Сорок два с половиной

Избрание Василия Маляренко председателем Верховного Суда Украины (ВСУ) наблюдатели комментировали по-разному. Одни называли это политической победой главы АП, другие поздравляли с успехом генпрокурора, третьи вспоминали, что баллотироваться на нынешний пост Маляренко «благословил» Леонид Данилович. Но почти никто не обратил внимания на такую важную вещь, как система влияния и традиции внутри столь специфического и замкнутого «цеха», как Верховный Суд…

Принцип арифметической предопределенности

Чтобы понять, почему именно Маляренко возглавил высший судебный орган Украины, необходимо знать несколько простых вещей.

Во-первых, как предусмотрено новым законом «О судоустройстве Украины», процедура избрания главы Верховного Суда и освобождения его от должности устанавливается регламентом пленума Верховного Суда. Председатель не может быть избран на свою должность более чем на два срока подряд и в любом случае уходит по достижению пенсионного возраста. Кстати, бывший председатель ВСУ Виталий Бойко был освобожден от должности председателя и судьи Верховного Суда (согласно ст. 126 Конституции) именно по причине достижения 65 лет.

Во-вторых, за избрание председателя должно проголосовать большинство от общего состава ВСУ: то есть 42,5 судей (шутка) из 85. Правда, сейчас в Верховном Суде работает 82 судьи, распределенных на четыре палаты, а три должности являются вакантными. Вот здесь и заключается соль «фокуса», понятного только людям, посвященным в таинства внутренней жизни ВСУ.

В состав судебной палаты по гражданским делам входит (кроме председателя) 21 судья, в том числе – два заместителя. В палатах по хозяйственным делам – 9 судей, военным делам – 7. Самой многочисленной и перегруженной является палата по уголовным делам: вместе с председателем и двумя заместителями в ней насчитывается 45 судей. А этого вполне достаточно для того, чтобы обеспечить результативное голосование на пленуме по кандидатуре председателя. Если же допустить, что кто-то из судей соответствующей палаты имеет другую позицию, то есть еще запас голосов тех, кто входит в менее «престижные» коллегии, в частности, в военную.

Теперь обратимся к закону «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 года, который вступил в силу совсем недавно – 1 июня. Этот закон существенно ограничивает функции председателя ВСУ в части влияния на процесс судопроизводства (например, лишает права вносить протесты по конкретным судебным решениям), зато расширяет круг сугубо организационных полномочий. В первую очередь – касающихся кадровых вопросов. Так, в соответствии с положениями главы 8 данного закона, председатель Верховного Суда: созывает пленум ВСУ, вносит представления о назначении и увольнении судей, предлагает количественный состав коллегий, утверждает штатное расписание в своем ведомстве и определяет размеры финансирования. Грубо говоря, от него зависит, кто где будет работать, и будет ли работать вообще.

Таким образом, у председателя самой многочисленной судебной палаты Василия Маляренко перспективы получить необходимое количество голосов росли прямо пропорционально банальному арифметическому подсчету шансов трех других соперников. Полагаю, каждый из судей в глубине души был уверен, что Маляренко при желании наберет необходимый минимум и потому лучше примкнуть к победившей, а не проигравшей команде. И личный состав соперников Василия Тимофеевича только добавлял уверенности в этом.

Конкурентное разочарование

Всего на должность председателя Верховного Суда было выдвинуто 4 кандидатуры: Василий Маляренко, новоиспеченный судья ВСУ Василий Онопенко, заместитель председателя Судебной палаты по гражданским делам Виктор Кривенко и исполняющий обязанности председателя Верховного Суда Владимир Стефанюк.

Наиболее вероятным соперником Маляренко, а скорее даже – кандидатом на председательствование казался Владимир Стефанюк, который в последнее время часто замещал Бойко, а самое последнее – исполнял его обязанности. Для человека несведущего должность заместителя, да еще и первого, выглядит как самый удачный трамплин карьерного роста. Но в судейском цеху дело обстоит несколько иначе, и влияние руководителя палаты часто намного сильнее, чем заместителя, не имеющего конкретных подчиненных и даже не имеющего возможности опротестовать конкретное судебное решение. Еще одним минусом Стефанюка является убеждение цеха в том, что он в большей степени теоретик, чем практик. В то время как «съевший собаку» на сложных уголовных делах Маляренко, напротив, практик.

Стефанюк закончил в 1972 году Харьковский юридический институт, работал судьей в Виннице, потом – начальником отдела юстиции Винницкого облисполкома. В 1986 году руководил кадрами минюста, был замминистра юстиции, а в декабре 1993 года был избран первым заместителем председателя ВСУ.

Биография Маляренко внешне существенно не отличается от Стефанюка, с той лишь разницей, что трудовую деятельность он начал горным мастером, военную службу проходил на космодроме Байконур. После окончания Харьковского юринститута работал судьей в регионах, с апреля 1980 года работает судьей ВСУ, 10 лет был секретарем пленума ВСУ. С декабря 1993 года возглавляет палату по уголовным делам, является зампредом и возглавляет научно-консультационный совет. Кроме того, Маляренко руководил рабочей группой по подготовке нового УК и УПК.

Оба они – старожилы Верховного Суда, в отличие от Онопенко, который прорвался в старые пенаты после 10 лет бурной партийной деятельности и то вследствие сложных политических комбинаций. Он явно не мог рассчитывать на поддержку судейского цеха без жесткого давления определенных должностных лиц. Но с давлением, судя по всему, не сложилось. Что касается Виктора Кривенко, то для самих судей он такая себе «темная лошадка»: по слухам, его кандидатуру мало кто рассматривал всерьез. Наоборот, по другим слухам, серьезным конкурентом Маляренко мог бы стать Петр Шевчук – еще один зампред и председатель палаты по гражданским делам. Но… Те же осведомленные источники донесли нам, что, когда в кулуарах обсуждалась эта кандидатура (точнее, причины, по которым Петр Иванович не выдвигался), то назывался весьма оригинальный мотив. Мотив возраста.

Дело в том, что Василию Тимофеевичу как никак 61 год, и он может быть во главе ВСУ не более 4 лет. Петр Иванович моложе – ему всего 55 лет. И через 4 года он получит возможность стать во главе ВСУ после ухода на заслуженный отдых Маляренко. Если до того времени Стефанюк не укрепит свои позиции внутри судейского «цеха». А то, что ему не грозит отставка с должности первого заместителя – никто не сомневается, поскольку он избран не так давно и срок его полномочий истекает примерно вместе с каденцией Маляренко.

Существенные мелочи

Новый председатель ВСУ, в отличие от предыдущего, явно не сторонник оппозиции. Он вообще несколько далек от политики и слишком близок к практическому уголовному судопроизводству. Возможно, это и неплохо. О нем отзываются как о человеке прямолинейном, несколько консервативном в своих взглядах и очень простом в обращении. В общем, мужик, на которого можно положиться. Вопрос, кто оказал ему политическую поддержку и почему президент лично просил Василия Тимофеевича не снимать свою кандидатуру с баллотирования на пост председателя, пока не совсем ясен. Хотя совершенно ясно другое: Маляренко «человек власти», поскольку далек, как уже сказано выше, от оппозиции.

Не исключено, что теперь ВСУ будет работать в сплоченном тандеме с Генпрокуратурой: именно это ведомство оказало нашему герою первые в его жизни и оказавшиеся весьма удачными пиар-услуги. Напомним, что большая часть обывателей узнала о судье ВСУ по фамилии Маляренко из уст заместителя генерального прокурора Украины Виктора Шокина, сообщившего о том, что определенные силы шантажируют Василия Тимофеевича, и дошло до прямых угроз убийством. В связи с чем Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту угрозы убийства в адрес судьи. А накануне судейского пленума из того же ведомства произошла утечка информации о начале проверки по факту предложения взятки в размере $500 000 за поддержку кандидатуры Онопенко на должность председателя ВСУ. А 11 ноября в пресс-службе Генпрокуратуры со ссылкой на заместителя генпрокурора Виктора Кудрявцева подтвердили, что, действительно, в настоящее время проводится проверка этой информации. А она появилась в агентствах за час до того, как стало известно, что звезда председательствования в Верховном Суде Украины зажглась (49 голосов «за») над головой Василия Маляренко: человека, так не хотевшего баллотироваться на эту должность и согласившегося только на уговоры президента. Ну что ж, бывает…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам