Пенальти в свои ворота

Полгода назад в Украине разгорелся очередной «футбольный» скандал. На этот раз речь шла о сугубо внутренних финансовых проблемах клуба ЦСКА, и история не получила широкой огласки. Вряд ли болельщики нового клуба «Арсенал» (Киев), быстро затмившего успехи своего предшественника, знают, что за эту смену вывески президент клуба ЦСКА заплатил своей свободой и репутацией. Восьмой месяц Андрей Артеменко находится под арестом по сфабрикованному обвинению.

Печальное положение отечественного спорта не нуждается в дополнительных иллюстрациях. В условиях тотального безденежья, миллиардных долгов бюджета перед шахтерами, учителями и врачами государство не может тратить надлежащие средства на поддержание спортивной славы страны. Как ни грустно это осознавать, но ситуация сегодня такова, что спорт в Украине вынужден бороться за выживание, рассчитывая только на свои силы. Или на помощь спонсоров. И во многих случаях именно деньги спонсоров служат единственным источником средств, поскольку зарабатывать на рекламе и извлекать выгоду из собственной славы украинские спортсмены еще только учатся.

Даже футбол, несмотря на наводняющие страницы газет сообщения об астрономических суммах, сопровождающих переходы игроков из одной команды в другую, находится далеко не в лучшем финансовом положении. Впрочем, слухи о дорогостоящих трансферах зачастую, мягко говоря, «сильно преувеличены». Большинство более-менее успешных украинских клубов существуют в основном за счет спонсорской поддержки. Так, не секрет, что львиную долю расходов одного из новых лидеров турнирных таблиц — футбольного клуба (ФК) «Днепр» оплачивает АКБ «Приватбанк», а ФК «Карпаты» обязан своим относительным благополучием Львовской железной дороге. Не всем удается найти спонсора в своем отечестве. ФК ЦСКА начиная с 1998 года пользовался поддержкой целого ряда довольно известных в спортивных кругах компаний Uniworld Trading Inc (США), Redpoint Management Ltd (Англия), Lakford Services Ltd (Англия) и, наконец, Denvell Trading LLC (США). И хотя все эти компании сотрудничали с ЦСКА далеко не на благотворительной основе, именно их участие позволило сохранить футбольный клуб в те нелегкие для него времена. На первых порах все шло нормально, но затем ситуация получила совершенно неожиданное развитие. Итак, обо всем по порядку.

Откуда берутся деньги

Согласно бухгалтерской ведомости государственного предприятия Министерства обороны Украины ФК ЦСКА средняя зарплата футболиста этого клуба в 1998—2000 гг. составляла около 300 гривен. Оно, конечно, понятно — трудные времена, спартанские условия, строгая дисциплина, высокая сознательность военнослужащих, преданность своему делу и все такое прочее. Но поверить в то, что футболист, пусть не самого лучшего, но вполне пристойного клуба, выходит на поле за 300 гривен в месяц?! На эти деньги обычного молодого здорового мужчину даже прокормить трудно. Что же тогда говорить о спортсменах! Неужели так высока сознательность футболистов ЦСКА, что они боролись за честь родного клуба буквально «не жалея живота своего»? И не дрогнули перед чудовищными россказнями о тысячах долларов, шелестящих в карманах их коллег по более успешным клубам? Ну, оставим эти удивительные подвиги для обсуждения бойскаутам и прочим несовершеннолетним пластунам. Мы — люди взрослые и прекрасно понимаем, что всякий достойный труд должен быть соответственно оплачен.

В бюджете Министерства обороны Украины, которое, понятное дело, финансируется из общегосударственного бюджета, на содержание футбольного клуба не предусмотрено ни копейки. Так сказать, полный хозрасчет. Что в переводе на язык суровых будней означает — полное безденежье и нищета. А затем развал клуба, поскольку футболисты — тоже люди и вправе сменить место работы. Как, кстати, нередко и происходит: далеко не одна страна обязана своей спортивной славой, в числе прочих, и украинским спортсменам.

Чтобы сохранить клуб, руководство ЦСКА в 1998 году воспользовалось уже обкатанной в практике других украинских клубов схемой передачи прав на футболистов компаниям, которые располагают достаточными для содержания спортсменов средствами. В рамках такой схемы спортивные способности футболиста переходят в собственность компании, которая взамен берет на себя обязанности по оплате всех расходов, связанных с поддержанием мастерства футболистов на определенном уровне. Это означает, что компания оплачивает сборы и другие тренировочные мероприятия, берет на себя все затраты, связанные с выездом спортсмена на соревнования, а также другие расходы, включая ежемесячные конверты с достойной зарплатой.

Подобная практика широко распространена за рубежом, где футболисты частенько переходят из клуба в клуб, укрепляя свое благосостояние и повышая спортивный уровень. Некоторые украинские спортсмены знают, о чем идет речь. Но футболистов у нас много, а зарубежных клубов, жаждущих заполучить одного-двух из них, гораздо меньше. В Украине выбор престижных клубов невелик. Но ситуация небезнадежная. Выходом из положения служит передача прав на футболиста компании-спонсору, которой не жалко денег на хорошее дело, или же специализированной компании-промоутеру, интерес которой заключается в организации реального трансфера футболиста и получении солидной компенсации. В случае со спонсором никаких вопросов не возникает: футболисты играют, как играли, а «добрый дядя» финансирует их, не ставя себе особой цели добиться трансфера в другой клуб. Промоутеры действуют иначе — они затрачивают немалые средства не только на содержание футболистов, но и на рекламу наиболее перспективных спортсменов. Поскольку в данном случае присутствует вполне конкретный коммерческий интерес, то переданные промоутеру игроки выступают за свой прежний или любой другой клуб не бесплатно.

Буквой закона

Вообще, международное спортивное законодательство, нормы которого приняты и в Украине, не предусматривает передачу прав на футболистов-профессионалов коммерческим организациям. По общепринятым правилам, трансфер проводится между двумя клубами, и компенсацию получает либо клуб, либо агент футболиста. За соблюдением законности в этой сфере строго следят эксперты ФИФА и УЕФА. В Украине функции такого контроля выполняет Федерация футбола Украины (ФФУ) и Профессиональная футбольная лига (ПФЛ). В частности, без согласия этих организаций ни один украинский футболист не может покинуть стены родного клуба. Кроме того, все трансферные контракты подлежат обязательной регистрации в ПФЛ. То есть если при составлении контракта допущены нарушения действующего международного или украинского законодательства, такой контракт не будет зарегистрирован ПФЛ, что сделает его выполнение невозможным.

Возникает вопрос: как вышло, что в Украине владельцами прав на футболистов сплошь и рядом выступают не клубы, а коммерческие предприятия? Ответ прост: учитывая экономическую ситуацию в стране, ПФЛ регистрирует такие контракты. А что еще остается делать? Распустить добрую половину футбольных клубов, не имеющих средств к существованию? Словом, выкручиваемся, как можем. Да, собственно, никакой крамолы тут нет. Если, конечно, ее специально не искать. В случае с ФК ЦСКА произошло как раз последнее — когда понадобилось устранить неугодного человека, на него попросту «повесили» всю ответственность за трансфер «по-украински». А уплаченные в счет выполнения контрактов, официально зарегистрированных ПФЛ (и, значит, обязательных для выполнения!), деньги посчитали украденными. Дескать, руководство клуба непонятно зачем платило какой-то посторонней фирме, в то время как футболисты ЦСКА с радостью играли за свою команду за 300 гривен в месяц…

Ближе к делу. Уголовному

Обвинительное заключение по делу президента ЦСКА Андрея Артеменко включает в себя целый ряд статей. А именно:

— незаконное открытие и использование за рубежом валютного счета;

— присвоение, растрата и завладение вверенным ему имуществом в особо крупных размерах путем злоупотребления служебным положением, а также посягательство на совершение вышеуказанного;

— злоупотребление служебным положением, что повлекло тяжелые последствия;

— служебный подлог, то есть составление и выдача заведомо неправдивых документов, что повлекло за собой тяжелые последствия.

Попробуем разобраться, каким образом за девять месяцев своего пребывания на посту президента ФК ЦСКА Андрею Артеменко удалось наворотить таких дел. И вообще, хотелось бы разобраться, что же произошло на самом деле.

Приказ о назначении Андрея Артеменко президентом ЦСКА был подписан министром обороны Александром Кузьмуком 22 сентября 1999 года. Необходимость смены руководства ФК была обусловлена критическим положением клуба, который оказался на грани развала. В поисках подходящей кандидатуры выбор пал на Андрея Артеменко, который в то время активно сотрудничал с ФФУ и ПФЛ в качестве консультанта по вопросам международного спортивного права. Основной же его деятельностью было руководство адвокатской фирмой «Первый правовой клуб», которая хорошо известна многим украинским спортсменам.

Взявшись поправить пошатнувшиеся дела клуба, Андрей Артеменко вплотную столкнулся с вышеописанной схемой финансирования футбола. На тот момент все игроки ЦСКА имели подписанные и зарегистрированные в ПФЛ контракты с американской фирмой Denvell Trading LLC. Все контракты датированы одним и тем же числом — 9 июля 1999 года, что крайне важно, ибо следствие считает эти контракты фиктивными. Почему? Потому, что Denvell — не футбольный клуб. И точка. No comments. А ответственность за их подписание следствие возлагает на Андрея Артеменко, квалифицируя этот факт как служебный подлог. Как же так? Ведь Андрей Артеменко пришел в ЦСКА почти три месяца спустя и, следовательно, к заключению злополучных договоров никакого отношения не имеет… А вот как: это никак не укладывающееся в версию следствия обстоятельство в расчет не принимается. No comments дважды.

Так же точно следователи «упускают» из виду, что до заключения контрактов с Denvell все футболисты имели аналогичные контракты с компаниями Uniworld, Redpoint и Lakford, которые также сотрудничают и с другими украинскими клубами. В июне 1999 года между Denvell и ФК ЦСКА был подписан договор о сотрудничестве. Напомним: тогда до назначения Андрея Артеменко президентом ЦСКА оставалось около четырех месяцев. И, разумеется, к подписанию данного договора он никакого отношения не имел и иметь не мог. После регистрации этого договора в ПФЛ Denvell выкупила права на футболистов ЦСКА у своих предшественников, что и было вскоре закреплено в индивидуальных договорах с игроками. Еще один немаловажный момент — на всех договорах стоит подпись директора компании Denvell Ника Кеймена.

Почему это так важно?

Дело в том, что до назначения на пост президента ФК ЦСКА Андрей Артеменко являлся доверенным лицом Denvell в Украине. Что противозаконного в том, что заокеанская компания, заинтересованная в сотрудничестве с украинскими футболистами, делегирует полномочия по проведению переговоров гражданину Украины? Правильно, здесь все законно. Но вот вам задачка с одним известным: что если немножко перепутать и назвать представителя директором или владельцем? Совсем другое дело получается. Особенно тогда, когда для расчетов с ФК ЦСКА и проведения текущих платежей Denvell открывает счет в банке VEF (Рига, Латвия). С учетом такой «поправки» выходит, что счет этот принадлежит Андрею Артеменко, как и «подаренная» ему следствием компания Denvell. А это уже нарушает украинское законодательство. Ловко?

Что касается «присвоения, растраты и завладения вверенным имуществом в особо крупных размерах, а также посягательства на совершение вышеуказанных действий» и «злоупотребления служебным положением, повлекшего тяжелые последствия», то все эти страшные преступления Андрей Артеменко совершил, как сказано в обвинительном заключении, «в сговоре с неизвестными следствию лицами» и «при невыясненных обстоятельствах». Да, здесь даже прославленный Шерлок Холмс был бы просто обязан съесть не только свою знаменитую кепку, но и трубку, а также пенсне миссис Хадсон в придачу.

Виртуозно обходясь безо всякой там дедукции, украинские следователи в два счета выяснили, что, выполняя договоры с Denvell и действуя тем самым в рамках своих служебных обязанностей, Андрей Артеменко как раз и совершил все эти вышеуказанные злодеяния. И кого волнует, что даже задержка платежей по упомянутым договорам (не говоря уже об отказе от выплат по ним) повлекла бы за собой серьезные санкции, и что именно об этом Андрея Артеменко предупредили в ПФЛ, когда он пришел выяснять законность документов, подписанных до его прихода в ЦСКА. И уж совсем сущий пустяк, что ни копейки государственных денег ФК ЦСКА за все это время не получил, а расплатиться с Denvell ему помогли совершенно посторонние предприятия…

Политические игры на футбольном поле

Теперь мы подходим к самому главному. Почему же все-таки Андрей Артеменко оказался на скамье подсудимых? Ведь очевидно, что все доводы следствия не выдерживают никакой критики. Но даже если предположить, что закон нарушен, почему рядом с Артеменко не сидят его предшественники, подписывавшие такие же точно договоры и проводившие такие же точно платежи? Почему не несут никакой ответственности члены Бюро ПФЛ, регистрировавшие якобы незаконные договоры, обязывая тем самым клуб к их выполнению? Слишком много возникает в этом деле вопросов, чтобы не обращать на них внимания. Но ответ нужно искать не в системе украинского правосудия, допускающего такую предвзятость следствия, и даже не в пробелах нашего законодательства, позволяющего одну и ту же норму толковать с точностью до наоборот.

Настала пора обратиться к политике. Следствие по делу Артеменко не акцентирует внимания на том, что с января 2001 года обвиняемый трудился в должности советника киевского городского головы Александра Омельченко. То есть на момент возбуждения уголовного дела Андрей Артеменко уже не являлся президентом ФК ЦСКА. Зато злые языки упорно связывают арест советника мэра с политическим давлением на чересчур укрепившего свои политические позиции градоначальника. Сплетники судачат, что роковую роль в судьбе Артеменко сыграло желание мэра обзавестись «своим» футбольным клубом, как того требуют неписаные правила политического бомонда в Украине. И в самом деле, оглянитесь вокруг: какой серьезный политик, да без футбольного клуба? Нонсенс, да и только. Вот и бывший «хозяин» ЦСКА, депутат Верховной Рады предыдущего созыва Александр Данильчук очень не хотел расставаться со «своим» клубом.

Появление нового клуба «Арсенал» (Киев) связывают с именем Александра Омельченко. Но это слухи. А вот вам факты: уголовное дело против Андрея Артеменко возбуждено с подачи Александра Данильчука, который в свое время являлся почетным президентом ФК ЦСКА. В этом деле еще много настораживающих фактов, которые порождают массу слухов. Что лишний раз подтверждает политическую подоплеку «дела Артеменко». Приближаются президентские выборы. Сколько еще советников и консультантов будут без должных на то оснований взяты под стражу и жестоко избиты в СИЗО? Сколько долгих месяцев они проведут под арестом по сфабрикованным обвинениям?

Политики не играют в футбол. Может, они вовсе и не прочь «покатать мячик» в свободное от своих архиважных забот и трудов время. Но, увы, nobless oblige… То есть приходится сдерживать такие порывы. Поэтому политики играют с футболом. Тоже неплохая забава. И все бы ничего, если бы по правилам этой неспортивной игры не требовалось бы время от времени приносить в жертву кого-нибудь, не участвующего в основной интриге, а просто оказавшегося под рукой. При чем здесь футбол, да и спорт вообще? Да ни при чем. Только вот как это объяснить 10-летней дочери Андрея Артеменко, которая приходит посмотреть на папу через окно зала судебных заседаний?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам