Сито Януковича

Премьерское будущее Виктора Януковича пока под вопросом. Виктор Федорович, конечно, пытается снять его (вопрос то есть) с повестки дня, но дело движется туго. Начнем с того, что у самого реального кандидата нет гарантированных голосов большинства. То есть «списочный состав» (232 депутата) зафиксирован, но не факт, что все они единодушно отдадут свои голоса за донецкого премьера. Некоторые, кстати, говорят об этом с плохо скрываемым удовольствием. Я не имею в виду фракцию объединенных социал-демократов, которые все как один могут «подписаться» за Януковича. Тут все в порядке, если можно так выразиться.

В общем, проблема номер один для Януковича – это отсутствие достаточного количества депутатских голосов. Если верить информации из парламентских кулуаров, то пока всего 214 парламентариев настроены лояльно по отношению к донецкому претенденту. Это, конечно, немало. Но, с другой стороны, три недели назад поддержать Януковича в сессионном зале выразили готовность 180 депутатов. Это означает, что, несмотря на солидный стимул и поддержку президента, Виктору Федоровичу удалось убедить не более 34 человек. Получается по полтора депутата в день. Если подходить к переговорам с такими мерками, то выходит, что коэффициент успешности не слишком высок. Сомнительно, чтобы за оставшиеся два дня Виктору Федоровичу удалось собрать нужное количество голосов – как минимум 226. А в идеале, безусловно, должно быть больше. Во-первых, прохождение на грани срыва. Обидно будет не досчитаться пары-тройки голосов и быть прокаченным с результатом в 223 голоса. Как говорится, а счастье было так возможно… И так возможно. И вот так.

Во-вторых, даже если Виктору Федоровичу удастся обойтись 226 голосами, его парламентская поддержка будет поставлена под большое сомнение. Премьер на грани легитимности априори не может организовать конструктивных отношений с ВР, ради чего, собственно, все и затевается. Поэтому сейчас группа поддержки будущего премьера лихорадочно ищет источник дополнительных депутатских ресурсов. Пока все, что удалось сделать, – так это «оторвать» двух человек от фракции Юлии Тимошенко. В результате сепаратных переговоров в большинство из «БЮТи» перешли Олег Юхновский и Алексей Ременюк. Но этого, как вы понимаете, мало. Основные же доноры – коммунисты и «Наша Украина» – пока занимают достаточно однозначную позицию. Петр Симоненко после встречи КПУ с кандидатом Януковичем не изменил своего отношения к возможному премьеру. И на все вопросы относительно условий, при которых коммунисты могли бы поддержать Виктора Федоровича, отвечает примерно так: «Ребята, у нас очень дисциплинированная фракция». Что же касается фракции Ющенко, то внутри нее идет мучительная борьба относительно перспектив такого волеизъявления.

Помимо всего, у Виктора Федоровича имеется ряд вопросов, связанных с поддержкой самой многочисленной фракции большинства. Проблема состоит в том, что некоторые просто не верят, что, став премьером, Виктор Янукович их не забудет. Как говорится, оказанная услуга услугой уже не является. Поэтому отдельные товарищи хотят подстраховаться. С помощью соглашения о принципах формирования коалиционного правительства. Работу над этим документом инициировал Сергей Тигипко. Требования к будущему премьеру, как отметил лидер «трудовиков», будут крайне жесткими. Наверное, имеются в виду требования, связанные с кадровыми переменами в Нацбанке. Сергей Леонидович очень рассчитывает на эту должность. Тем более что недавно выяснилось: кресло Стельмаха все-таки включено в перечень должностей, подлежащих распределению при формировании коалиционного правительства.

Кроме того, «трудовики», как самая большая фракция ПБ, вправе получить по своей квоте пост первого вице-премьера в правительстве Януковича. Это чрезвычайно хлебная должность, поскольку первый зам главы правительства по традиции, сложившейся с приходом Олега Дубины, является наиболее вероятным сменщиком премьера. Так что есть, за что бороться. Особенно после того, как всплыла кандидатура экс-первого вице-премьера Анатолия Голубченко. Иными словами, альянс ППУ и «ТУ» намерен получить от Виктора Федорович хоть какие-то гарантии. Так сказать, подстраховаться от возможной правительственной неудачи.

Впрочем, фиксированные подписи (даже мокрые) как с одной (парламент), так и с другой стороны (кандидат) мало помогут. Все-таки Янукович пока является соискателем (пусть и очень сильным), а не полноценным главой правительства. Очень похоже, что предложение о фиксированном союзе появилось как альтернатива намечающемуся изменению процедуры голосования. Действительно, если что и способно помочь кандидату, то это голосование в тайном режиме. Это прекрасная возможность дать людям не только свободно выразить свою волю, но и слить часть голосов налево. Например, те же «комми» в таком случае могут спокойно добавить 20-25 голосов. Именно столько депутатов с донецкой «пропиской» сегодня работают во фракции Симоненко. Кроме того, не следует забывать, что существует методика контроля над тайным волеизъявлением, разработанная еще Павлом Лазаренко, с которым, кстати, часто сравнивают донецкого губернатора. Так что, не исключено: накануне голосования за премьера в четверг кто-то выступит с инициативой выбрать главу правительства «втемную». Понятно, что «меньшевикам» это делать не с руки – КПУ, «БЮТи», СПУ и «Наша Украина» официально не принимают участия в премьерских торгах. Значит, слово должно остаться за одной из девяти фракций большинства, что и будет четким сигналом к началу «премьериады». Пожалуй, это единственный выход для Виктора Федоровича «превратиться» из кандидата в полноценного главу правительства. Если же этого не произойдет, возможны следующие варианты.

Первый: уже в четверг Виктор Федорович обнаруживает разницу между договоренностями и конкретным результатом. Иными словами, его премьерский бенефис терпит сокрушительное фиаско. Может получиться как с большинством: вроде бы все «за», но 226 человек собрать в одном месте не получается. Кто-то отлучился в буфет, иному приспичило, третий плохо себя почувствовал на рабочем месте. Короче, поводов для уклонения от выполнения прямой депутатской функции (вставить карточки, нажать на кнопку) достаточно. В данном случае тайное голосование, на которое, по слухам, рассчитывает кандидат, оказывается «медвежьей услугой». Поскольку дает возможность отдельным фракциям большинства безнаказанно реализовать технологию, известную под названием «депутатский кидок». Тогда вероятно появление исполняющего обязанности главы правительства. Это полное право президента в случае неспособности парламента «выбрать» премьера. Назначение и. о. будет президентским «ответом» на недееспособность парламентского большинства. Тщательнее надо, ребята…

Естественно, возникает закономерный вопрос: а кто же будет исполнять обязанности главы Кабмина в таком случае? Раньше на эту роль активно пробовался первый вице Олег Дубина, один из премьерских списочников. Не исключено, что этот вариант еще окончательно не похоронен. Недаром же пресс-служба фракции «Народный выбор» (выдвинувшей Олега Викторовича в премьеры) чрезвычайно нервно реагирует на любые предположения о снятии Дубиной своей кандидатуры с премьерской гонки. Буквально требует опровержений «неправдивых сведений». Но почему-то кажется, что новым исполняющим обязанности станет не Олег Викторович, а Анатолий Кириллович. Как пошутил один из «большевиков», «руку не меняют…».

Второй: после провала донецкого кандидата президент предлагает «большевикам» попробовать еще раз. Так сказать, дает еще один шанс. Благо, что в премьерском списке есть несколько запасных фигур. Например, Николай Янович Азаров. Он достаточно внятно подтвердил свое участие в «премьериаде». Причем, не в первый раз. Просто главный налоговик не торопился с публичной презентацией своих намерений. Он смотрел, как это делает Виктор Федорович, и ждал. Чего? Неофициальный представитель главы ГНАУ в парламенте Павел Кузнецов уверяет, что именно так все и было задумано. Донецкий губернатор принимает основной парламентский удар на себя, фактически выступая в роли «чистильщика» для старшего и более опытного товарища. Все-таки Николай Янович имеет некоторое отношение к донецкому региону… В общем, после срыва голосования появление «главного налоговика» кажется вполне естественным. По крайней мере, Азарову. Впрочем, и сопротивление депутатского корпуса новой кандидатуре премьера после Януковича должно быть меньшим. В частности, «комми» не так решительно настроены по отношению к премьерской позиции главного налоговика. У коммунистов сложились неплохие отношения с ведомством Януковича, тем более что Николай Янович после выборов «приютил» под своей «крышей» некоторых видных членов КПУ. Тот же Кузнецов – довольно убедительный пример сотрудничества фракции Симоненко и главы ГНАУ.

Но именно голосовательный четверг покажет не только то, кем станет Виктор Янукович, но и кем донецкий губернатор являлся все это время: пробным шаром в отвлекающем маневре, либо действительно полноценным премьером.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам