Цементология

Правительство и парламентское большинство – политические близнецы и по совместительству братья (возможно, и сестры). Кто более парламентской республике ценен? Мы говорим «Виктор Янукович» – подразумеваем всех лидеров девяти фракций большинства, мы говорим «большинство» – подразумеваем Виктора Федоровича… Ну и, конечно же, Николая Яновича. Без него никак нельзя. В общем, прав был товарищ Маяковский. Очень точно, но другими словами передал особенности современного политического момента в Украине. А завтра, 7 декабря, из «широких штанин» достанут «дубликат бесценного груза»: договор о солидарной ответственности «большевиков» и правительства. Все. Для оппозиции «свято скінчилося».

«Big договор» завершит формализацию отношений «большевиков» с новым Кабмином. Теперь все сводится к квотам. Есть у тебя квота – значит ты белый человек, можешь смело ходить по улицам, заигрывать с симпатичными блондинками и радоваться жизни. А без квоты ты просто looser, оппозиционер, оказавшийся на обочине. Для такого спецконтингента есть только одно право: пытаться качать свои права и организовывать народ сразу после женского праздника 8 марта для акции протеста. «Украина без Кучмы», «Восстань, Украина!», «Очищение Украины», «Наша Украина без Ющенко». Впрочем, последний брэнд, кажется, совсем из другой оперы.

Квота на власть – это гораздо круче золотой кредитной карточки. Что такое деньги? Это лишь фантики, которые в любой момент могут отобрать в грубой и циничной форме. Другое дело квота. Каждая из девяти парламентских фракций, входящих в большинство, получила право поучаствовать в переустройстве политической системы страны. В квоте все расписано: сколько парламентских комитетов может отобрать у оппозиции предъявитель «квотного мандата», сколько постов в правительстве (и не только) можно получить просто за то, что ты оказался в нужное время в нужном месте и правильно понимаешь, как себя вести. Члены «квотного парламентского клуба» автоматически сконцентрировали в своих руках основные властные ресурсы страны. Конечно же, всем не хватило. Как свидетельствует история, власти никогда не бывает много. Ее, как правило, не хватает. Поэтому в «квотном клубе» есть фавориты, есть и неудачники, пролетевшие с распределением постов в правительстве. Но зато они могут компенсировать боль потерь другими, не менее привлекательными должностями.

Классический пример – фракция «Демократические инициативы» Степана Гавриша, насчитывающая 21 депутата. Она была создана с целью овладения пресловутой «золотой акцией» большинства. Не случайно в «ДИ» перешли банкиры из фракции «Наша Украины» и экс-спикер Иван Плющ. Они рассчитывали, что займут стратегическую высоту в парламентском большинстве. Например, не хватает «большевикам» двадцати голосов для принятия судьбоносного решения. Все мечутся, нервничают. Вдруг в белом костюме появляется Степан Богданович и, небрежно закинув ногу на ногу и также дав собеседнику полюбоваться качеством своих носков, заявляет: «Вам не хватает голосов? Их есть у меня». Естественно, на определенных условиях. Конечно, задумка классная. Но «большевики» тоже не лохи. С ними надо быть постоянно настороже. В общем, развели Гавриша. Теоретически, «Демократические инициативы» получили одно место в правительстве Виктора Януковича. Министр по вопросам топливно-энергетического комплекса Сергей Ермилов формально прошел по квоте фракции «ДИ». Правда, до последнего времени господин Ермилов и не подозревал, что его связывают с Гавришем узы тесной и долгой политической жизни. Если его (Ермилова) разбудить ночью и, направив в глаза свет стоваттной лампы, спросить о связях, то он, безусловно, назовет одну фамилию: Виталий Гайдук (вице-премьер по вопросам ТЭК).

Скорее всего, дело было так. Представители славного донецкого региона сделали Степану Гавришу предложение, от которого он просто не мог отказаться. Так появился в правительстве Ермилов. Аналогичное, но гораздо большее по размерам предложение было сделано и СДПУ(о). Эсдеки – системные ребята. Они согласились сдать Гайдуку в аренду свою квоту. Но лидер «ДИ» затаил глубокую обиду на «большевиков». Квотой на власть он вроде обладает, но использовать ее не может. Сублимация обиды произошла в момент утверждения Сергея Тигипко на должности главы Национального банка. «Демократические инициативы» проигнорировали данное мероприятие, и в результате Сергей Леонидович оказался в очень неудобном положении. Представление президента на назначение лидера «Трудовой Украины» шефом НБУ есть, со Стельмахом (нынешний глава Нацбанка) разъяснительная беседа проведена (пора на пенсию), с «большевиками» договоренность существует. И тут такой облом в форме «Демократических инициатив». Но в парламентском большинстве сидят не звери. Они уважают право любой фракции, даже такой, как «ДИ», на квоту. Предложили Гавришу компенсировать возникшие квотные неудобства с помощью «твердой валюты»: парламентского комитета по вопросам бюджета.

Однако возникла проблема. Выяснилось, что вхолостую сыграла властная квота еще одной фракции – «Народный выбор» Богдана Губского. Это маленькая, но гордая депутатская группа старательно воздерживалась при разделе должностей в Кабмине. Но в последний момент ее (группу) прорвало. Губский вытащил свою квоту и предъявил ее «большевикам». С аналогичной «предъявой» выступил и Гавриш. «Большевики» приняли мудрое решение. Они не стали в грубой форме объяснять людям их место в существующей на данный момент системе моральных, финансовых и политических ценностей. Нет, это же нецивилизованно. Только Виктор Ющенко может столь вульгарно обращаться с членами своей фракции, подавляя их желание жить с помощью электорального рейтинга двадцатого размера. Неудачникам (Губский – Гавриш) было предложено самим выяснить, кому достанется постепенно остывающее кресло Петра Порошенко. Стороны начали глухую позиционную войну, которая не имела логического завершения. Поделить шкуру «неубитого главы бюджетного комитета» не удалось. Тогда Степану Богдановичу предложили еще одну компенсацию: место главы налоговой администрации. Все равно ГНАУ останется под контролем Николая Азарова, который, безусловно, добьется ее переподчинения министерству финансов. Напомним, что Николай Янович сегодня не просто первый вице-премьер, а еще и министр финансов. Похоже, «налоговая приманка» подействовала. Гавриш и Губский безропотно подписали протокол о распределении должностей в кабинете Януковича между представителями депутатских групп и фракций большинства. Другими словами, они расписались в следующем: претензий нет, всем довольны, будем плодотворно сотрудничать в конструктивном русле.

Вообще, затея с формализацией отношений «большевиков» и правительства достаточно любопытна. Конечно же, никакого юридического статуса данный документ не имеет. Зато в нем расписано, что каждая фракция большинства может сделать со своей квотой на власть. Она (квота) становится универсальным средством платежа. Это валюта, которую обязаны принимать во всех властных институтах страны. Квота является неотчуждаемым «имуществом» фракции большинства. Она стабильна. Например, если при первичном распределении должностей в Кабинете министров объединенным социал-демократам досталась квота вице-премьера по ТЭК, то она закрепляется за СДПУ(о) на весь срок полномочий действующего Кабмина. Другими словами, все тэковские вице-премьеры могут попасть в правительство с согласия эсдеков.

Квоту, как и деньги, можно одолжить. На определенных условиях. Это уже проделали Степан Гавриш (одолжил донецким министра ТЭК) и уже упомянутые социал-демократы. Еще одна интересная особенность квоты как средства «властного платежа»: фракция, направившая своего представителя в структуры власти, может его отозвать. Другими словами, вводится механизм ротации кадров в рамках фракционной квоты. Например, социал-демократы недовольны деятельностью Гайдука. Они отзывают его (несмотря на протесты донецких) и делегируют на это место другого человека. Очень интересный и, главное, эффективный механизм. Люди в КМ могут меняться, а квоты остаются вечными. Чувствуется, что большинство планирует долго сотрудничать с кабинетом Януковича. Поэтому можно с достаточно большой долей вероятности утверждать: программа деятельности Кабмина будет одобрена парламентом. Смысл этого ритуального жеста заключается в том, что в случае утверждения кабминовского программного документа депутаты добровольно лишают себя права отправлять правительство в отставку на протяжении одного года. Кабинет получает своего рода депутатскую неприкосновенность. Критиковать – можно. Выражать вотум недоверия – нельзя. Министр экономики Валерий Хорошковский сообщил, что программу своей деятельности Кабинет министров представит на рассмотрение ВР уже в феврале 2003 года. Если она будет принята, то до февраля 2004 года КМ получает гарантии парламентской неприкосновенности. Ни «большевики», ни представители оппозиции не могут требовать отставки премьера Виктора Януковича.

7 декабря протокол о распределении властных квот, трансформированный в договор о политическом сотрудничестве, будет подписан «большевиками» и премьером в присутствии президента. Этот шаг означает: распределение власти завершено, система «забетонирвана».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам