Факторы трех Викторов

Итак, председатель Верховной Рады Владимир Литвин считает, что парламентское большинство не сможет определить согласованную кандидатуру на пост премьер-министра. Более того, по его мнению, вообще «это нереально». А как все внешне красиво начиналось. Парламентское большинство (ПБ) собралось, совершенно плюралистично и раскованно четыре кандидатуры в премьеры выдвинуло, начало переговоры внутри себя самого с тем, чтобы утрясти недоразумения и из четверки «первачей» оставить одного и уже его, любимого, подать на стол президенту в качестве единственного и неповторимого, а главное – проходного через сито депутатского голосования.

Оказалось, что все красиво только внешне. Внутри ПБ или, по очень точному замечанию президента Кучмы в Крыму, «как оно там называется», оказалось не просто рыхлым, но и гниловатым, зараженным бациллами неуемных политических амбиций, несовместимых регионально-отраслевых интересов и просто неутоленного тупого самолюбия отдельных фигурантов. И потому уже сегодня можно сказать, что после переговорной фазы, закончившейся промежуточным неуспехом, окончательный провал премьериады предопределяют, как минимум, три объективных фактора и один субъективный – президентский.

Во-первых, то, что ПБ не удалось остановиться на кандидатуре одного человека, свидетельствует: представители различных группировок не то что не смогли уладить вопрос текущего обслуживания сиюминутных интересов и потребностей, но и договориться об их удовлетворении в недалеком будущем. Например, с новым премьером, который из чувства благодарности учтет пожелания всех, кто его поддержал. Или в проекте госбюджета на следующий год, который вообще так круто «подвис», что могут наплакаться все. Ведь может так случиться, что, выполняя конституционное обязательство, кабинет Анатолия Кинаха продолжит готовить и продавливать «кошторыс» страны через парламент, продавит его и уйдет в отставку. А депутаты одумаются уже потом, после принятия бюджета, и либо начнут его заново перекраивать, либо им придется жить по «не своему» бюджету. Короче, бдительность и еще раз бдительность, ибо деньги, как известно, любят счет даже в чувственно-смутную годину политического тока, когда основная масса депутатов действительно начинает напоминать каких-то глухарей, движимых одним интимно-страстным чувством наживы.

Во-вторых, если предположить, что Кинах был обречен на невыдвижение его кандидатуры президентом, а главным фаворитом считался донецкий губернатор Виктор Янукович, то провал этой схемы говорит об отсутствии и перспективной договоренности между главными игроками украинского политического поля о том, кого из представителей и из какой финасово-политической региональной группировки (или, если хотите, клана) они хотели бы видеть в премьерском кресле. Тень «калифорнийского узника Паши» угрожающе витает над сессионным залом и смутными очертаниями с блеском дорогущих золотых очков пугает трепетных народных «обранцев» в кулуарах. Все они помнят, как им пришлось жить, когда ими помыкал «не политик, а хозяин». Не «пропыпчило» пугливых даже то, что многие хотели бы видеть в славном губернаторе «донов» противовес влиянию главы президентской администрации Виктору Медведчуку. Все прекрасно понимали, как минимум, две вещи. Первая: кто подлинный хозяин донецкого края, а, следовательно, и кто незримо, но весомо будет стоять за спиной премьера из донецких. Вторая: что может сделать с Виктором Януковичем, оторванным от корней финансово и кадрово унавоженной малой родины, Виктор Медведчук, отлично пустивший корни в киевский асфальт и коврово-паркетное покрытие главного админздания страны. Вот страх и не дал людям договориться.

В-третьих, в споре за кресло главы Кабмина незримо присутствовал и внезапно, но заметно похитревший третий Виктор – «мессия» и вождь «НУдистов» Ющенко. С одной стороны, он по-прежнему так уверенно восседает на своем рейтинге народного доверия, что уже может положить его (рейтинг) на всю эту возню за портфель и потому не вмешивается в борьбу за свое повторное премьерство. Кто-то надоумил «мессию» или он сам удосужился-таки просчитать, что новый премьер и его правительство, скорее всего, будут временными из временных. Теми кандидатами в «спаленные», кого в любой момент могут отправить в отставку по любому поводу. То ли президентскому окружению покажется, что правительство и его глава недостаточно лояльны и обзавелись собственными планами, то ли депутатский корпус опять взбунтуется и потребует «свежей крови», то ли придется платить за поддержку и разменивать правительственный кадровый потенциал в ходе будущих политических баталий. Кроме того, «мессию» так долго связывали с захватом верховной власти в стране по схеме «Ющенко-премьер – отставка Кучмы – досрочные президентские выборы – Ющенко-президент», что Виктор Андреевич поневоле является самым желанным кандидатом на «сжигание» на премьерском «электрическом стуле». Вот он благоразумно и решил не высовываться. Особенно, учитывая провал всяких там революций на асфальте.

Однако, с другой стороны, рейтинг Ющенко без всякого почесывания волнует не только его, но и всех других, кто привык не класть яйца в одну корзину, а подстилать соломку везде. Всех этих бизнесменов, банкиров, предпринимателей и порозовевших под рыночным солнцем «красных директоров», которые прикидывают возможность того, что Конституция не будет изменена в сторону парламентско-президентской республики, а следующим президентом может стать Ющенко. С его рейтингом и с нынешним объемом полномочий главы государства. А вместе с «мессией» к трону подтянутся и его нынешние бизнес-партнеры, которые, разумеется, потребуют дивидендов и возжелают их получить за счет проигравших. Вот чтобы в будущем окончательно и бесповоротно не оказаться среди проигравших, обезопасить себя от возможной мести победивших бизнес-«НУдистов», надеяться на чувство скрытой благодарности «мессии», осторожные сегодня и двурушничают со своим «яйцами». Короче, многие действуют с учетом «фактора Ющенко», и, как говорится, это их собачье дело.

И, конечно же, только обезумевший от надежд на уличную революцию оголтелый оппозиционер может недооценивать субъективный фактор – волю действующего президента Кучмы. И дело не столько в том, что президент даже в случае согласования единой кандидатуры в премьеры от ПБ может с ней не согласиться и выдвинуть свою. Вряд ли Кучма будет в создавшейся ситуации так уж манкировать волей «большевиков». Но и прямо ей потакать главе государства резону нет. Он четко еще при выдвижении Кинаха сказал, какой ему премьер нужен – рабочая лошадка с рулем. Сейчас работо- и (главное!!!) дееспособность такой «лошади», ее «прирученность» президенту нужны многократно усиленные. И для того, чтобы максимально сдержать наметившиеся негативные тенденции в украинской экономике. И для того, чтобы в случае экономического успеха быть удачным кандидатом на реализацию передачи власти следующему президенту по схеме «преемника». И для того, чтобы этот возможный премьер-преемник максимально гарантировал личное спокойное постпрезидентское существование Леонида Даниловича. Для нынешнего президента, как вы понимаете, так оно спокойнее будет. Да и для страны, если она через два года не втянется в поиски врагов, тоже.

Так что сейчас страна как бы застыла в преддверии «виктории» одного или всех троих, но у каждого своей, Викторов. И тут, как представляется, важно знать, скольких Викторов одновременно украинский «боливар» вывезет…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам