Президентское каре

По иронии судьбы реализация в Украине элементов парламентской формы правления совпала по времени с уникальным усилением исполнительной власти. Это парадокс: парламентаризм, как известно, славится «политической пластичностью», подчеркнутым вниманием к распределению властных полномочий в соответствии с электоральной волей народа. Но Украина пошла своим путем. За два года до президентских выборов Леонид Кучма предъявил оппозиции, мировому сообществу и всем людям доброй (и не очень) воли «политическое каре» из четырех тузов: премьер – Виктор Янукович, первый вице-премьер, а также министр финансов – Николай Азаров, руководитель государственной налоговой администрации – Юрий Кравченко, глава администрации президента – Виктор Медведчук.

Никто не мог даже представить себе, что все эти люди будут собраны в одном месте, а именно в центральных структурах исполнительной власти. Периодически прогнозировали приход каждого из этих политиков к власти то ли в Кабмине, то ли еще где-нибудь, но даже буйные аналитики не предполагали разворачивания такого экстремального сценария построения парламентской республики. А в том, что это все элементы одного сценария, теперь мало кто сомневается. Только сейчас, после назначения бывшего министра внутренних дел главой ГНАУ можно реконструировать замысел политконструкторов. Все началось перед парламентскими выборами 2002 года. Я понимаю, что довольно скучно вспоминать о событиях почти годичной давности, но для поддержания логики повествования придется. Именно тогда появился первый опыт «скрещивания» в рамках одной структуры – предвыборный блок «За единую Украину» – представителей разных, порой полярных финансово-политических группировок. В едином блоке выступили донецкие и днепропетровские, консервативная НДП и партия премьера Анатолия Кинаха. Только объединенные социал-демократы пошли на выборы в гордом одиночестве, за что и «получили» со всех сторон. Глава администрации президента Владимир Литвин исполнял роль «властного интегратора», который не давал элементам конструкции распасться. Одновременно реализовывался страховочный вариант, поскольку дело было слишком серьезным, чтобы делать ставку на победу одного блока. В качестве страховки выступали кандидаты, баллотирующиеся в мажоритарных округах. Непосредственные участники событий вспоминают, что еще никогда список претендентов-мажоритарщиков не рассматривался в АП столь тщательно на предмет преданности идеалам, скажем так, парламентской республики. Стратегическая задача была сформулирована четко – создание в будущем составе Верховной Рады контролируемого парламентского большинства. Задача была выполнена, правда, с минимальным показателем: только 226 депутатов проголосовало за утверждение главы администрации президента на должности спикера Верховной Рады. Но дело было сделано. Фракция «Наша Украина», которая победила в номинации «партийные выборы», получила первое, очень серьезное предупреждение. Но Виктор Андреевич не понял «сигнал» и продолжал добиваться должности премьер-министра.

Таким образом, первый этап сценария был выполнен: Владимир Литвин занял контрольную позицию в парламенте, в котором был создан прототип большинства. Оно, в принципе, было действующим, правда, добиться нужного результата (226 голосов) удавалось крайне редко. Для развития успеха необходима была сильная личность непосредственно в администрации президента. Литвин стал спикером, а его заменил лидер СДПУ(о) Виктор Медведчук. У него было следующее «полетное задание»:

А) нейтрализовать попытки Виктора Ющенко создать свой вариант парламентского большинства;

Б) погасить акцию протеста «Украина без Кучмы»;

В) не допустить раскручивание очередного – «оружейного» – этапа «кассетного скандала».

В принципе, Виктор Владимирович свою миссию выполнил. Союза трех оппозиционных фракций (коммунисты, социалисты, блок Юлии Тимошенко) с «Нашей Украиной» не получилось, и две волны «восстания» захлебнулись. Кроме того, «нашеукраинцы» последовательно проиграли войну за парламентское руководство. В конечном счете им досталось всего два важных комитета ВР – бюджетный и по вопросам свободы слова. Это мизер, учитывая «электоральную карту», с которой Виктор Андреевич вступил в игру. Что же касается гашения «кассетного скандала»-2, то Медведчук отработал жестко и эффективно. Сегодня можно сказать: Запад смирился с тем, что выборы президента Украины состоятся именно в 2004 году, а не раньше.

Итак, прототип парламентского большинства был создан. Более того, деморализованная «Наша Украина» пропустила такой сильный ход, как назначение генеральным прокурором Святослава Пискуна. Напомним, что за его кандидатуру проголосовало свыше 70 «нашеукраинцев». Дальше нужно было делать следующий ход. Какой? Все очень просто: еще летом Дмитрий Табачник много рассуждал на тему построения в Украине парламентской республики. 24 августа президент Леонид Кучма заявил: таки да, будем строить. Многие расценили слова Леонида Даниловича как тактический ход, цель которого – перехватить инициативу у оппозиции. Именно социалисты и коммунисты очень настойчиво выступали за парламентаризм. Однако все оказалось гораздо более серьезно. Выяснилось, что модернизировать будут прямо на месте, не дожидаясь внесения соответствующих изменений в Основной закон. Это называется политическая реформа. Зачем тянуть? Так начался уникальный эксперимент по превращению президентско-парламентской модели правления в парламентскую, но без конституционной модернизации. Сначала надо потренироваться «на кошках» и только потом приступать к Конституции. Тренировка началась с формирования коалиционного правительства. Если есть большинство, то почему бы ему не взять на себя ответственность за деятельность Кабинета министров? Попутно, кстати, решается еще одна проблема: удовлетворение властных аппетитов непосредственных участников проекта. Так в игру был введен Виктор Янукович. Ему удалось сделать то, что не сумел довести до конца Виктор Медведчук. Он окончательно деморализовал «Нашу Украину». Виноват в этом, кстати, сам Ющенко. Янукович предлагал ему сотрудничество на определенных условиях, но Виктор Андреевич отказался. В результате Ющенко «сжег мосты», которые, пусть и достаточно робко, пытались навести донецкие и «нашеукраинцы».

Коалиционное правительство, созданное на основе достаточно сложного распределения «квот на власть» между «большевиками», решило стратегическую задачу. Была формализована идея солидарной ответственности Кабинета министров и парламентского большинства за политическую ситуацию в стране. 7 декабря лидеры «большевиков» и премьер Виктор Янукович подписали соответствующий договор. Все. Основная часть сценария уже реализована. Новая система власти построена, и теперь она будет работать в заданных рамках. Все элементы конструкции подогнаны друг к другу. Дальше начнется механическая работа, которая не предполагает серьезных изменений в системе, по крайней мере, в ближайшие полгода. Будет происходить лишь усиление основных элементов механизма. Их всего два.

Парламентское большинство.
Ряды «большевиков» будут активно пополняться новобранцами. В роли доноров выступит фракция «Наша Украина», которая находится на стадии активной политической деградации. Виктор Янукович нанес сильнейший удар в «лицо» фракции Ющенко. Он выбил из рядов «нашеукраинцев» второй номер избирательного списка Виктора Андреевича, лидера Федерации профсоюзов Украины Александра Стояна. Александр Николаевич вышел из состава «НУ» и подписал с Виктором Федоровичем генеральное соглашение о сотрудничестве ФПУ и правительства. Теперь мало у кого вызывают сомнение результаты перевыборов главы Федерации, которые должны состояться 12 декабря. Напомним, что в первом туре голосования пару недель назад Стояну не удалось собрать необходимого для переизбрания количества голосов. Более того, у Александра Николаевича появился серьезный конкурент – его первый зам Валентин Пожидаев, который даже повел в счете. Ему удалось собрать больше голосов делегатов съезда ФПУ, чем Стояну. Лишь чуть-чуть не хватило до заветной планки. После политического трюка, проделанного Александром Николаевичем, он, скорее всего, останется в роли профсоюзного босса.

Вслед за Александром Стояном из «Нашей Украины» выйдут от 5 до 10 депутатов-бизнесменов, которые уже объявили о своих планах создать новую, четырнадцатую по счету фракцию Верховной Рады. Это начало развала «Нашей Украины». Последняя мегафракция парламента, как динозавр, оказалась на грани вымирания. Виктор Андреевич зря столько времени держал свыше 100 депутатов в одной структуре. Пропрезидентский блок гораздо прагматичнее подошел к этому делу и, поставив во главе ВР Владимира Литвина, распался на 9 структурных группировок. Такой маневр позволил ввести в политический обиход систему «квот на власть», что привело к созданию механизма представительства в Кабмине интересов различных фракций большинства.

В общем, ряды «большевиков» могут возрасти до приемлемой для нормальной работы отметки – 240-250 депутатов. Конечно же, не все «выходцы» из «Нашей Украины» и других оппозиционных фракций сразу же напишут заявления о приеме в большинство. Скорее всего, будет создана одна-две фракции «буферного типа», которые станут постепенно интегрироваться в нужном направлении.

Коалиционное правительство.
Схема функционирования кабинета Виктора Януковича вырисовалась достаточно четко. После подписания договора о коллективной ответственности «большевики» получили статус «ассоциированного члена» Кабмина. Де-факто в Верховной Раде открылся правительственный филиал, который по определению должен поддерживать все начинания Виктора Федоровича. Платой за такое «единодушие» стал пакет должностей в КМ, выделенный «страждущим». Не обошлось, естественно, без конфузов. Уже стало легендой участие в дележе кабминовских мест фракции «Демократические инициативы» Степана Гавриша. Сначала они вообще пролетели с портфелями. Затем по их квоте прошел в парламент донецкий министр топлива и энергетики Сергей Ермилов. Степан Богданович возмутился. Ему пообещали должность главы ГНАУ. Гавриш искренне обрадовался, но, по странному стечению обстоятельств, был вынужден уступить свою квоту президенту. Так появился Юрий Кравченко. А лидеру «Деминициатив» по-прежнему обещают компенсацию. На этот раз портфель главы Фонда государственного имущества.

Итак, в результате поэтапной реализации некого сценария в Украине создана абсолютно новая система власти, которая способна к саморазвитию вплоть до 2004 года. Система сбалансирована и устойчива. Ни один из ее элементов не может претендовать на доминирующую роль во всей политической конструкции. В рамках правительства Виктора Януковича система баланса, построенного на основе механизма сдержек и противовесов, персонализирована в лице первого вице-премьера Николая Азарова. В свою очередь, Николай Янович, контролирующий в своих руках практически весь экономико-финансовый блок КМ, сбалансирован Юрием Кравченко. Даже если ГНАУ формально будет подчинена Кабинету министров, то есть Азарову, полностью поставить под контроль Кравченко Николаю Яновичу вряд ли удастся. После 12 декабря механизм правительственной власти будет сбалансирован еще одним противовесом – Сергеем Тигипко, который получит должность главы НБУ. Таким образом, правительство и НБУ будут контролироваться представителями разных региональных группировок.

Кроме того, не следует забывать об администрации президента, которая вряд ли уберет руку с пульса кабминовской жизни. К тому же есть еще институт правительственных секретарей, внедренный на всякий случай в кабминовское тело.

В конечном счете, в Украине создан своеобразный «двухпалатный парламент». Верхняя палата – это коалиционное правительство, формируемое большевиками, образующими нижнюю палату. Президент разводит интересы двух палат, которые вместе отвечают за все, что происходит в стране. Администрация президента контролирует работу системы, обеспечивая «смазку» всего механизма. Четыре «столпа» системы – Янукович, Азаров, Медведчук, Кравченко – символизируют серьезность планов. Более крупного «политического калибра» у президента нет. Поэтому речь идет о формировании окончательного варианта украинской власти. Таким образом, все противоречия, которые могут возникать между основными фигурантами системы, должны решаться в формализованных властных рамках. Достигнут политический потолок системы власти. Дальше только президентские выборы. Главе государства осталось решить, какой из четырех тузов будет козырным.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам