Удавка для бюрократов

День работника прокуратуры Святослав Пискун отметил традиционным торжественным заседанием и нетрадиционными комментариями. Впервые в отечественной истории руководитель прокурорской системы высказался за создание «украинского ФБР» (для ловли высокопоставленных жуликов), одновременно подчиненного и ему, и президенту. Думаю, прежде чем высказать эту мысль, Святослав Михайлович заручился поддержкой со стороны главы государства. Ибо Леонид Данилович тоже высказался непривычно резко: по его словам, многие преступники уходят от ответственности потому, что их «прикрывают свыше»…

О том, что Украине необходим унифицированный орган, занимающийся расследованием резонансных должностных преступлений, говорили еще на заре независимости. Некоторое время Национальное бюро расследований даже существовало, правда, преимущественно на бумаге. А его директор – Василий Дурдинец, кроме кабинета и секретарши, не имел никакого штата, не говоря уже о «суперагентах». С тех пор резонансные дела расследовала Генпрокуратура, и любые посягательства на свою следственную функцию (например, со стороны МВД) горячо пресекала. А координационный комитет по борьбе с коррупцией и оргпреступностью, возглавляемый Михаилом Потебенько, выполнял большей частью декоративные функции. Не удивительно, что предложение о расформировании этой структуры высказал президенту именно Михаил Алексеевич.

После прихода на пост генпрокурора Святослава Пискуна, пообещавшего распутать самые резонансные дела в кратчайшие сроки, все ожидали усиления эксклюзивной следственной функции его ведомства. Но довольно быстро пошли разговоры о том, что разрабатываются документы по созданию структуры под условным названием Национальный антикоррупционный центр (НАКЦ). Прошло 20 дней, и предполагаемое ведомство не только сменило условное название, но и поменяло статус вместе со сферой компетенции. Если изначально речь шла о государственном органе, своими функциями отдаленно напоминающем Национальное бюро расследований в совокупности с комитетом по борьбе с экономическими преступлениями, то в просочившемся в прессу письме Пискуна на имя главы государства предлагалось уже нечто совсем иное. А точнее – создать министерство экономической безопасности (МЭБ) на базе Государственной налоговой администрации и передать этому министерству полномочия Государственной таможенной службы («запор на границе») и Государственной службы по борьбе с экономической преступностью (тот самый УБЭП).

Целью создания такой структуры Генпрокуратура называла объединение усилий (и баз информации) правоохранительных органов для противодействия экономическим преступлениям и транснациональным операциям в сфере отмывания грязных денег. О должностных преступлениях, как об отдельной компетенции новосозданной структуры, речь уже не шла. И это первое отличие от первоначальной идеи. Второе и главное отличие состояло в том, что поначалу не предполагалось расформировывать ГНАУ, таможню и УБЭП, а также ставить во главе МЭБ Николая Азарова. Но в оригинале письма, которое опубликовало «Зеркало недели», говорилось о том, чтобы сделать министром экономической безопасности тогдашнего руководителя Государственной налоговой службы Азарова, назначать его президентским указом и не вводить в состав Кабинета министров, при этом подчинив ему все упомянутые силовые структуры.

Впрочем, утечка информации из власти, как правило, не бывает неумышленной. Злые языки утверждали, что письмо Пискуна президенту «выкинули» в СМИ люди из АП по целому ряду соображений. Тогда же идею раскритиковал премьер Анатолий Кинах, главный налоговый милиционер Виктор Жвалюк и сам Николай Янович. Возможно, в его планы уже на тот момент не входил столь специфический министерский портфель. Теперь же, когда рекомендованный Пискуном на должность шефа минэкономбезопасности Азаров, замечательно укрепился в правительстве, генпрокурор решил изменить конфигурацию своих предложений.

Он заявил, что поддерживает идею создания в Украине Национального бюро расследований (НБР), в функции которого входили бы расследования преступлений должностных лиц высших эшелонов власти, а также всех правоохранительных органов. И даже прикинул возможную структуру будущего Национального бюро расследований: 300 ведущих следователей страны (из состава элиты правоохранительных органов) напрямую подчинялись бы президенту, а надзор за ними осуществлял бы заместитель генерального прокурора со специальными функциями.

«Клиентами» НБР могли бы стать недобросовестные госслужащие первых трех рангов (от народных депутатов, министров до их заместителей или служащих обладминистраций), а также верхушка правоохранительных органов. По словам Святослава Пискуна, такой нерасширенный состав Национального бюро расследований делал бы работу следователей эффективной, с другой стороны – подчиненность президенту и контроль со стороны заместителя генпрокурора позволяли бы вести работу с правонарушениями без оглядок на чины, звания и должности. Он уверен, что создание такой структуры позволило бы значительно снизить уровень коррумпированности и преступности в стране.

Косвенно эту идею уже поддержал президент. Выступая 29 ноября на торжествах, посвященных Дню работников прокуратуры, Леонид Кучма заявил, что Украина нуждается в сильных и независимых от политики органах прокуратуры. И что коррупция и «крышевание» преступных группировок со стороны высокопоставленных чиновников и политиков стало бичом нашего времени. Я не цитирую. Но смысл слов главы государства был именно таким.

«От вашей непосредственной работы прямо зависит репутация страны и государства», – сказал президент. И добавил, что Украине еще далеко до такого положения дел, когда каждое преступление будет наказано. Поскольку ситуация, когда преступники с высокопоставленными покровителями избегают наказания, вселяет неуверенность в общество, а преступникам дает надежду, что с правоохранительными органами можно договориться.

Нужно заметить, что Запад, усилиями в том числе и отечественных «политимиджмейкеров» давно пришел к мысли, что Украина – это такая криминальная лавочка, где моются грязные деньги, а все чиновники вымогают взятки. Не стоит удивляться, что за 11 лет независимости к нам пришло не больше $4 млрд. иностранных инвестиций: столько, сколько Польша «съедает» за год. А международная организация «Transperency International» с удовольствием включила нас в десятку самых коррумпированных стран мира.

Судя по всему, более тесное знакомство Святослава Пискуна с европейскими коллегами (во время его последних визитов) убедили генпрокурора в том, что политическое будущее в этой стране будет иметь человек, задавивший коррупцию. Именно на него могут переориентироваться западные политики на будущих президентских выборах, тем более что безграничную симпатию к Виктору Ющенко питают в основном американцы. А вот европейцы еще определяются. Впрочем, это уже совсем другая тема…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам