Персоны нон-"гранта"

Сегодняшний день (9 декабря) ознаменовался очередным украино-американским недоразумением. Сначала прошло сообщение со ссылкой на президента комитета США по НАТО Брюса Джексона, что Украина отказала в регистрации на своей территории двум институтам США – Национальному демократическому институту (NDI) и Международному республиканскому институту (IRI). Буквально через час руководитель киевского представительства IRI Крис Холзен назвал не соответствующими действительности сообщения о том, что институт получил отказ в своей просьбе о регистрации в Украине. И сказал, что процесс регистрации еще идет…

Национальный демократический институт и Международный республиканский институт – самые активные аналитические организации «американского происхождения», финансируемые USAID и работающие в Украине первый с 1992-го, а второй – с 1993 года. Оба института возникли примерно в одно время (почти 20 лет назад) и функционируют как непартийные структуры, поддерживающие политически близкие им партии в 38 странах мира и помогающие им выиграть выборы. В Украине эти структуры на заре независимости были ориентированы на Рух, теперь – на Виктора Ющенко и его партийно-политическое окружение.

Принцип работы обоих институтов почти одинаков. Во-первых, это материальная поддержка, как сказано выше, братьев по разуму. В Югославии, например, это антимилошевская оппозиция г-на Джинджича. В Украине сначала Рух Чорновила, потом ПРП Пинзеника. Примечательно, что ставка на ключевые фигуры нередко сменялась ставками на темных лошадок. Так было в Югославии, когда, кажется, после доклада «Рэнд корпорейшн», американцы поставили не на импульсивного Джинджича, а на спокойного, вдумчивого Коштуницу. Так, к сожалению, случалось и в Украине. На моей памяти был предан гласности любопытный документ – письмо Вячеслава Чорновила директору NDI Нильсону Ледски. В нем Вячеслав Максимович выражал беспокойство совместной поездкой по областям руководителя местного офиса NDI Жака Монаша и активного участника раскола партии пана Шеремета, их встречали с «раскольниками». В конце письма тогдашний лидер Руха писал, что «такі дії розцінюються рухівцями не інакше, як втручання у внутрішньо партійні справи, потурання розвалу останньої в Україні нерозколотої демократичної партії». А до окончательного раскола оставались считаные дни.

Вторым главным направлением работы ІRI и NDI являются тренинги и консультирование партийных и общественных активистов в сфере подготовки к выборам, а также мониторинг собственно избирательного процесса. Если вернуться к примеру Югославии, то незадолго до выборов, приведших к восстанию и, как следствие, падению режима Милошевича, были организованы и профинансированы специальные семинары для сербских студентов в Венгрии и Черногории. По возвращению в Белград 400 обученных контролировать ход выборов наблюдателей подготовили еще 15 тыс. молодых людей. В итоге оппозиция смогла направить на каждый избирательный участок по двое своих представителей и заплатить им по $5 за день работы. Кроме того, несколько месяцев перед голосованием в окружении Воислава Коштуницы трудились иностранные технологи избирательных кампаний: социологи, имиджмейкеры, консультанты. Достаточно заметить, что все расходы взяла на себя американская сторона.

У нас аналогом Сербского Центра свободных выборов и демократии является «Комітет виборців України», который считается наиболее компетентной и материально обеспеченной структурой для проведения мониторинга. По сути, «Комітет» способен «закрыть» своими представителями свыше половины участков для голосования по всей стране. Аналогом же семинаров для сербских студентов можно назвать циклы тренингов для активистов ПРП, СПУ, «Батьківщини», комитета «За правду», проведенных недавно инструкторами из Словакии и Хорватии. Кроме работы с активистами, институты практикуют выработку рекомендаций для «подшефных» партий. Например, существует письмо одного из руководителей NDI Мачина Валецкого помощнику Виктора Пинзеника Игорю Грыниву «Деякі пропозиції щодо проведення заходу «За Ющенка, за реформи». Документ был «пойман» спецслужбами 19 марта 2001 года, когда за Виктора Андреевича собирали подписи, проводили митинги и готовились украшать трибуну ВР коробками из-под ксерокса. В нем дословно говорилось:

“Пану Ігору Гриніву

Від Марчіна Валецькі

Можливі сім способів для здійснення підтримки заходу, як на національному так і місцевому рівні.

1. Необхідно інтенсивно використовувати газету «Час» для підтримки заходу:

статті і сама петиція повинні бути розміщені на першій сторінці наступного тижня і на третій сторінці у трьох наступних номерах газети «Час»;
статті повинні бути написані у дуже позитивному стилі, вони мають описувати зростаючу популярність акції. ;

2. У кожній області мають бути проведені спільні конференції лідерів РУХу-У, ПРП, КУНу, РУХу-К. Центральний офіс прес-служби повинен надати місцевим офісам всі необхідні матеріали та поради щодо організації цих заходів.

3. Всі візити лідерів партій повинні бути пов’язані з проведенням кампанії зі збору підписів. Партійні лідери повинні заохочувати громадян до підписання петиції.

4. На веб-сторінках партій РУХ-У, РУХ-К, ПРП повинна бути розміщена петиція з можливістю її збереження на комп’ютері.

5. Повинна проводитися кампанія прямої пошти, під час якої листи, в тому числі петиція, надсилатимуться до всіх членів партії.

6. Також існує можливість рекламування петиції як платної реклами у газетах і радіостанціях, що підтримують прем’єр-міністра Ющенка.

7. Партії повинні розмістити свої столи у найбільш багатолюдних районах таких міст як Київ, Одеса, Львів з метою залучення пересічних громадян до підписання петиції. Ці столи повинні мати привабливий і дружній вигляд.

Це лише деякі пропозиції стосовно діяльності партій щодо розповсюдження петиції протягом наступних кількох місяців. Однак, наступний тиждень буде дуже важливим для залучення членів партій та прихильників прем’єр-міністра Ющенка до цієї кампанії.

Буду радий відповісти на Ваші інші запитання.

З повагою, Марчін Валецькі”

Наконец, третье направление деятельности институтов и фондов – поддержка отдельных демократических инициатив и лидеров. Скажем, известное ответвление USAID – «Freedom house» (FH), финансировавшее в середине 90-х исследовательскую деятельность созданного Вячеславом Пиховшеком УНЦПД, взяло на материальное обеспечение Комитет «За правду». А также профинансировало экспертизу пленок майора Мельниченко в Венском институте прессы (которая, впрочем, не дала однозначного ответа на вопрос: а был ли монтаж?). Кстати, именно влиятельный политолог, руководитель «FH» Адриан Каратницкий помог Мельниченко получить политическое убежище в США. Он же в журнале «Foreign affairs» рекомендовал Комитету «За правду!» и В. Ющенко объединить усилия в борьбе за демократизацию Украины.

Интересны еще несколько деталей. По контракту с IRI в свое время работала Мирослава Гонгадзе: она проводила семинары для лидеров молодежных организаций в Донецке. В канун исчезновения журналиста Георгия Гонгадзе представители IRI побывали в Черкассах и погостили у местной антипрезидентской оппозиции. Совпадение, если не считать заявление СБУ, что первоначальное финансирование «кассетного скандала» шло из… Черкасс.

Если же вернуться к NDI с IRI, то оба института являются не только местом, где заседают аналитики, но и «шкатулкой с деньгами», откуда раздаются гранты. Огромные средства, вливаемые в демократию (например, только на финансирование у нас партийного строительства ежегодно расходуется $2 млн.), окупаются, когда на политической арене оказываются удобные Западу лидеры. В сущности, вся возня с тренингами, с финансированием поездок украинских политологов за рубеж, с подкормкой партий и движений направлена на поиски «правильного» президента. Как только в Украине появляется заметная фигура с очевидными перспективами, ее тут же приглашают на «смотрины» в США.

В мае 1994-го по приглашению центра демократии и развития Вашингтон посетил Леонид Кучма, ставший спустя пару месяцев новым главой украинского государства. В октябре 1997-го в США гостил экс-премьер Павел Лазаренко (не как коррупционер, а как «интересный представитель оппозиции»). За полгода до этого американцы рассматривали Юлию Тимошенко. Зимой 1998-го – тогдашнего министра экономики Виктора Суслова. В разгар «кассетного скандала» – Александра Мороза. Всего, за годы независимости «смотрины» прошли десятки наших политиков. Впрочем, насколько успешно «прошли» – это вопрос. Перед парламентскими и президентскими выборами 1998 и 2002 годов эксперты NDI и IRI старательно выписывали политические портреты претендентов. Однако сказать, что какой-то из них слишком нравился донорам и вызывал желание вливать в него деньги – нельзя. Собственно потому, что альтернатива Леониду Кучме не была найдена, он сравнительно легко одержал победу на выборах 1999 года.

15 февраля 2002 года в Киеве побывала экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт, вместе с ней в состав делегации входили президент NDI Кеннет Воллек, бывший посол США в Украине Уильям Миллер, бывший конгрессмен США Сэмюэль Гейденсон, бывший заместитель генерального секретаря ООН Седрик Торнбери и т.д. После визита и очень теплого приема на высоком уровне (а также посещения дачи Юлии Тимошенко в Конча-Заспе) госпожа Олбрайт заявила, что делегация располагает «достоверной» информацией о фактах запугивания журналистов, неравном доступе субъектов избирательного процесса к СМИ и о несбалансированном распространении информации, касающейся избирательного процесса, а также о злоупотреблении чиновниками служебного положения и незаконном использовании государственных средств.

Примерно с таким же заявлением выступил и президент американского Международного республиканского института (МРИ) Джордж Фолсом. Весной 2002 года он сказал, что проведение предвыборной кампании в Украине не отвечает международным требованиям. И что «Украина все еще работает в условиях систематического манипулирования выборами», а наблюдателям известно о физических угрозах в адрес кандидатов и избирателей. В общем, приятного мало…

В тот же период один из лидеров избирательного блока «Народный Рух Украины» Богдан Бойко заявил о намерении обратиться в Генпрокуратуру с просьбой проверить финансовую деятельность NDI в Украине. По его словам, на средства, поступающие через NDI, в мажоритарных округах формируются структуры для влияния на ход избирательной кампании.

Что же касается нынешнего недоразумения, то обычно в «межвыборный» сезон оба института почти не привлекали к себе общественного внимания и не делали чего-то такого, что могло бы возмутить СБУ. Однако не так давно на лицах сотрудников демократического и республиканского офисов появилась некоторая озабоченность, а в работе – определенная секретность. Создалось впечатление, что американцы, в отличие от украинской элиты, уже начали готовиться к президентским выборам (уж не досрочных ли ждут?). Поэтому трудности с регистрацией обоих структур можно объяснить как юридическими, так и политическими причинами…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам