Миллион в газовой "корзине"

Два дня назад в Киеве были подписаны учредительные документы для создания газотранспортного консорциума (ГТК). ОАО «Газпром» и НАК «Нефтегаз» внесут в уставный капитал совместной компании равными долями сумму, которая на начальном этапе составит $1 млн. На практике это означает, что создан оргкомитет будущего консорциума. Но труба пока так и не стала общей…

Как сообщили журналистам в пресс-службе «Газпрома», на упомянутый миллион будут начаты так называемые прединвестиционные исследования, которые планируется завершить к лету 2003 года. Сотрудники СП должны разработать ТЭО совместных проектов, подсчитать смету, найти приемлемые схемы привлечения инвестиций, а также представить расчеты ожидаемых налоговых платежей в бюджет Украины. Совместная «исследовательская» компания сейчас регистрируется в Киеве в соответствии с требованиями украинского законодательства. И в течение ближайших двух недель представители «Газпрома» и НАКа проведут первое собрание, где будет избран совет учредителей и назначены руководящие органы СП.

Кстати, самые захватывающие интриги на данном этапе касаются как раз двух вопросов: кто возглавит оргкомитет и в какую сумму удастся оценить стоимость наших газотранспортных систем (ГТС).

Если брать кадровые аспекты, которые должны проясниться в ближайшие время, то слухи называют наиболее реальным украинским претендентом на руководящий пост в новосозданной структуре заместителя госсекретаря Минтопэнерго Богдана Алексеевича Клюка – человека, отвечающего за подготовку всех документов по консорциуму. Сам по себе Клюк довольно колоритная и неординарная фигура: он родился и учился в Ивано-Франковске, работал на газовых месторождениях Тюмени и Сургута, оброс там полезными контактами, что позволило ему в 1999 году стать старшим вице-президентом ООО „Итера-Холдинг” в Москве. Правда, до этого он успел проработать четыре года на должности гендиректора АО «Укргазпром». С 1 ноября 2001 года Клюк занимает нынешний пост, координируя деятельность министерства по трем направлениям: все, что касается вопросов нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности; взаимодействия с комитетами ВР, общественными организациями и СМИ, а также программы INOGATE. В рамках этой программы, разработанной TACIS под идею транспортировки каспийской нефти на Запад, европейские эксперты провели оценку украинской ГТС. Кроме Клюка, летом этого года заместителем координатора INOGATE стал Юрий Бойко. Именно о Бойко, который является замгоссекретаря минтопэнерго и одновременно председателем правления «Нефтегаза», говорят как о еще одном кандидате в руководство «оргкомитета». По всей вероятности, если процессы ожидаемой смены правительства не отразятся на расстановке сил в министерстве, обоим заместителям госсекретаря удастся попасть в «обойму».

Впрочем, на этом первый этап создания приемлемой для обеих стран конфигурации консорциума только начнется. Во-первых, украинской стороне очень важно добиться от TACIS переоценки стоимости нашей ГТС, естественно, в сторону увеличения. Чем дороже трубы, тем большим будет наш взнос в уставной фонд ГТК. А это соответственно повышает взносы других участников (ведь договорились о формуле 50:50). Последний аудит INOGATE показал, что трубы вместе с хранилищами стоят $13,8 млрд. Однако, по словам вице-премьера Олега Дубины, эта сумма не учитывает экономического потенциала предприятия.

Но переоценка – это даже не главное. В первую очередь экспертам из «оргкомитета» нужно соорудить технико-экономическое обоснование проекта, для того, чтобы предъявить его западным инвесторам – немцам, французам, бельгийцам. Ведь именно они будут вкладывать деньги в модернизацию трубы. Между тем, на сегодняшний день расчетов, обосновывающих экономические выгоды от создания ГТК, по слухам, так и не составлено. Соблазнять «Рур газ» с «Газ де Франсом» и «Шеллом» в придачу пока можно только перспективами, а не бизнес-планами.

Наконец, согласно подписанным учредительным документам, эксперты должны позаботиться о пополнении украинского бюджета: СП будет зарегистрировано в Украине и налоги также станет платить здесь. Этот кусок государственной прибыли россияне по-братски уступили нам.

Вместе с тем, подписание учредительных документов «оргкомитета» выявило скрытые стороны «консорциумного процесса». Создается впечатление, что внутри органов исполнительной власти идет невидимый для посторонних, но упорный саботаж практических решений по созданию собственно «трубного» ОАО. Т.е. договоренности президентов если и выполняются, то как-то очень формально… Например, удивление российских экспертов вызвал скромный размер первоначального уставного капитала «оргкомитета». Представители правительства России настаивали, что на подготовительный этап создания ГТК необходима иная сумма – $50 млн. На эти деньги планировалось не только арендовать офис, платить зарплату сотрудникам, но и привлекать западных финансовых и юридических консультантов. Говорят, что именно украинские чиновники настояли на снижении учредительного взноса до минимума – каждая из сторон, напомню, забросила в общий котел по полмиллиона баксов. Бережливость Украины понятна: это для России $25 млн. не деньги, у нас подобными суммами оперируют лишь подпольные миллионеры.

Но, с другой стороны, – какие деньги, такие и харчи. Велика опасность, что «проект века» так и не удастся подготовить к указанному сроку из-за недостатка финансирования. Или подготовленные проекты будут слишком сырыми и слабыми, чтобы двигаться дальше. Правда, по мере необходимости учредители обязались «докладывать» требующиеся средства, чтобы довести уставной фонд до $10 млн. Но обещать всегда легко…

Короче говоря, ситуация напоминает известный рассказ русского писателя-классика. Про мужика, жившего на краю приисков в жутчайшей бедности. На вопрос, почему он не разрабатывает «золотое дно», мужик резонно отвечал: «Струменту, барин нету-ти, бедные мы…».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам