулись, но пыл охладил спикер, который заявил, что проведывал Владимира Семеновича в больничной палате, и тот сказал: решайте все без меня. Тем более что прийти на встречу с парламентариями глава НБУ не может по уважительной причине: он только что перенес офтальмологическую операцию. Кроме того, живой свидетель – Михалыч – еще раз подтвердил, что решение Стельмахом было принято добровольно и в его присутствии.

Обращение к Тигипко с предложением «отозвать» свою кандидатуру также не возымело своего действия: Сергей Леонидович индифферентно отреагировал на эту «подначку». На этом фоне Литвину удалось провести экспресс-тестирование большинства: постановление с требованием провести ротацию в НБУ набрало 231 голос. Правда, «меньшевики», зорко следящие за процедурой, немедленно выразили свой протест: они уличили семерых депутатов, чьи карточки сработали, в отсутствии в сессионном зале. По словам Кармазина, семь голосов были виртуальными, а значит – для результативного решения вопроса по Нацбанку не хватает, как минимум, двух голосов (231–7=224). Однако появившийся сразу Лев Миримский, который поспешил пожать руку пламенному оратору, и скромный донецкий депутат Хомутынник, обнаружившийся в зале, доказали всю беспочвенность обвинений оппозиции. Которая, несмотря на плотное кольцо возле трибуны, похоже, не имела четкого плана действий, кроме как вывести из строя систему «Рада». Об этом по секрету рассказали коммунисты, вроде бы намеревавшиеся проникнуть в «техническое сердце» ВР и грубо вырвать провода. Чтобы, когда Владимир Литвин включит микрофон, призывая депутатов к революционному голосованию, его никто не услышал. Наверное, товарищи взяли этот прием из нашумевшего фильма «Форрест Гамп», герою которого, желающему рассказать всю правду о войне во Вьетнаме, «обесточили» мегафон злобные цеэрушники.

Но это так, к слову. Любые действия оппозиционеров не имели смысла после того, как бесстрастное табло зафиксировало результат в 231 голос. Кстати, магическое число: во время «земельной революции» под предводительством первого вице-спикера Медведчука «большевики» сумели выйти на точно такой же количественный показатель. Плохая примета, потому что все помнят, чем закончилось принятие земельного закона для отдельных парламентских личностей. В общем, спикеру следует быть крайне острожным. Он пытается следовать этому нехитрому правилу – после двух неудачных попыток Литвина образумить бойцов был объявлен перерыв, по окончании которого Игорь Шаров (фракция «Трудовая Украина») зачитал постановление о порядке голосования по отдельным вопросам. В перечень этих вопросов входят:

1) проект постановления ВР об увольнении Стельмаха с поста главы Нацбанка;

2) назначение Тигипко «шефом» НБУ;

3) формализация решения о переделе комитетов ВР;

4) отмена результатов голосования по проекту бюджета-2003, принятому во втором чтении 21 ноября.

Иными словами, сформировался большой «большевистский» пакет, который, в отличие от «малого», включает не только смену руководства в главной банковской конторе страны, но и передел комитетской власти, что для отдельных «меньшевиков» гораздо серьезней, чем просто трудоустройство Тигипко. Все-таки утреннее заседание показало: часть оппозиционеров готовы договариваться по поводу Тигипко в обмен на сохранение комитетов ВР. Не получилось. В результате больше всех пострадают коммунисты, у которых монополия сразу на пять парламентских высот. Не случайно же Петр Симоненко заявил, что КПУ станет блокировать голосование бюллетенями. Правда, Петр Николаевич не уточнил, что именно собираются предпринять коммунисты. Но это, в принципе, уже не столь важно. Сорвать голосование не удастся, так как за проект пакетного постановления «большевики» голосуют не нажатием кнопки, а простой росписью. Вычислить, где именно они ставят автографы с целью сорвать мероприятие, гораздо сложнее, чем кидаться грудью на компьютер. «Паркер» изъять непросто, особенно, если он является личной (и достаточно дорогой) собственностью народного избранника. Тем более, что есть предположение: все подписи собраны заранее, даже у Ефима Звягильского и Адама Чикала, проходящих курс лечения за границей.

Кроме того, «большевики» переформатировали состав счетной комиссии, которую возглавил эсдек Владимир Заец. И это правильно: у человека есть солидный опыт. Во время голосования по Земельному кодексу Владимир Васильевич тоже считал голоса, за что и пострадал. Ему порвали пиджак и оплевали лицо после того, как все бюллетени были вытащены из урны и пересчитаны. Видимо, и нынешнюю ответственную процедуру решили доверить ему же: дескать, Заец привык и знает, как вести себя в экстремальных условиях. Это вам не Суркис, который заводится от малейшего соприкосновения своего ботинка с тонкой женской «шпилькой». Помогать главе новоизбранной счетной комиссии сдерживать напор будут очень ответственные товарищи из фракций «Регионы», «Деминициативы» и «Народный выбор». Между прочим, все крепкие, молодые ребята. Что очень правильно, поскольку оппозиционеры начинают кучковаться возле ритуального места – зала заседаний президиума, где будут установлены кабины для голосования бюллетенями. Кто его знает, что у них на уме?

Хотя схема действий просматривается: ситуация напоминает события, связанные с принятием земельной конституции. Большевики берут власть, попутно зачищая парламент от оппозиционных элементов. Происходит явная поляризация парламента на два лагеря: «большевики», у которых есть все (правительство, руководство ВР, парламентские комитеты и новый проект бюджета), и все остальные, у которых нет ничего. Что будут делать в случае, если пакетное голосование окажется успешным, «меньшевики»? По идее, следует блокировать все голосования парламента, принявшего такое решение. Однако, коммунисты, которые в прошлый раз были сторонниками столь радикального подхода, сегодня, похоже, не настроены так агрессивно. По крайней мере, они не собираются игнорировать заседания ВР. Народ, как говорится, не поймет. Хотя регламентного комитета безумно жаль…

Вполне возможно, что после результативного голосования по Нацбанку пострадает кто-то из президиума. В прошлый раз это был Виктор Медведчук, который «ответил» за Земельный кодекс. Но, в отличие от своего предшественника, Геннадий Васильев может чувствовать себя спокойно: он никому не мешает и вообще тихонько жмется в сторонке, когда глава ВР периодически прорывает круговую оборону возле стола президиума. А вот Владимир Михайлович вполне может стать главной жертвой «банковского процесса»: история, как известно, имеет тенденцию повторяться. Кто-то должен пострадать. Иногда в роли пострадавшего выступает премьер, но сейчас явно не тот случай: Виктор Янукович только в этом месяце был утвержден парламентом. Снимать его рано. Кто остается? Боюсь, Владимир Михайлович, который активно руководит «банковской операцией». По странному стечению обстоятельств именно он оказался ситуативным лидером «большевиков», пробивающим назначение Тигипко. Час расплаты может наступить очень скоро: например, некоторые представители ПБ намекают, что Владимир Михайлович сам должен думать о том, как выкручиваться в случае, когда часть «большевиков» (например, «Деминициативы» сотоварищи) соберет подписи за отставку спикера и предложит «меньшевикам» проголосовать. Недостатка в голосах, видимо, не будет – слишком свежи раны, нанесенные отъемом комитетов (коммунисты), перекройкой бюджета («Наша Украина») и прочим.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам